Преемственность в преподавании базового курса информатики по теме "Основы логики"

Разделы: Информатика


Любой деятельности человека сопутствует мышление, которое управляет его действиями, следит за их последовательностью. Мышление помогает контролировать и корректировать сделанное, позволяет предвидеть последствия тех или иных шагов, дать оценку тому или иному действию, анализировать результат.
Наука о законах правильного мышления называется логикой. Значение логики велико для изучения школьных предметов, для всех интеллектуальных операций. Она учит мыслить четко, лаконично, правильно.
Утверждение о том, что логика – это наука о правильном мышлении не нужно понимать так, будто соблюдение ее правил и законов является абсолютной гарантией правильности тех выводов, к которым мы можем прийти в результате какого-либо размышления. Логика, если можно так выразится, ответственна за правильность сочетания и комбинирования мыслей, но не за правильность самих этих мыслей, фактов, которыми оперирует мышление. Установление фактов – задача других наук и сфер деятельности человека.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать.
В дореволюционной России логика была обязательным учебным предметом. После Октября 1917 г. начались гонения властей на всякое свободомыслие, и логика исчезла из числа дисциплин. Последствия этого ощущается до сих пор, так как была во многом утеряна логическая культура России. На сегодняшний день нет четкой траектории и методики преподавания логики в школе.
В учебном плане на тему «Основы логики» отведено в среднем 10 часов. Тогда появляется вопрос, как за 10 часов научить правильно сочетать и комбинировать свои мысли? Наиболее эффективным методом развития логического абстрактного мышления является систематическое изучение науки логики. Поэтому вполне оправдано преподавание логики как раздела информатики с начальной школы, когда у детей легче формируются понятия и законы.

При изучении логики в начальной школе, дети учатся:

  • обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку; сравнивать предметы по их признакам; описывать и определять предметы через их составные части; сравнивать группы предметов по количеству; описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия; определять последовательность событий; определять порядок действий;
  • определять принадлежность элемента множеству; перечислять и задавать общее свойство элементов множества; сравнивать множества по числу элементов в них; ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества; ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия;
  • отрицать некоторые свойства с помощью частицы «не»; классифицировать предметы по одному свойству; оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности; классифицировать предметы по нескольким свойствам; узнавать предметы по нескольким свойствам с помощью дерева; решать некоторые задачи с помощью графа; решать некоторые задачи комбинаторного типа; решать некоторые логические задачи.

Существуют специальные задачи, задания, упражнения, которые помогают развить внимание, память и привить навыки правильного мышления.
Дальнейшее изучение логики ведется в средней школе. Что же тогда делать школам, где информатика преподается в старших классах? Как безболезненно перейти к сложным понятиям и законам логики?
За счет регионального компонента в некоторых школах Томска, в частности нашей 1 час информатики отводится в 8 классе. Здесь ребята изучают логические правила,  учатся определять значение высказывания и результат логических операций, выделять логические правила в заданной ситуации, строить схемы рассуждений, делать выводы из фактов. Все это достигается в процессе построения графов и программирования в среде ЛОГО.
В 9-х классах роль формирования понятия логических операций ложится «на плечи» темы «логические функции» в разделе «Технология обработки числовой информации», а также «Сортировка и поиск записей. Запросы» в разделе «Технология хранения, поиска и сортировка информации». Помимо основных логических операций школьники знакомятся с таблицами истинности. В 10-м классе эту роль выполняет программирование на языке Pascal (а именно решение задач с помощью логического оператора if..then). Тогда к 11 классу школьники наиболее подготовлены к восприятию темы «Основы логики».