Разработка урока по теме "Внутренняя среда организма"

Разделы: Биология


Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать общие понятия (гомеостаз, целостность организма, внутренняя среда, компоненты внутренней среды);
  • добиться правильного и четкого понимания учащимися специальных терминов и понятий;
  • научить учащихся мыслить строго последовательно, в частности, уметь выбирать отправную точку рассуждения и двигаться от нее к цели, не отклоняясь в сторону;
  • научить учащихся сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу.

Развивающие:

  • развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.
  • продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать;
  • развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти, развитие логического мышления.

Воспитательная:

  • воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение

Формы организации познавательной деятельности: коллективная

Оборудование:

  • таблица “Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани”,
  • “Кровь”, презентация учащихся по теме “Кровь”

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

  1. Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
  2. Вспомните, что такое ткань?
  3. Из каких частей она состоит?
  4. Какие функции выполняет межклеточное вещество?
  5. Какие группы ткани вы знаете?
  6. Перечислите особенности, характеризующие соединительную ткань.
  7. Приведите примеры соединительных тканей.
  8. Клетки какой ткани свободно перемещаются в межклеточном веществе?
  9. Из курса зоологии вы знаете, что кровь у млекопитающих движется по замкнутой сети сосудов. А как же она выполняет свои функции?

III. Изучение новой темы.

1. Беседа с классом

Мы с вами много говорили о внешней среде. Дайте определение внешней среды. (Внешняя среда это все что окружает живой организм).

Но темой нашего урока не внешняя, а внутренняя среда организма.

Что можно отнести к внутренней среде организма?

(предполагаемые ответы детей: могут перечислить органы)

Можно назвать какой-либо орган внутренней средой организма?

Дайте определение органа (дают определение: орган - греч. Органон-инструмент – часть тела, выполняющая одну или несколько функций).

Таким образом, органы не являются внутренней средой. Что же относится к внутренней среде? (могут назвать кровь)

2. Сообщение учащегося с подготовленным опережающим заданием. С использованием презентации

О крови: Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

3.Беседа. Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна не только кровь, а определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда. В какой среде живут одноклеточные организмы?

Внутренняя среда - единая система жидкостей - является естественным продолжением водной основы клеток.

Запись понятия в тетради: Внутренняя среда – это совокупность циркулирующих в организме жидкостей (кровь, лимфа и межклеточная жидкость), непосредственно соприкасающихся с клетками, участвующими в обмене веществ, химических и физических превращениях.

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Работа с учебником (с. 21 параграф 1 - Биология. Человек и его здоровье. З.В. Любимова, К.В. Маринова.),

В процессе которой учащиеся заполняют таблицу

Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме

Компоненты внутренней среды Местонахождение в организме
1.Кровь Сердце и кровеносные сосуды
2.Тканевая жидкость (межклеточная) Между клетками тканей
3. Лимфа Лимфатические сосуды

 - Каким образом связаны все компоненты внутренней среды?

Образование и движение тканевой жидкости

С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови - плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.

Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10 % жидкости попадает в сосуды.

В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав — в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло.

При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма человека остается относительно постоянной. В 1857 г. французский ученье Клод Бернар справедливо заметил “Постоянство внутренней среды организма залог его свободной и независимой жизни”.

В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие - гомеостаз (от греч. “гомеос” - “подобный” и “стазис” - “состояние”).

Вывод. (Учащиеся самостоятельно делают вывод.)

Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.

IV. Закрепление изученного материала

  • Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?
  • Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
  • Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?

Домашнее задание:

  • Подумайте, почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
  • Провести дома опыт (индивидуальное задание для группы учащихся):
  • Взять два одинаковых по размеру кусочка картофеля (моркови). Поместить один в прокипяченную воду, другой в концентрированный раствор поваренной соли.
  • Через сутки наблюдайте результаты опыта. Ответьте на вопрос: Чем отличаются друг от друга кусочки картофеля по размерам, по плотности? Объясните, почему произошли изменения в размерах и плотности кусочков овощей.

Список литературы

  1. Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ З.В. Любимова, К.В. Маринова.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл.: общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов/ Под ред. Д.И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2005.
  3. Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2000г.
  4. Панфилова Л.А. Анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.: ТЕРРА, 2000г.
  5. Поурочные разработки по биологии (человек) 8 (9) класс/ Пепеляева О.А., Сунцова И.В. – М.: Издательство “ВАКО”, 2005.