Активизация учебного процесса с применением новых технологий обучения

Разделы: Начальная школа


В научной литературе педагогические технологии определяются как сложные технологии и открытые системы приёмов и методик, объединённых приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, создающих в итоге совокупность условий для развития учащихся. Современными считаются технологии: личностно—ориентированная, развивающая и продуктивная.

В 1 классе использую методику В.А.Илюхиной «Письмо с секретом». Она способствует не только формированию графического навыка и каллиграфического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении. Хочется выделить стержневые линии методики «Письма с открытыми правилами».

  1. Снятие психологической перегрузки учащихся, связанный с овладением ими графическими навыками и каллиграфическим письмом.
  2. Вовлечение в конкретную деятельность по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом всех сфер психики ребёнка: внимания, интереса, желания, воли, эмоций, осознания.
  3. Изначальная и постоянная установка на эстетичность выполняемой работы, на работу «на совесть», на работу без «брака», т.е. нравственное влияние на детей наших приёмов обучения.
  4. Соблюдение на всём протяжении периода обучения в начальных классах санитарно—гигиенических норм.
  5. Ориентация детей на как можно более детальный анализ строения букв—знаков, выделение в них нюансов, пропорций, пространственных соотношений.
  6. Постоянное направление внимания детей на возможно более полное осознание ими всех деталей графики письма, формирование у них способности выражать в слове, в речи характеристику написания букв, их элементов, соединений.
  7. должное внимание к той стороне формирования навыка, которая выражается в требовании упражнения, тренировки, повторяемости выполнения действий.

Эти стержневые линии методики пронизывали все четыре этапа работы над каллиграфическим письмом.

Этап введения детей в новую для них деятельность. Обучение письму с самых первых минут строится на материале сказки.

Этап ознакомления с основным алгоритмом письма. Этому этапу отводятся первые 2—3 урока, но они очень значимы для процесса формирования графического письма.

Этап использования основного алгоритма письма всех букв, отработка специфических элементов каждой буквы, овладение алгоритмом написание каждой из них. Это более длительный этап.

Этап автоматизации графического навыка и дальнейшего развития способности проговаривать способ написания буквы.

1 класс. Отработка умения графически правильно изображать каждую букву (знак), знаки все её правильные соединения. Уметь проговорить написание каждой буквы: узнать её по устному или письменному описанию.

2 класс. Работа над совершенствованием графического навыка и скорописью.

3—4 классы. Совершенствование скорописи и укрепление каллиграфического письма.

Разделение процесса обучения на отдельные этапы носит в известной степени условный характер, потому что на практике содержание работы одного этапа может переплетаться с содержанием другого, и переходить одно в другое. С другой стороны, и временные характеристики этих этапов неоднозначны. Например, первый и второй этапы — введение в новую деятельность и ознакомление с основным алгоритмом — наиболее краткие, но выделить их необходимо по их значимости. Третий этап (важнейший, где и раскрываются новые подходы в обучении письму) длится от двух до четырёх месяцев, как и букварный период. Четвёртый этап продолжается более двух лет и тоже имеет свои важные функции. Уроки письма начинаются с введения учеников в мир прекрасного. Объясняю назначение горизонтальных линий в тетради.

Проверяю, как каждый показывает в тетради строчку, дети повторяют и поодиночке, и хором: рабочая строка, верхняя линия строчки, нижняя, дополнительная верхняя строчка.

В период формирования графического навыка очень важно заботиться и о формировании санитарно—гигиенических навыков. Следует знать, что оба глаза должны находиться на одинаковом расстоянии от объекта. Тетрадь должна лежать прямо напротив пишущего.

Овладение сутью алгоритма опирается на понимание двух следующих положений.

Первое. Буквенные знаки (буквы), являясь целостным образованием, представляют собой сложное строение, состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких.

Второе. В русском алфавите есть буква, по особенности строения и написанию схожая с абсолютным большинством букв,— это буква И. На её написание и отрабатывается основной алгоритм письма.

Первоначальное открытие детьми графических правил происходит при знакомстве с написанием буквы и по определённому алгоритму, который состоит из семи частей.

  1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и параллельных линий.
  2. деление наклонной линии, а вместе с ней и рабочей строки на две и три части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове.
  3. Правильное Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента с последующим элементом.
  4. Правильное движение вверх — в сторону после закругления, до середины строки — письмо крючковой линии, которая вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.
  5. Письмо «секрета» линии, которая продолжает крючковой линию от середины строки до верхней её линии.
  6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки.
  7. Завершение написания второго крючка.

