Интегрированный урок по обучению грамоте по теме "Буква Д, д, обозначающая согласные звуки"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с буквами Д, д, со звуками [д], [д,]

Обучающие: формировать навыки правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; осуществлять звуковой анализ слов, учить давать характеристику звукам; учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту.

Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор.

Воспитывающие: воспитывать любознательность; учить сотрудничеству.

Оборудование:

  • В.Г.Горецкий “Русская азбука”
  • Пропись №3
  • Сигнальные карточки
  • Картинка для раскрашивания
  • Рисунки с изображением звезд
  • Рисунок с изображением Незнайки
  • Ракета

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

– Ребята, нам прислали письмо. Разрешите его прочитать:

“Дорогие ученики из 1 “Б” класса. Я приглашаю вас совершить космический полет на ракете. Мне очень хочется узнать, умеете ли вы дружно трудиться, преодолевать трудности.

Незнайка”

– Ну как, ребята, принимаете приглашение Незнайки?

– Теперь вы не просто ученики, а члены космического экипажа.

– Итак, сегодня мы совершаем полет в не5изведанное космическое пространство. Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнять следующие условия:

  • точно и правильно выполнять задания;
  • быть очень внимательным;
  • регулярно выполнять физзарядку;
  • не допускать ошибок: иначе ракета может потерпеть аварию;
  • ответить хочешь – не шуми, а тихо руку подними!

– Внимание! Экипажу занять свои места в ракете. Одеть шлемофоны, пристегнуть ремни (имитация действия).

II. Работа по барометру настроения (Приложение 1).

– В своих бортовых журналах отметьте свое настроение на начало нашего полета.

– Каким бы цветом вы его изобразили?

– Почему кому-то из вас грустно, скучно, …?

– Я надеюсь, что на уроке вам станет интересно, а с урока вы уйдете с другим настроением, а поможет этому наше космическое путешествие.

III. Дыхательная гимнастика.

– Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли.

Как приятно вспомнить всё что связанно с нашей родной землёй. представьте себе что мы на огромной душистой поляне. Кругом цветы. Как красиво.

Упражнение : “Ароматный цветок” (вдох, медленный выдох)

IV. Поэтическая минутка

Наша ракета сейчас находится на “поэтической волне”

– Вспомните и расскажите изученные стихотворения.

(дети рассказывают стихотворения, которые ежедневно разучивают на уроках обучения грамоте)

– А теперь сядьте удобней. Наш полёт проходит успешно.

V. Повторение

– Включаю экран телевизора

1. Работа по “Ленте букв”

– Сколько гласных букв изучили назовите их

– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

– А какие прри произношении обозначают два звука?

– В каких случаях?

– Сколько согласных букв изучили?

2. чтение слогов слияний.

– Сейчас перед нами созвездия.

Звёзды в нём не обычные. На каждой звезде созвездия слоги – слияния:

– Прочитайте их тихо

– Прочитайте медленно

– Прочитайте скороговоркой

– Прочитайте громко

– Договорите их до целых слов

VI. Фонетическая зарядка. Постановка темы и целей урока.

Полёт проходит успешно. Сядте удобнее, продолжаем полёт.

– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…)

– Какой звук слышится когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь…)

– Какие звуки слышим в начале этих слов?

– Что вы можете сказать об этих звуках?

– Охарактеризуйте эти звуки

– Кто из вас может сформулировать тему урока?

VII. Физминутка.

– Наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает чётко, слаженно. Сейчас предстоит серьёзная работа: Мы выходим в открытый космос.

Упражнение “Полёты в невесомости”

(Учащиеся выполняют разнообразные движения в зависимости от своей фантазии).

VIII. Работа над новым материалом.

Ребята, вы чувствуете, как ракета набирает скорость. Проверьте своё рабочее место и содержите его в порядке.

  1. Слого – звуковой анализ.
  2. – Найдите одинаковый звук в словах:

    Помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика, кедры.

    – Какой одинаковый звук вы слышите в словах:

    Девочка, дятел, дерево, радио, дети.

    Вывод:

    [ д ] – согласный, твёрдый, парный, звонкий.

    [ д,] – согласный, мягкий, парный, звонкий.

  3. Распознавание звуков [ д ], [ д,]
  4. – Если услышите звук [ д ] – поднимаете синюю сигнальную карточку, звук [ д,] зелёную.

    дети, дача, дельфин, дерево, дождь, домино, диван, дочь, дудочка.

  5. 3накомство с буквами Д д.

– Дети, а кто может напечатать графическое изображение этих звуков?

– Поднимите руку кто знает эту букву?

