Урок математики с элементами интеграции (окружающий мир) – урок-расследование

Разделы: Начальная школа


Тема урока по математике:  Закрепление письменных приёмов умножения для случаев с одним переходом через разряд.

Тема урока по природоведению:  Охрана растений и животных. Красная книга.

Цели и задачи  урока:

  • Образовательные: продолжить работу по закреплению письменных приёмов умножения; познакомить учащихся с конкретными видами охраняемых растений и животных.
  • Развивающие: развивать математическую смекалку, творческое мышление, мыслительную деятельность на уроке с помощью решения задач, способствовать формированию навыков самостоятельной работы в группах.
  • Воспитательные: сформировать правила поведения человека в природе, направленные на сбережение животных и растений, прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения жизнь животных и растений Астраханского края, формировать умение аккуратно и правильно выполнять математические записи.

Оборудование: карта «Животные и растения, занесённые в Красную книгу России», картинки-улики: орлан-белохвост, пеликан кудрявый, махаон, выхухоль, лотос, севрюга, открытки-разукрашки.

План урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока.
2. Устный счёт.
3. Оабота с лентой цифр.
4. Решение примеров.
5. Физкультминутка
6. Решение задачи.
7. Работа с геометрическими фигурами и учебником.
8. Самостоятельная работа в группах.

ХОД   УРОКА

I. Организационный  момент

II. Сообщение темы и целей урока

– На весенних каникулах мы были в г. Астрахани и посетили краеведческий музей. И  мне там передали письмо. Я его прочитаю:

Дорогие ребята, дорогие друзья,
Обращаемся с просьбой – услышьте  вы нас!
Истребляют нас люди – и чаще зазря,
Нас становится мало – ведь это беда!
Как прожить без травинки, без деревьев, цветов?
Без красивейших бабочек, жуков, пауков?
Как вы будете жить, не имея вокруг –
Ни зверюшек, ни птичек? Задумайся, друг?
Как помочь нам? Спасти окружающий мир?
Чтоб вокруг всё цвело, дышало, жило?
Мы надеемся очень, ребята на вас.
Вы поможете нам…

– Сегодня на уроке мы будем с вами исследователи, нам нужно отыскать причины исчезновения животных  и растений, которых становится всё меньше и меньше. А в этом нам поможет точная наука – математика.

– Перед вами карта Астраханской области. Куда же подевались все животные и растения?
– Давайте проведём расследование.

III. Устный  счёт

 – Итак, перед вами первая улика.
– Посмотрите, что это?

(Лапы птицы).
– А какой именно, мы с вами узнаем решив примеры и собрав птицу по частям. (Примеры написаны на частях птицы с обратной стороны каждой части. Дети решив правильно пример собирают её)

1. 72 : 12 =      2. 780 – 70 =   3. 13 х 7 =   4. 90 : 5 =   5. 470 + 60 =   6. 170 х 4 =    7. 35 : 8 =

Дети решили и собрали птицу.

 – Молодцы, ребята, перед вами орлан – белохвост, который живёт в Астраханской области. Орлан-белохвост  – самая  крупная птица живёт в наших краях и любит отдыхать на вершинах старых деревьев. Он в первую очередь уничтожает больных и слабых птиц, и тем самым предотвращает массовые заболевания птиц.
Доклад учащегося «Орлан-белохвост»

(Учитель  эту птицу вешает на карту)

IV. Работа с лентой чисел

– А вот ещё один след  в виде хвоста, оставило неизвестное животное.

Перед вами ряд чисел. Прочитайте их.
100, 150, 200, 250, 30, 350 …

– Как вы думаете, какое число здесь лишнее? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы все числа стали трёхзначными?
– Какую закономерность вы заметили?
 – А хвост этот – выхухоли. Хвосты у этих животных бывают разной длины. Давайте удлиним этот хвост, продолжив ряд чисел.
– Ребята, эти числа здесь не случайны. Послушайте, что они означают.
100 кг. – африканский страус.
150 кг. – кенгуру.
200кг. – питон.
250кг. – крупная обезьяна – горилла.
350кг. – амурский тигр.
А всего 1 кг. весит выхухоль.
Выхухоль – зверёк небольшой. Отправляясь на кормёжку, выхухоль, уткнув в ил свой  длинный хоботок и помогая себе передними  ногами, как бы ходит «на руках». При этом взрыхляет ил и подбирает личинки насекомых и пиявок. Увидеть выхухоль непросто, потому что он редко выходит из воды. Однако ни осторожность, ни скрытый образ жизни не спасли выхухоль от истребления. Сейчас выхухоль занесена в Красную книгу.

Доклад ребёнка «Выхухоль».

Этого зверька мы расположим на карту.

V. Решение примеров

– Посмотрите на доску. Перед нами новые улики – половинки  бабочек.

Мы с вами должны расследовать, где же другие половинки. Но чтобы это сделать, надо решить примеры в столбик.

