Проектная деятельность учащихся 11-го класса по литературе с использованием мультимедийных и интернет-ресурсов

Разделы: Литература, Информатика


Цель проекта: изучение художественного мира М. А. Булгакова посредством информационных технологий.

Проект «Фантастическая симфония М. А. Булгакова» реализуется в рамках изучения творчества писателя на уроках литературы.

Художественный мир, жизнь писателя вызывает неподдельный интерес у учащихся 11 класса, усилить восприятие позволяет наличие широких художественных и музыкальных ассоциаций, огромный иллюстративный материал. В данном проекте изучение художественной и критической литературы является для учеников отправной точкой на пути к постижению мира писателя, возможности же Интернет-ресурсов, различные электронные издания позволяют создать целостную картину жизни и творчества М. А. Булгакова в контексте всемирного искусства.

Проект состоит из 6 этапов:

1. Подготовительный.

Учитель литературы помогает определить объект, предмет исследования. Учитель информатики направляет на использование определенных электронных учебников, энциклопедий, Интернет-ресурсов по данной теме.

2. Проектировочный.

На данном этапе формируются 3 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: исследователи, литераторы, искусствоведы.

Учителя помогают продумать ход деятельности, распределяют задания, оказывают помощь в подборе критической литературы, помощь в поиске, сборе и обработке информации по данной теме с использованием компьютерных технологий.

3. Практический.

Определяется работа по группам. Первая группа – исследователи. Изучают творчество М.А. Булгакова по предложенной учителями критической литературе, по ссылкам Интернет-ресурсов и электронным учебникам. Для этой группы главное в этой работе - подобрать примеры из критической литературы, указывающей на художественные и музыкальные параллели.

Вторая группа – литераторы. Задание этой группы заключается в подборе отрывков их художественных текстов писателя, содержащих литературные реминисценции, упоминание имен композиторов, музыкальных инструментов и произведений.

Далее собранный материал нужно сканировать, форматировать и скомпоновать, представить в виде сообщения, оформив его в текстовом редакторе WORD.

Третья группа – искусствоведы. Учащиеся группы должны сделать подборку иллюстративного материала жизни и творчества Булгакова, композиторов, произведения которых упоминаются в книгах писателя. Наиболее сложным является подборка музыкального материала, передача, обработка информации и использование навыков работы с программным обеспечением компьютера.

Результатом работы на данном этапе должно стать реферативное изложение материала и создание презентации.

Роль учителей заключается в проведении консультаций и в осуществлении контроля.

4. Аналитический.

Учителя осуществляют подготовку и организацию круглого стола с целью рефлексии, анализа достигнутых результатов.

Учащиеся проводят сравнение планируемых и реальных результатов: анализируется художественное и техническое оформление проекта.

5. Контрольно-коррекционный.

В ходе индивидуальных бесед и групповых консультаций происходит рефлексия, осуществляется поиск способов коррекции ошибок.

6. Заключительный.

Организация защиты проекта.

Содержание проекта представлено таблицей.

Приложение 1