– Кто скажет на что похожа буква Д (на домик, приложение №2)

“Д – это домик аккуратный с красивой крышей двускатной”

– Хоть мы с вами сейчас далеко от земли, наверное скучаем по дому.

– Давайте закроем глаза и представим себе необычный дом, сказочный где все живущие и вещи начинаются на букву “Д”, помогайте:

– В домике живёт старенький… ( дедушка)

– Девочка по имени… (Даша)

– Мальчик по имени… (Дима)

– Они втроем любят играть в… (домино)

– И отдыхают на… (диване)

– Когда кто-то приходит они рады открыть… (дверь)

– А во дворе бегает добродушная дворняжка … (Дружок) и доберман – пинчер (Джульбарс)

– На какую букву начинались все слова?

– А какие мы слышим звуки?

– А какие ещё слова знаете на букву Д?

IX. Работа в “Прописи” (с.16)

– Ребята, вы чувствуете, как ракета набирает скорость?

Проверьте своё рабочее место сядьте удобнее. Постарайтесь, что бы в течении полёта тетрадь лежала правильно, а записи были чёткими и аккуратными.

– Кого мы ещё возьмём в наш домик? (дворника)

– Какое отчество ему дадим? (Дормидонтович)

– А теперь скажем слово “дворник” и выделим звук который слышим в начале [ д ].

– А теперь разукрасим фартук у дворника.

– Каким цветом (синим)

– Почему (согласный)

2. Разминка рук и тренировка памяти.

Из пальчиков делаем фигуру домика и вслух говорим:

“Этот домик – буква “Д” в домике окошко

Из трубы идёт дымок,

А в окошке – кошка” (2 раза)

3. Сравнение печатной и строчной “Букв “Д д”

4. Анализ элементов буквы “д”

– Из скольких элементов состоит сточная буква “д”? (из двух)

– Назовите их. (Овал, петля)

– Обведите их по контуру

  1. Показ и объяснение написания буквы “д” (учитель)
  2. Письмо буквы детьми:

– В воздухе обведите элементы локтем, подбородком;

– На доске;

– В тетради (1 строка)

– Вы должны красиво написать буквы и они будут пропуском для дальнейшего нашего космического путешествия.

X. Релаксация

“Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали и ещё послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко”

XI.. Работа по “Русской азбуке” (с.109)

  1. Открываем учебник и попадаем… Куда?
  2. Правильно. Мы с вами попали в подводное царство.

    – Что бы наше путешествие прошло успешно, надо разгадать пароль.

    – Читаем слоги с твёрдым согласным звуком [ д ]. (да-ды, до-ду)

    – Читаем слоги с мягким согласным звуком [ д,]. (ди)

  3. Работа по иллюстрации.

– Что вы видите на иллюстрации?

(медуза, морская звезда, актинии, осьминог, клад, водолазы, батискаф – глубоководный самоходный аппарат)

– В каких словах вы услышали звуки [ д ] [ д,].

– Я проговариваю ещё раз, а вы прохлопайте.

3. Значение слова “звезда” (приложение №3)

(В небе блестит звезда,

На дне океана звезда,

Дети нарисовали звезду)

А сейчас члены экипажа поправьте свои шлемофоны.

XII. Самостоятельная работа.

  1. Гимнастика для пальчиков.
  2. – Потёрли ладони чувствуете как прибыла энергия. Ваши пальчики становятся волшебными. Прижмите ладони к парте:

    – Прижимаем мизинец, безымянный и т.д.

    – Вы готовы? Запишите по образцу слоги – слияния.

  3. Работа с картинкой для раскрашивания. (Приложение №4)

– Найдите на картинке все части на которых есть буквы Дд и Дд

– кто получился? (дельфин)

– где они живут?

– Что интересного вы знаете о них?

– Расскажите.

– Итак, мы выполнили уже большую часть работы. Наша ракета пошла на снижение. Мы идём к земле. Мы скоро должны совершить мягкую посадку, а для этого нам необходимо выполнить последнее задание.

XIII. Чтение текста в “Русской азбуке”

  1. Чтение текста
  2. – Кто ведёт подводные работы? (водолазы)

    – Кем работали папы у Нади и Димы?

    – Где они работают?

  3. Запись предложения (пропись)

На дне реки работает водолаз

– Найдите в предложении строчную букву “д”

– Подчеркните их.

Ну а теперь пришло время успешно завершить полёт и совершить мягкую посадку.

XIV. Подведение итога урока.

– Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной, добросовестной работе экипажа.

– Ребята понравилось ли вам наше путешествие?

– Какие задания вам понравились больше всего? Почему?

– Что вы сегодня нового узнали во время нашего космического путешествия?