Зависимость смысла предложения от порядка слов. Многозначность слов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторить изученный материал о предложении, уточнить зависимость смысла предложения от порядка слов, продолжить работу над лексическим значением слов, активным чтением; учиться работать в паре.
  2. Развивать речь, артистичность обучающихся, расширять их словарный запас.
  3. Создать условия для развития личностных качеств детей: ответственности, коммуникативности; развивать чувство прекрасного, радость познания.

Оборудование: “Азбука” (автор Н.В. Нечаева), наборы карточек (по три цвета – красная, синяя, коричневая), букет роз в вазе, модель бабочки, коробка, презентация к уроку из 11 слайдов)

Протокол урока.

1. Психологическое начало урока.

На столе букет с розами.

Учитель: Если бы художник решил рассказать нам о букете, он взял бы краски. С их помощью передал свои чувства, мысли настроение. А у вас какое настроение? Покажите с помощью цвета (карточки).

Дети показывают один цвет из трех: красный, синий или коричневый. Обучающиеся знают о цветовом значении карточек, работали на предыдущих уроках: красный – активность, творчество, синий – покой, открытость, коричневый – тревога, неудовлетворенность.

2. Определение темы и цели урока.

Учитель: А вы на уроке чем воспользуетесь, чтобы рассказать о букете?

Дети: Словами.

Учитель: А слова как можно объединить?

Дети: Их можно объединить в предложения.

Учитель: Придумайте несколько предложений – опишите букет.

Слайд 2 (появляется схема предложения).

Учитель: Что это за схема?

Дети: Это схема повествовательного предложения. Оно состоит из 4 слов.

Учитель: Придумайте предложение из 3 слов, выражающее восхищение цветами.

Дети: Какие красивые цветы! Как красив букет!

Учитель: Тема урока – “Предложение”. Но мы уже достаточно знаем о предложении.

Слайд 2 (Предложение).

Учитель: Какова же цель этого урока?

Дети: Наверное, мы будем повторять о предложении.

Слайд 2 (повторить о предложении).

Учитель: Действительно, мы не только будем закреплять, но и уточнять некоторые знания о предложении и о словах.

3. Актулизация знаний о предложении. Парная работа. Проблемная ситуация

Слайд 3 (Появляется значок парной работы). Инструктаж о правилах работы в паре.

Учитель: Какие правила работы в паре вы знаете?

Дети: Слышать и слушать друг друга, работать дружно.

Слайд 3 (появляются рисунки слона и героев мультфильма– друзей Губку Боба и Спонч Боба).

Слайд 4 (схемы предложений).

Учитель: Какая схема подойдет к вашему предложению: “Какой красивый букет!”?

Поработайте в паре.

Дети: Никакая.

Учитель: Почему никакая? Какие признаки предложения вы знаете?

Дети: Предложение должно начинаться с большой буквы. На первой схеме это не показано. В предложении три слова, а во второй схеме четыре слова.

Учитель: Верно! Придумайте свое задание к схемам.

Дети: Придумать предложения к схемам. Изменить схемы так, чтобы они подошли к нашему предложению.

Слайд 4 (появляется уголок – начало предложения в первой схеме).

4. Физминутка.

Прилетела бабочка …к нашему красивому букету,
Села на указку.
Постарайся вслед за ней пробежаться глазками.

5. Работа над лексическим значением слов. Многозначность. Переносное значение слов. Проблемная ситуация.

Учитель: Я тоже придумала предложение к 1 схеме. Но предмет, о котором я буду говорить, находиться в коробке. “Вот и РОЗА!”. Что в коробке?

Дети: Роза.

Учитель: Нет, роза стоит в нашем букете. А я говорила о девочке. Почему не поняли друг друга?

Дети: Слово “роза” обозначает цветок и имя девочки.

Учитель: А если такое предложение: “Вот и девочка Роза!”.

Дети: Такое предложение понятно сразу.

Учитель: Я еще придумала предложение: “У Розы МИШКА!”. Что в коробке?

Дети: Игрушка.

Учитель: А я говорила о мальчике: “У Розы брат Мишка!”.Почему детей так назвали?

Дети: Девочка красивая милая, нежная, как бутон розы, у нее розовые щеки. Мальчик большой, неуклюжий, сильный как медведь.

