Проект "Моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н.Толстой

Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Появилась идея: создать проект “Моя семья”. Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья” я провела первичную диагностику. Представляю ее в своей таблице:

Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.

Условные обозначения: ○ – хорошо, □ – затрудняется, ◊ – не знает.

При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.

Участники: родители, дети, воспитатель.

Длительность: 6 месяцев.

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

  1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  2. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  5. Укреплять детско–родительские отношения.

Виды деятельности.

1. Воспитатель вместе с детьми.

  • Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
  • Просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
  • Викторины по сказкам.
  • Д⁄игры “Кто старше?”, “У кого сегодня день рожденья?”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.
  • Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
  • Изготовление подарков для родителей.
  • Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.
  • Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”.
  • Занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.
  • Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.

2. Родители – дети.

  • Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
  • Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
  •  Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
    О.Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
    З.Александрова “Посидим в тишине” и др.
  • Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
  • Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрых рук мастера”.

3. Воспитатель – родитель.

  • Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
  • Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
  • Индивидуальные беседы-консультации.
  • Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д∕сада).
  • Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4. Вопитатели – родители – дети.

  • “ Осенние посиделки”.
  • Коллективный отдых “Всей семьей на стадион!”.
  • Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.

5. Деятельность педагога.

  • Изучить историю составления родословной.
  • Подготовить художественную литературу по данной теме.
  • Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Отцовская любовь”.
  • Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

Итоги реализации проекта.

Результативность.

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.

Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.

Условные обозначения:○ – хорошо, □ – затрудняется.

1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.

2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.

3. В процессе работы над проектом я как и дети более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.

4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:

  • В группе есть неполные семьи.
  • Разная национальность членов семьи.
  • Есть в группе приемные дети.
  • У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

Эффективность.

  • Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”. (Приложение 4.)
  • Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
  • *Готовясь к “Осенним посиделкам” дети вместе с родителями выучили русские народные песни, пляски, хороводы, небылицы. (Приложение 5.)
  • Отдыхая на стадионе, всеми семьями сделали видеозапись на память детям и родителям. (Приложение 2.)
  • Руками пап (в рамках мероприятия “Мой папа самый лучший!”) были приготовлены кормушки для зимней подкормки птиц, скворечники, игровой материал, снежные постройки. (Приложение 3.)

Новизна.

Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Постановка новой проблемы.

У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили создать “Дом музей”, но это требует детальной разработки.

Презентация.
Приложение 6