Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе

Разделы: Литература


Форма предлагаемого занятия – урок-конференция, рассчитанная на 2 учебных часа. Задачи урока – определить художественные функции использования образа ангела в русской литературе, выявить его смысловые оттенки в произведениях разных эпох, понять традиционное и индивидуально-авторское в его создании, расширить культурный кругозор учащихся за счет привлечения искусствоведческой информации, актуализировать ведущие литературоведческие понятия в сознании школьников (литературное направление, стиль, художественный образ, средства его создания и др.). Обозначенная тема дает возможность применить ранее полученные знания о святочной прозе в рамках самостоятельного анализа произведений (Н.С. Лесков “Запечатленный ангел”, Л. Андреев “Ангелочек”) и обсудить вопрос эволюции исследуемого жанра в русской литературе.

В процессе подготовки к конференции учащиеся выбирают тему для индивидуального доклада. Выступления школьников включают анализ художественного текста и репродукций картин, искусствоведческий, биографический и теоретико-литературный комментарий, выразительное чтение поэтических текстов и фрагментов прозаических произведений. Ниже представляем развернутый план урока с тезисами ученических докладов.

Введение в проблематику занятия начинается с выявления ассоциативного ряда к слову “ангел”: неземной, чистый, белый, возвышенный, добрый и др. Учитель с опорой на издание “Мифология. Большой энциклопедический словарь” под ред. Е.М. Мелетинского поясняет: ангелы – это человекоподобные крылатые создания, которые отождествляются с божественной волей, это символ посредничества между Горним и дольним, Богом и человеком, материальным и духовным уровнями. В христианском вероучении ангелам отведены роли вестников, воителей, охранников или защитников, их назначение – служить Богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. В толковом словаре В.И. Даля слово “ангел” представлено как многозначное. В определенном контексте (Ангел Велика Совета) оно обозначает Спасителя, кроме того, есть разделение: ангел света (благой, добрый) и ангел тьмы (злой дух). Существует поверье о том, что ангелы – попавшие в рай детские души. Это поверье нашло художественное воплощение в сказке Г.Х. Андерсена “Ангел”. К этому образу обращались художники и писатели в разные времена, обогащая данный образ новыми смысловыми оттенками.

Доклад 1. Иконописные образы ангелов.

Особый мир православной иконы. Система условностей церковной живописи: нарушение пропорций, плоскостное изображение, символика цвета, пластики и композиции иконописных изображений. “Прочтение” икон “Архангел Михаил” Андрея Рублева (XV век) и “Архангел Гавриил” (“Ангел Златые власы”, XII век): образы светлых ангелов-хранителей всех живущих, средства раскрытия их значимости и принадлежности к духовному миру.

Доклад 2. Ангелы в изображении М. Врубеля и А. Иванова.

Общая направленность творчества двух выдающихся художников. Интерес А. Иванова, живописца середины XIX века, к библейским сюжетам, реалистические традиции. Христианские и демонические темы в творчестве М. Врубеля, художника к. XIX – нач. XX века, традиции символизма. “Явление Ангела пастухам”, “Архангел Гавриил поражает Захарию немотой” А. Иванова и “Ангел с кадилом и свечой” М. Врубеля. Традиционное воплощение образа ангела у А. Иванова (ангелы – вестники, их служба – осуществлять связь между небом и землей), специфика раскрытия темы М. Врубелем (бездеятельность, одиночество ангела, близость к демонам).

Доклад 3. Образы ангелов в романтической поэзии.

Причины интереса к данному образу в литературе романтизма. Близость художественного воплощения образа ангела в произведениях В.А. Жуковского (поэма “Пери и ангел”), П.А. Вяземского (“Молитва Ангелу-хранителю”), А.С. Пушкина (“Ангел”), М.Ю. Лермонтова (“Ангел”): мотив одиночества, романтическое двоемирие, трагическая противопоставленность небесного и земного. Соединение ангельской и демонической тем у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Индивидуально-авторские средства создания образа ангела. Поэма М.Ю. Лермонтова “Ангел смерти” как романтическая поэма. Идея противостояния добра и зла в произведении.

Доклад 4. “Ангел в душе человечьей” (образ ангела в повести Н.С. Лескова “Запечатленный ангел”).

“Запечатленный ангел” – самое “церковное” произведение Н.С. Лескова. Иконописная тема в повести как способ раскрытия русского национального характера (талантливость, способность ценить красоту, сохранение благочестивых традиций). Художественная функция в тексте образа иконы ангела-хранителя (сюжетообразующая и символическая). Переведение ангельской темы во внутренний план: “ангел в душе человечьей”. “Запечатленный ангел” как святочный рассказ (обозначение автором жанровой принадлежности). Рождественское чудо, рождаемое самой жизнью: прорыв раскольничьей замкнутости в большой мир, отказ от религиозного догматизма, единение людей. Общая христианская направленность произведения.

Доклад 5. “Созданья хрупкие мечты” (рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и стихотворение А. Блока “Сусальный ангел”).

Рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и поэтический отклик на него – стихотворение А. Блока “Сусальный ангел”. Символическое звучание образа ангела в произведениях. Объединяющий центральный мотив: возвышающая человека над земной обыденностью мечта, порыв к возвышенному. Интерпретация открытого финала текстов и образа тающего ангела (воскового у Л. Андреева и сахарного у А. Блока): трагическая безысходность земного бытия. Место произведений в творческой эволюции авторов, особенность стиля, приметы литературного направления. Произведение Л. Андреева как святочный рассказ: депоэтизация традиционных образов (семейный очаг, мать, рождественская елка), специфика рождественского чуда. Чеховские традиции в рассказе Л. Андреева.

Обобщающая часть занятия включает в себя обсуждение художественного воплощения образа ангела в творчестве сибирских художников и писателей. Учитель представляет школьникам репродукцию картины А.И. Волокитина “Ангелы Творения”. В ходе беседы старшеклассники делятся своими впечатлениями и пытаются определить основную мысль картины: вера художника в победу добра и света.

Учащиеся обращаются к рассказу В.П. Астафьева “Ангел-хранитель” из сборника “Последний поклон” (знакомство с ним проходит в рамках изучения региональной литературы) и комментируют специфику воплощения этой темы у писателя. Определение, вынесенное в название рассказа, связано с образом бабушки. Рассуждая о значении этого человека в своей жизни (автобиографичность повествования – центральная особенность сборника), В.П. Астафьев использует высокий, неземной образ. В этом контексте можно говорить о ведущей роли бабушки в формировании духовного облика будущего писателя (единство и гармония с природным миром, категория памяти и семейных традиций, нравственный стержень, четкие представления о добре и зле).

В качестве дополнительного обобщающего задания учащимся предлагается продолжить наблюдения по обозначенной теме (с опорой на роман В. Брюсова “Огненный ангел”, рассказ Л. Чарской “Подарок ангела” и др.). Выполнение домашнего задания носит добровольный характер.