Этот алгоритм определяет написание буквы и, а его составные части по отдельным или по нескольку вместе входят в алгоритм написания очень многих букв русского алфавита. Это значит, что, встретившись с новыми элементами, дети будут в основном подготовлены.

Овладение первой части алгоритма — письмо прямых наклонных линий.

Вторая часть алгоритма — умение делить наклонную линию на две и три части.

На образцах, на чертеже показываю, что такое 1/2и 1/3 части линии.

Третья часть алгоритма — выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки.

Пишу на доске крючок и выделяю два его элемента — прямую наклонную и крючковую линии.

Четвёртая часть алгоритма — завершение крючковой линии. После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины строки, деля при этом угол, образованный наклонной линией и нижней линейкой рабочей строки примерно пополам.

Пятая часть алгоритма — обучение общему приёму соединений на основе соединения двух крючков, письмо «секрета».

Шестой этап алгоритма — учим «прятать секрет», т.е., не отрывая руки, опускаться вниз по «секрету».

Седьмой этап — встреча с самой «важной» буквой — «королевой», буквой «и».

 Уже в это ранний период обучения важно научить детей преодолевать трудности, а не избегать их. Таким образом, обучая детей, мы учим их справляться с трудностями, а это и воспитание личности, и её общее развитие. Вот почему в букварный период необходимо уделять значительное внимание технической и графической стороне письма, а не увлекаться достижением скорости. Важно, прежде всего, заложить правильный графический навык, добиваться его устойчивости и развивать автоматизм при письме.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться перед дальнейшей разработкой уроков — это обязательная отрывность при письме. Мы обучаем принципу безотрывного письма, учим детей оптимальным движениям при соединении букв, знаем, что при скорописном письме наши малыши научатся не отрывать руку в процессе написания четырёх знаков. Но это будет к концу начальной школы. А сегодня, возможно, усилий нашего ученика хватит на безотрывное написание лишь половины буквы, к концу первого класса на 1,5-2, к концу второго — на 2, к концу третьего на З буквы, и лишь в четвёртом классе он сможет безотрывно написать 4, может 5 букв.

Итак: учитель обучает детей принципу безотрывного письма с обязательным отрывом и индивидуально помогает им научиться правильно и своевременно отдыхать при письме.

В технологии УДЕ при обучении, например, математике важно различать следующие основные элементы:

  1. совместное и одновременное изучение родственных разделов, взаимно-обратных действий (задач);
  2. обращение упражнений;
  3. самостоятельное составление школьниками упражнений на основе сравнения и обобщения, индукции и аналогии;
  4. восстановление деформированных равенств (... + 2 = 5; 10 - ... = 7 и т.д.)
  5. освоение и составление граф-схем доказательств;
  6. матричные задания;
  7. представление информации в образно-наглядной форме;
  8. выход на перспективу изучения будущего знания на основе свертывания и развёртывания учебной информации.

В учебнике математики для 1 класса изложена так называемая монографическая методика изучения натуральных чисел, при этом в одной теме дань не только все случаи сложения и вычитания в пределах рассматриваемого числа (1 + 2 = 3; 2 + 1 = 3; 3 — 1 = 2; 3 — 2 = 1), но о триада задач на увеличение и уменьшение числа и на разностное сравнение чисел.

В эксперименте ввела обозначение действий сложения и вычитания начиная с урока, посвященного изучению состава числа 2 ( 1 + 1 = 2; 2 — 1 = 1)

Весьма важным для изучения первой темы является выяснение роли и места взаимно-обратных операций: сложения и разложения чисел на слагаемые. В практике обучения эти две операции рассматриваются раздельно: после уроков, посвященных только сложению в пределах первых пяти чисел, проводятся уроки по изучению их состава. Наша практика показала гораздо большую эффективность одновременного изучения двуединой операции сложение-разложение в теме «Состав чисел первого десятка» для подготовки учащихся к изучению последующей темы — «Сложение и вычитание в пределах десяти». Чтобы добиться этого, мы использовали, прежде всего, двоякое чтение одного и того же примера:

5 + 2 = 7 — «К пяти прибавить два, получится семь» (слева направо)

5 + 2 = 7 — «Семь состоит из двух и пяти» (справа налево)

Такое словесное противопоставление подкреплялось противопоставлением в плане конкретных действий. Например, при выполнении задание 5 + 2 = … ученик сначала отсчитывает 5 косточек, затем 2 и после этого говорит результат: «К пяти прибавить два получится семь». После решения этого примера ему сразу же предлагалось показать, из каких чисел состоит число 7».

- Какое же число получилось?

- К 5 прибавить 2 — получилось 7

- А теперь покажи, из каких чисел состоит число 7.

- (Сначала откладывает 2 косточки вправо, потом говорит) Число 7 состоит из 2 и 5.