152 х 4 =           87 х 5 =           62 х 8 =           383 х 3 =

– Решите самостоятельно. Кто первый решит, поднимает руку, подходит к моему столу  и находит правильный ответ на другой половинке. Если ответ верен, то бабочка получится целая.

Дети решают и собирают бабочек.

– А вот последняя бабочка называется МАХАОН – эта бабочка находится на грани исчезновения. Она страдает из-за своей красоты. Люди стараются,  во что бы то ни стало поймать её.

Доклад ученика «Махаон».

Так пусть же она летит на нашу карту.

VI. Физкультминутка, или минутка отдыха

Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем,
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем.

VII. Решение задачи

 – До сих пор существуют браконьеры – люди, нарушающие сроки охоты. Убивающие больше, чем разрешено, охотящиеся на охраняемых редких животных, использующие незаконные орудия лова.
– Ребята, посмотрите, что это?

 – Улика. (Отвечают дети.)
– Это водоросли, а в них хвост какой-то рыбки. Надо решить задачу и спасти рыбку.

Задача:

В 4 больших аквариумах плавают 20 рыбок, а в 7 маленьких аквариумах – по 5 рыбок. Сколько всего рыбок в этих аквариумах?
– Что известно в задаче? (В 4 больших ак. – по 20 рыбок, а в маленьких – по 5 рыбок.)
– А какой вопрос задачи?
– А  можем сразу ответить на вопрос? Почему?
– А каким действием узнаём сколько рыбок в больших аквариумах и в маленьких?
– Решаем самостоятельно.
– Поставьте вопрос, чтобы задача решалась так: 20 х 4 – 7 х 5 =
– Мы помогли найти рыбку. Это рыбка не золотая, но ценная, которая живет в наших водах. Чтобы спасти этих рыб, люди создали рыбоводные заводы, которые восстанавливают запасы осетровых рыб. Учитель показывает эту рыбу и спрашивает:

– А вы знаете, как она называется?
– СЕВРЮГА. Вот и пусть плывёт на нашу карту.

Рассказ о севрюге ученицы Оли.

VIII. Работа с геометрическим материалом и  учебником

 – На месте исчезновения неизвестной птицы у нас остались следы.
– Чьи следы, как вы думаете?
– Нам нужно среди всех этих следов, найти той птицы, которая исчезла с нашей карты.

 – Для этого мы должны открыть учебники на странице 81 и  решить №6. Вспомните, какой треугольник называется равносторонним.
– А что такое периметр?
– Как можно найти сторону равностороннего треугольника, зная его периметр?
– Почему будем делить на 3? Третий след – это  след  исчезнувшей птицы.

– Молодцы! Исчезнувшая птица была пеликан кудрявый,  это её следы. Их осталось совсем немного. Это птица из Красной  книги. В полёте пеликаны напоминают древних летающих ящеров. Поместим её на карту.

IX. Самостоятельная работа в группах

 – И вот последнее расследование. Перед нами ещё одна улика. Это элемент одного цветка. Лепестки пропали, вы должны на зелёных листьях этого цветка по «цепочке» решить примеры. Разобьёмся на 6 исследовательских  групп. Первый начинает решать и передает  лист следующему и так до последнего. А последний, решив свой пример, быстро сверяет с ответом на лепестке, лежащим на парте. Если ответ верен, то собирают цветок.

       

– Ребята, вы узнали этот цветок?  (Название этого  цветка – ЛОТОС.) Его нежно-розовые  бутоны начинают раскрываться с первыми лучами солнца. Потом они становятся ярко – розовыми, и на их лепестках переливаются всеми цветами радуги капельки воды. Растёт лотос во многих тёплых странах  Азии, Африки, Америки. И у нас растут в дельте Волги.  Цветет он в конце июля – начале августа. А в середине сентября созревают узкие серые орешки. Они очень вкусные и питательные.  Этот цветок занесен в Красную книгу.

Х. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше расследование. Посмотрите. Что изменилось на нашей карте? (Появились  животные  и  растения).
– А почему они исчезли и оставили для нас свои улики? Что хотели сказать нам?
– О каких животных и растениях мы говорили, перечислите.
– Все они занесены в Красную книгу.
– А что еще люди делают для спасения редких животных и растений?
– А какой у нас есть заповедник?
– Подробнее о котором расскажет ученик Коля.
– А какой вы сделали для себя вывод, ребята?
– Как нужно относиться к животным и растениям?
– Готовясь к этому уроку, вы много читали. Перечислите, какие еще животные занесены в Красную книгу?
Оценивание учеников.

XI. Домашнее задание: стр.81 № 2.

XII. Эпилог

– Из краеведческого музея за успешное расследование всем участникам прислали памятные открытки.  Давайте прочитаем, что в них написано:

Ну вот. ребята, и пришла пора прощаться.
Хотим вас всех благодарить!
Что не остались равнодушны,
Надеемся о скорой встрече с вами,
Вы очень нам понравились, друзья.
Не забывайте нас надолго
И будем рядом с вами мы всегда.