Слайд 5 (картинки розы и Розы, мишки и Миши).

Учитель: Как пишутся имена? Что я добавила в предложения, чтобы они стали вам понятны?

Дети: Вы добавили слова “девочка” и “брат”. И все стало понятно.

Учитель: Как важно точно употреблять слова в предложении! Это я и хотела вместе с вами уточнить на уроке. А в коробке лежало вот это! Рисунок!

Слайд 6 (рисунок с изображением мальчика и девочки – копия рисунка из “Азбуки”).

Учитель: Это Роза и ее брат Миша. Они любят рисовать. Давайте я опишу одну из их картин словами, а вы поможете мне действиями.

6. Физминутка.

Одуванчик в небесах расцветает
И комар вертолетом над ним пролетает,
А трава – просто лес! Просто лес!
Спрячемся в траве!
Подышим лесным воздухом.

7. Работа с учебником.

Учитель: Откройте “Азбуку” на странице 52. Рассмотрите рисунок. Расскажите, что и кого видите. Что хотелось бы сделать, если бы попали в картину? С какой картиной из нашей галереи увидели сходство?

В кабинете открыта Малая Третьяковская галерея, в которой представлены репродукции картин великих художников и детские работы.

Учитель: Правильно, Б. Кустодиева “Купчиха за чаем”.

Прочитайте название текста справа. Какое это предложение? Прочитайте выразительно заглавие (У какого арбуз?). Это мы и должны узнать. Перед чтением проведем дыхательную гимнастику.

Учитель: Прочитайте внимательно предложения самостоятельно (тихим жужжащим чтением).

Роза дала Мише арбуз.
У кого арбуз?
Миша дал Розе арбуз.
У кого арбуз?
Роза, дай Мише арбуз!
У кого арбуз?
Розе и Мише дали арбуз.
У кого арбуз?

Слайд 7 (текст без вопросов).

Роза дала Мише арбуз.
Миша дал Розе арбуз.
Роза, дай Мише арбуз!
Розе и Мише дали арбуз.

Учитель: Ребята, закройте учебник. Посмотрите на слайд. Сравните текст с тем, который был в учебнике по памяти. Посоветуйтесь в паре. Что заметили?

Дети: Не хватает вопросительных предложений.

Учитель: Ребята, внизу схема предложения. В паре обсудите: какое предложение из текста подойдет, почему?

Дети: Это схема вопросительного предложения из четырех слов. Подойдет предложение “У кого арбуз?”.

Учитель: Теперь прочитайте все предложения и дайте ответ.

Дети читают и отвечают на вопрос.

Учитель: Давайте проверим. Оживим их. Вы будете артистами. Повторяющийся вопрос будем читать вместе.

Инсценирование предложений.

Учитель: Отвечайте!

Правильно сыграли наши артисты?

8. Составление алгоритма.

Учитель: Почему ответы разные?

Дети: Предложения разные!

Учитель: Давайте проверим. Какие формы слов повторяются в каждом предложении? Докажите!

Дети: РОЗА, РОЗЕ; ДАЛА, ДАЛ, ДАЛИ

Учитель: Что делали со словами?

Дети: Их изменяли.

Учитель: Что еще изменяли?

Дети: В предложении изменился порядок слов. Слово РОЗА было первым, потом слово стало третьим. Изменились знаки в конце предложения.

Слайд 8 (текст алгоритма).

Учитель: Главное, что изменилось в предложениях?

Дети: Изменился смысл предложений.

Слайд 9 (изменился смысл предложения).

9. Итог. Рефлексия

Учитель: Как можно изменить смысл предложения?

Дети: Нужно изменить слова, порядок слов в предложении, знак в конце предложения, интонацию.

Слайд 9 (текст алгоритма).

Учитель: Дети, мы достигли цели урока?

Дети: Да, мы повторили о предложении то, что знали, уточнили знания о многозначных словах.

Слайд 10 (цель: повторить о предложении).

Учитель: Какие задания были для вас интересны? Какое у вас настроение в конце урока?

Детям предлагается нарисовать рамку у картины с изображением Розы и Миши в “Азбуке” в соответствии с тем цветом, который они показали.

Учитель: А вот какую рамку придумала и нарисовала я.

Слайд 11 (картина в красной рамке).

Учитель: Спасибо за работу.