Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать орфографический навык письма; повторить известные орфограммы; дать представление о природе появления в русском языке орфограммы – непроизносимой согласной в корне; на основе наблюдения подвести к выводу о проверке непроизносимых согласных в корне;
  • развивать “слуховую” зоркость, умение находить в словах опасные места, определять орфограмму, обосновывать написание проверяемой орфограммы;
  • воспитывать интерес к процессу обучения, уважение к русским традициям, культуру поведения.

Оборудование: карточки с напечатанными словами, карточки с заданиями, нарисованный пирог, карточки со словами пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Какое удивительное слово, особенное. Когда мы его произносим, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем друг другу здоровья, здравия (как говорили раньше). Не забывайте говорить это слово! Оно обладает оздоровительной силой. В нем, как в слове “здоровье” много звуков, которые заряжают бодростью.

2. Постановка целей и задач урока.

– Как вы думаете, что я жду от вас на сегодняшнем уроке?

– Что ждете от нашего урока вы? (Ответы детей.)

– Да, на уроке мы продолжим путешествие по стране Орфографии, еще раз убедимся в своих знаниях, повторим изученные орфограммы, сегодня нас ждет еще одно открытие.

В нашей классной семье сегодня гости, следуя русской традиции, мы все должны собраться за столом около самовара, отведав вкусный пирог. А пирог мы будем сами составлять, выполняя все задания, записанные на кусочках пирога.

3. Повторение. Наблюдение над звучанием слов с новой орфограммой. Работа над новой орфограммой в корне.

1-я часть – Откройте тетради, как всегда правильно сядьте, запишите число и проведите разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
А мизинчик – малышок
Сам забрался на порог
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя!

Первую часть пирога прикрепляю к доске на контур пирога.

2 часть – Вы загадки отгадайте, орфограммы в отгадках называйте, в два столбика распределяйте!

– На какие два столбика разделим слова-отгадки? (В зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, парные согласные в корне слова)

Дети работают у доски, записывая отгадки, доказывая написание слов, графически обозначая орфограммы.

1) Предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (ложка).

2) Что-то положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (добро).

3) Мною можно умываться
Я умею проливаться
В кранах я живу всегда
Ну, конечно, я – (вода).

4) Пищевой продукт, выпекаемый из муки (хлеб).

Хлебосольство – гостеприимство, радушие при угощении.

5) Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет зимой и летом
А семечек все нет (солнце).

– Что вы знаете про солнце? Что такое солнце?

Давайте сравним произношение и написание этого слова.

Солнце Со[нц]е

– В какой столбик запишите слово Солнце? (Ответы детей.)

– В русском языке сочетание согласных в словах обозначается по-разному. Сочетание трех и более согласных нетипично для русского языка. Русский человек просто одну из букв не передает никаким звуком – не произносит. Как назовем эту орфограмму? (Непроизносимая согласная в корне.)

Как будем проверять?

Сравните: Звездный – Зве[зн]ый

Устный – У[сн]ый

– Как проверим данные слова? (Варианты проверочных слов называют дети, выбирают правильный.)

– Какой вывод сделали? Сравните наш вывод с выводом в учебнике на с. 114.

Чтение вывода на с. 114 (сравнение)

3 часть – Какую третью орфограмму корня слова вы узнали? Как правильно написать слово с непроизносимой согласной в корне?

4 часть – Замени выражения одним словом – именем прилагательным, запиши их, какие слова будут проверочными?

1) Православные люди в году постятся до 200 дней, как называется пища во время поста?
Пост – постная.

2) На любой праздник пекли пироги, кроме сладких пирогов всегда на столе были пироги с капустой, как назвать такие пироги?
Капуста – капустные.

3) На именины пекли маленькие пирожки и приносили их в дом тому, кого хотели пригласить. Они являлись приглашением. Главными гостями на именинах были люди, которые крестили ребенка, их сажали в красный угол (под образа).
Крестить, крест – крестные родители.

От слова “крест” образовано еще одно слово с непроизносимой согласной – окрестность, что означает местность (место), прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство, вокруг.

Физкультминутка.

– Покажите, как вы себя будете чувствовать в кругу своей семьи.

Покажите, как вы сердитесь. Как вы чувствуете себя, когда дует сильный ветер, когда выглянуло солнышко, когда рядом мама, когда работаем на уроке….

5 часть – Проведите линию в каждой клеточке так, чтобы прочитать слово.

1) День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

Как проверим? (Сердце – сердечный, сердечко.)

С Е Р
Е Р Ц
Ц Д Е

2) Одно из главных качеств достойного человека, от какого слова образовано, как проверим (честь – честен, честность).

Е С Н О
Ч Е С С
Т Ь Т Т
С О Н Ь

Дети работают у доски, объясняя написание слов, проверяя, проводят линию так, чтобы написание слово было правильным.

6 часть – Назови одним словом и запиши слова правильно, проверь.

  1. Человек, которому улыбается счастье (Счастливчик), он – с частью пирога.
  2. Тот, кто приносит весть (Вестник).
  3. Тот, кто принимает участие в конкурсах, соревнованиях, проектах и т.д. (Участник).

7 часть – Работа в группах. Ветер перемешал все слова в пословицах, попробуйте их восстановить, подумайте над смыслом пословиц.

В каких пословицах есть слова с новой орфограммой? Как проверим?

  1. Кто, счастлив, тот, в, доме, счастлив.
  2. Вся, вместе, семья, душа, так, и, на, месте.
  3. Лучше, сердце, греет, солнца, матери.
  4. Любит, кто, люди, чтут, того, труд.
  5. Семья , когда, не, страшна, в, туча, куче.

Дети читают “собранные” пословицы.

Все задания мы выполнили, из частей получился ПИРОГ!

4. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке? Как проверить слово с непроизносимой согласной?

– Какие согласные в словах не произносятся? Почему так происходит?

Ваши ожидания от урока оправдались? Что понравилось, что нет? (Ответы детей.)

А я хочу вас всех поблагодарить, особенно ….

Завтра мы продолжим работу над данной орфограммой, узнаем о ловушках, какие могут быть.

С какого слова мы начинали наш урок? (Здравствуйте)

Что вы можете сказать о нем? А дорогим гостям говорим

До свидания!” Православные говорят: “Простите, до свидания!”

И угощаем их настоящим сладким пирогом. Вы счастливы?

(Да, все остались с частью пирога.)

Домашнее задание. Запишите 7 слов на новое правило вместе с проверочными, всего…, не забывайте графически обозначить орфограмму.