Урок математики в 1-м классе по программе "Школа–2100". Тема "Задача" (знакомство с задачей)

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представление о задаче и её логических частях; сформировать способность к решению простых задач на нахождение части и целого.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний:

а) работа в парах: решение примеров на карточках с самопроверкой с доски

  • 7-4+3
  • 6+3-5
  • 8-2-4

б) работа с математическими выражениями:

  • 3+4 3+3
  • 9-3 8-4
  • 2+3 2+2
  • 8-1

Разделить на группы

Игра “меткие стрелки” (найти выражение с данным значением)

в) продолжаем работу с математическими выражениями:

  • соединить подходящий рисунок и выражение
  • придумать историю к рисункам

3. Построение проблемной ситуации:

В гостях щенок Филя. Он придумал к данному рисунку 4 истории:

1) У Тани 4 гриба.

2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.

3) На сколько рыжиков больше, чем маслят?

4) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?

Помогите Филе найти задачу. Какая история будет являться задачей?

4. Проблема:

Вопрос я вам задавала один, а мнений получилось несколько.

  • Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?
  • Кто может назвать тему урока?

5. Постановка учебных задач:

Сегодня на уроке мы должны узнать:

- что такое задача

- из каких частей состоит задача

- чем отличается задача от обычной истории

6. Физкультурная минутка.

7. Решение проблемы.

В толковом словаре русского языка задача-то, что требуется найти, узнать, решить.

А для того, чтобы что-то узнать, на что-то дать ответ, что должно быть в любой задаче? (вопрос)

Филя приготовил для вас вопросы. Дайте на них ответ.

Сколько карандашей в коробке?

Сколько яблок в вазе?

Значит, в задаче должно быть то, что известно: условие.

Сделаем 1 вывод: в любой задаче есть условие и вопрос.

Вернемся к Филиным историям. Попробуйте снова найти задачу.

Итак, задача – это история, у которой есть условие и вопрос.

А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

А чтобы решить задачу, надо её проанализировать, понять, что мы ищем: часть или целое. Разобраться нам поможет рисунок.

  • составляем выражение 4+2
  • найдем значение выражения: 4+2=6, получим решение
  • запишем ответ: 6 грибов

8. Физкультурная минутка.

9. Графическая схема.

Итак, чтобы решить задачу, надо установить, что мы ищем: часть или целое.

Но, к сожалению, не всегда удобно использовать рисунок. Очень скоро вы будете решать задачи с большими числами, рисовать много предметов долго и неудобно.

- Как же быть? Чем можно заменить рисунок?

Графическая схема.

10. Вывод.

Итак, давайте восстановим все части задачи по порядку.

Чтобы решить задачу:

  1. читаем условие – вопрос
  2. чертим схему – выражение
  3. ищем решение –
  4. записываем ответ

Игра “день-ночь”

11. Рефлексия.

  • Выполнили мы свои учебные задачи?
  • Что такое задача?
  • Из каких частей состоит задача?