"И у слов-помощников есть названия" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания об изученных частях речи.
  • Познакомить уч-ся с названиями для слов-помощников и дать понятия “служебные” и “самостоятельные” части речи.
  • Показать какую работу выполняют служебные части речи.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие:

  • Учить заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

  • Тетрадь-задачник. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. “К тайнам нашего языка”.
  • Мультимедийный проектор и экран.
  • Компьютер.
  • Презентация темы на диске.
  • Схемы-опоры.
  • Карточки с заданием.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Начинаем работу. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

II. Повторение пройденного материала

– Ребята, мы с вами продолжаем изучать Части речи. Чтобы определить тему и задачи сегодняшнего урока, нам надо выяснить, что мы уже знаем о словах? (Слайд № 1)

– Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий.)

– Теперь, вы уже знаете научные термины. Какие?

1. (Слова названия предметов – это... им. сущ., названия признаков – это... названия количества – это... названия действий – это...)

– Назовите научно слова-указатели. (Местоимения.)

– Можете научными словами назвать слова-помощники? (Нет.)

III. Тема, задачи

– Тогда попробуйте сами определить тему урока.
– Слова-помощники. (Слайд № 2)
– Сегодня мы с вами должны ответить на три главных вопроса. (Слайд № 3)

  1. Как слова-помощники назвали ученые?
  2. Для чего они служат?
  3. Как пишутся слова-помощники?

IV. Работа по теме

1. Предлоги. – Задание 1.

Птицы ... клетке;
Книги ... столе;
Собака ... столом,
Школа ... углом.

– Прочитайте про себя шуточное стихотворение.

– Можно ли его оставить в таком виде? Почему? (Не понятно, слова не связаны по смыслу.)

– Можем исправить?

Один человек – к доске (на магнитах предлоги В, НА, ПОД, ЗА).

– Вставь слова-помощники. (Выполняет.) Прочитай!

– Как эти слова-помощники называются научно? (Предлоги.)

– Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении.)

– Правило правописания предлогов? (Предлоги со словами пишутся раздельно – опора.)

Обобщение: Итак, предлоги – это слова, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно.

Первичное закрепление.

– Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, все ли у него получается? Откройте учебник упр. № 133.

– Прочитай, какие подписи к рисункам он сделал? Что скажете?

– Дайте совет Антону.

(Надо использовать предлоги и изменять окончания для связи слов.)

– Приведите пример по 1 картинке.

– Устно исправьте подписи под картинками, а затем правильно запишите их в тетрадь. Обратите внимание, как пишутся предлоги в рамочке! Работу выполняем самостоятельно. Проверим!!!

Физкультминутка

Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло... Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло... Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо. Что я на уроке, я сейчас буду писать!

2. Частица

– Ребята, пока вы помогали Антону, к нам на компьютер кто-то прислал вот такие советы. Прочитайте. (Слайд № 4)

– Дайте оценку советам.

  1. Какое слово-помощник встало не на свое место и превратило полезные советы во вредные? (Не.).
  2. Ученые назвали его “Частица”.
  3. Сделайте советы полезными. Один человек читает, исправляя.
  4. Прочитайте, перед какими словами поставили частицу “НЕ”? (..., ...)
  5. Какими частями речи они являются? (Глаголами).
  6. Как написана частица “НЕ” с глаголами? НЕ с глаголами пишется отдельно – опора.
  7. Какую работу выполняет частица “НЕ”? Какое она вносит значение? (Вносит отрицательное значение.) Ее так и назвали – отрицательная частица.
  8. Самостоятельно запишите полезные советы в тетрадь, решив орфографические задачи.

Физкультминутка

Обобщение: Итак, вы познакомились с предлогами, частицей, но это не все. Чтобы познакомиться со следующей частью речи, вам надо разбиться на группы по рядам.

Работаем стоя!

3. Союзы. Задание-карточка.

Соберите пословицу из данных частей.

  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
  • Работа сердце веселит и радует. (Домик дружбы.) Проверяем!

1.

– Какую пословицу составили ребята первой группы?
– Когда так говорят?
– Какое слово-помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – А

2.

– Что получилось у ребят из второй группы?
– Чему она учит?
– Какое слово-помощник вы использовали? – НО

3.

– Прочитайте вашу пословицу. Когда так говорят?
– Какое слово-помощник соединило части вашего предложения? – И
– Такие слова-помощники ученые назвали союзами.
– Как вы думаете, для чего они служат? (Они связывают части предложений.)

ВНИМАНИЕ!!! Теперь я скажу правило, которое вы, ребята, должны запомнить на всю жизнь! – опора.

Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая. Рисую!

Обобщение: С какой частью речи работали? Что узнали о союзах?

V. Подведение итогов

– Итак, мы познакомились со словами-помощниками. (Слайд № 5)

  1. Какие названия дали ученые словам-помощникам? (Пр., ч., с.)
  2. Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные.
  3. Как вы думаете? Предлоги, частицы и союзы к какой группе частей речи относятся? Почему? Для чего служат предлоги, частица НЕ, союзы?
  4. Соответственно остальные отнесем к самостоятельным частям речи.

МОЛОДЦЫ!!! Вы отлично справились с работой.

VI. Домашнее задание

Потренироваться в определении частей речи вам поможет упражнение № 132 в учебнике. Это – домашнее задание. Откройте учебник. Отметьте галочкой первое стихотворение.

VII. Рефлексия

Дадим оценку проделанной работе.

– Кому было интересно на уроке?

– Кто пополнил свои знания о частях речи?

– Ну, а теперь, я проверю, кто был самым внимательным учеником на уроке? Какое правило я просила вас запомнить на всю жизнь?

Сегодня ВАША работа мое сердце весь урок радовала. Почему?