В существующей практике обучения переместительный закон сложения изучается тогда, когда наступает необходимость в нем (например, при замене сложения 3 + 7 решением обращенного примера 7 + 3), а не заблаговременно. Поэтому мы уже при изучении состава чисел первого десятка начали подготовку к усвоению переместительного закона сложения.

Приведём пример:

- Возьмите в левую руку З палочки, а в правую 2 палочки. Сколько всего палочек стало?

- Всего стало 5 палочек

- Скажите об этом более подробно.

- К З палочкам прибавить 2 палочки — будет 5 палочек.

- Составить этот пример из разрезных цифр (Ученик составляет пример: 3 + 2 = 5)

- А теперь поменяйте местами палочки: палочки, лежавшие в левой руке, переложите в правую, а палочки из правой руки переложите в левую. Сколько теперь палочек в двух руках вместе?

- Всего в двух руках 5 палочек.

- И в первом случае всего было 5 палочек, и сейчас тоже 5 палочек. Почему так получилось?

- Потому что мы никуда не откладывали и не добавляли палочки. сколько было, столько и осталось. (Составляется новый пример: 2 + 3 = 5)

Таким образом оказалось возможным и целесообразным уже при изучении подготовительной темы «Состав чисел первого десятка» добиться закрепления взаимно - обратных связей с помощью:

  1. работы над числовым материалом в словесном, конкретном символическом планах;
  2. противопоставление операций сложения и вычитания чисел;
  3. выяснение содержания переместительного закона.

Это поможет осуществить цель — одновременное противопоставление сложения и вычитания при изучении действий в пределах 20. (с переходом и без перехода через десяток)

Была изучена роль деформированных примеров (т.е. таких примеров, в которых надо найти неизвестных компонент) при усвоении сложения и вычитания.

Рассмотрим случай решения такого примера (6 + ... = 9);

- Какое число должно стоять внутри клетки? Чтобы его найти, надо пробовать. К 6 прибавьте 1. Сколько получилось?

- К 6 прибавить 1 — получиться 7.

- Какое число должно получиться?

- Должно получиться число?

- Мало или много прибавили?

- Мало. Теперь прибавили 2. К б прибавить 2 получиться 8.

- Сколько должно было получиться?

- Должно было получиться 9. Прибавили 3. К 6 прибавить З получиться 9.

- Составьте решённый пример из разрезных цифр. Учащиеся составляют пример: 6 + 3 = 9

Дальнейшее обобщение формы обратных примеров.

  1. Примеры, в которых необходимо найти знак действия
    7 ... 2 = 9; 15 … 3 = 12.
  2. Примеры неопределённые, которые имеют не одно, а несколько решений:
    ... - ... = З
  3. Примеры обратные и неопределённые, имеющие три компонента:
    … - 7 + 5=14
    + ... – 7 = 15

Все эти примеры вызывают активизацию мыслительных процессов и в то же время вполне доступны учащимся.

Решение обратных примеров в постоянном сопоставлении с прямыми примерами оказывают положительное решение обычных, т.е. прямых примеров.

Если дети приучались уже в 1 классе решать парами примеры на действия первой ступени

(3 + 2 =5; 5 – 2 = 3), то при изучении впоследствии в курсе алгебры действий второй ступени у этих учащихся самопроизвольно, опережая пояснения учителя, актуализируются те же самые связи (+ - ), которые несомненно, облегчают процесс изучения нового материала.

Методическая УДЕ влияет положительно на становление активного мышления.

Чтение как речевое умение на разных языках имеет одинаковую структуру. Уметь читать — это прежде всего владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи.

Задачи учителя в формировании навыков чтения заключается в следующем:

  • увеличивать оперативную единицу восприятия текста;
  • учить понимать небольшой текст с однократного восприятия;
  • учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц;
  • развивать скорость чтения (про себя);
  • развивать умение предугадывать грамматические формы;
  • развивать умение предвосхищать смысловое содержание;
  • развивать умение разбираться в логико — смысловых связях текстов разного характера;
  • развивать умение «игнорировать» неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи.

На каждом уроке (на уроках русского языка, родного языка, чтения и родной речи ввели жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешая товарищам, каждый со своей скоростью, кто - то быстрее, а кто-то медленнее. 24 ученика в классе, тренаж идёт в течение пяти минут: 24 * 5 = (человека\минут) тренировочной работы, я получила увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого 5 минут урока. Это еже урочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Запишем: 5 * 4 * 5 = 100.

Пять минут за урок, четыре урока в день, 5 дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут.

Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких методических ухищрений что-нибудь хорошее да получиться, несомненно, будет положительный эффект.