Разработка урока для 5-го класса по теме "Египет – дар Нила?"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской  цивилизации.
  • Начать формирование умений работать с исторической картой, текстом исторического источника.

Оборудование: карта «Древний Египет», иллюстрация с изображением бога Хапи.

ХОД УРОКА

Информация для учителя: тема написана на доске без кавычек и вопросительного знака.

Вступительное слово.  Читаем тему урока. А если я поставлю кавычки, то что это будет означать? А если я поставлю знак вопроса, то как изменится смысл темы? Записать тему.
Где находится Египет? (Знакомство с картой, подробное словесное описание карты) Что же нам нужно знать о Египте, чтобы ответить на наш вопрос?
Читаем текст № 1 (Приложение 1). Вопросы к тексту:
Когда был написан текст: в древности или сейчас? Как вы это определили? (7 устий в дельте, Египетское море, разливы, древние меры длины)
Стадий – греческая мера длины (177-192 м)
Сам автор видел то, о чем писал? (Позиция – современник)
А как расположена сама страна? (Работа с картой)
Как вы понимаете слова «Египет укреплен со всех сторон самой природой»? (работа с картой)
Какие условия помогают эффективно вести хозяйство? Какие мешают?
А сам автор – житель Египта или иностранец? Почему? (Удивляется разливам, упоминает другие реки, о Египте говорит отстраненно, использует греческие меры длины и буквы – дельта, реку называет Нилом, а не Хапи (Рассказ о божестве с использованием рисунка 1)

Рисунок 1

А почему происходят разливы? (Версии детей)

Древние версии:

  • Ветры с севера заставляют воды Нила идти обратно и мешают излиться в море
  • Разливы Нила – движение океана, который окружает землю и из которого исходят реки
  • Таяние снегов в верховьях Нила

По поводу последней версии недоумевал древний историк Геродот: «Как допустить наличие снега в стране, где даже дожди неизвестны, где жар солнца такой, что делает людей черными?»
Попробуйте возразить Геродоту (работа с картой, поиск истоков Нила). В начале июля на Абиссинском плоскогорье идет интенсивное таяние снегов, количество воды увеличивается, русло не вмещает, начинается разлив.
Знакомимся с еще одним описанием разлива Нила (Приложение 2)
Кто автор этого текста? – Египтянин (не удивляется разливам, радуется им, называет Нил «Хапи», упоминает бога Ра) и современник (наблюдает разлив, говорит о жертвоприношениях, не знает начала Нила).
А чему радуется? (вода, ил) Какие чувства выражает текст?
Гимн – радость, воспевание, прославление.
А если бы обращение к Нилу сочинялось до разлива, то какие чувства оно бы отражало?
Молитва – просьба, жалоба, ожидание лучшего.
Найдите по тексту, за что ответственен Нил. Есть ли подтверждение, что египтяне считали Нил божеством? А с кем еще олицетворялся Нил? (Нил – бог, царь, река)
Какие периоды в жизни Нила можно выделить?
Приходит – разлив
Медлит, прекращает жизнь – засуха
Создает, доставляет пищу – уход воды, земледельческие работы
Расположите эти периоды по порядку.
Выпишите все ключевые слова, относящиеся к Нилу. С помощью этих характеристик сделаем вывод о роли Нила в жизни Египта (ответ на вопрос темы)

Домашнее задание:  Известно, что в Древнем Египте огромное значение получила картография. Почему приходилось ежегодно обновлять карты?