Создание коллажа как способ организации деятельности учащихся на уроке литературы

Разделы: Литература


К началу ХХ века общество претерпело значительные изменения, поэтом и перед школой ставятся более сложные задачи. Среди них - всестороннее развитие личности в процессе обучения. Прежде всего этого можно достичь, активизируя творческую деятельность учащихся.

Уроки словесности - это не только источник запаса знаний школьника, но ещё и возможность формировать и развивать творческий потенциал учащихся.

За правило своей жизни в школе я взяла слова о том, что “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”. Одним из способов мышления, достаточно новым не только для школы, является КОЛЛАЖ.

Коллаж - искусство второго эшелона, недостаточно востребованный серьёзными художниками. Он возник в середине Х?Х века как технический приём в искусстве для большей эмоциональной остроты произведения. Впоследствии оказалось, что коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует “разорванному” “клиповому” сознанию современного человека.

Использование коллажа в работе словесника - это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа. Опыт, который я получила в процессе создания коллажей на своих уроках литературы, требует анализа и систематизации, но о некоторых находках я тезисно расскажу в данной статье.

Замечу только, что сам термин КОЛЛАЖ в работе с детьми я использую в широком значении, хотя порой то, что мы создаём, правильно называть иным словом - декупаж, фотомонтаж или др.

Свой первый коллаж я использовала, когда готовилась к уроку по творчеству В.Маяковского. Я показала ребятам фотомонтаж А.М.Родченко к поэме “Про это”. Красно-кричащий, смелый фотомонтаж стал для нас некоторым символом эпохи и поэта в частности. (Слайд 1. Презентация)

Тогда же я создала свой первый коллаж. У меня была цель - сделать обобщение по творчеству Маяковского - противоречивого поэта, яркого художника. (Слайд 2, 3, 4. Презентация). Свою работу я показала на уроке, и только после этого я задала на дом сделать что-нибудь похожее. А именно: создать коллаж-обобщение по творчеству поэта “Я хочу быть понят своей страной”. На мой взгляд, ученице 11 класса Дондаровой Татьяне (которая сейчас уже учится на филфаке МГПУ) удалось это сделать наиболее удачно. (Слайд 5. Презентация).

Мой следующий опыт- создание коллажа на уроке. Первым этапом нашей работы стало знакомство с историей развития КОЛЛАЖА в искусстве. Я показала ученикам работы П.Пикассо “Натюрморт с плетёным стулом” (1912 г. - общепринятая дата возникновения коллажа), А.В. Лентулова. (Слайд 6, 7, 8. Презентация). Следующим этапом стало обсуждение темы коллажа по данному произведению, деление на группы, выделение центральных образов, обсуждение деталей коллажа (цвет, форма, расположение), распределение обязанностей в группе. С помощью моих заготовок также был создан совместный коллаж по поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”. (Слайд 9. Презентация).

Третья часть работы прошла уже на следующем уроке - создание коллажа по пушкинской поэме проходило в группах в ограниченное время. Завершающей частью двух уроков стала защита своих коллажей учениками, обсуждение всех этапов работы. (Слайды 10, 11, 12. Презентация).

К моменту написания статьи мы с ученикам создали ещё не один коллаж, всё время расширяя и углубляя свои знания, творческие способности. Мы пробуем и фантазируем, осваивая этот новый вид искусства. Он позволяет мне не только организовать урок, домашнее задание или внеклассную работу, но также выявить новые способности у моих учеников-способности коллажного мышления. Способности творчески мыслить, смело фантазировать, по-новому смотреть на многие привычные вещи.