Урок окружающего мира, 3-й класс. "Вода-путешественница"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ТЕМА: Вода-путешественница

ЦЕЛИ:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, наблюдательность, память;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Штатив, стакан с водой, спиртовка, тарелка со льдом, схема «Круговорот воды в природе», карточки с вопросами, карточки-схемы, аудио запись «Шум моря», учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point со слайдами. 

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

– Чего ждёте от сегодняшнего урока?

II. Анализ предыдущей работы (2 слайд)

1) У: Какое свойство лишнее? Почему?

Д: Плохо проводит тепло т.к. это свойство воздуха, а остальные свойства воды.

У: Какую учебную задачу поставим на данном этапе урока?

Д: Повторить свойства воды.

(3 слайд)

У: Можно я дополню задачу. Кроме этого повторить, в каких состояниях находится вода в природе.

2) У: Вода говорит о себе так:

Я и туча, и туман,
Я ручей, и океан,
Я летаю, и  бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как вы это понимаете?

(слушаю объяснения детей)

(4 слайд)

3) – На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали какими свойствами обладает вода. Сейчас проверим как вы их запомнили с урока и внимательно прочитали дома в учебнике статью.

(Работа в парах. Раздаю карточки с дифференцированным заданием. Сильным ученикам – карточка №1; остальным – карточка №2. Cм. приложение 1.)

(5 слайд)

У: Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя.

(6 слайд)

У: Выполнили поставленную задачу? (ответы детей)

III. Новая тема

(7 слайд)

1) У: Чему удивляется поэт? (ответы детей)

– Мы продолжаем изучение воды.

(8 слайд)

– Прочитайте тему урока.

– Как вы понимаете слово «путешественница»? Можно ли отнести это слово к воде и почему? (ответы детей)

– Какую учебную задачу поставим себе на этом этапе урока?

(9 слайд)

Надеюсь, что в конце урока вы узнаете какое путешествие совершает вода и почему везде она из океана.

У: Какое путешествие совершает вода, я объясню вам на примере опыта. От вас потребуется ваше внимание и наблюдательность.

2) Опыт

Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

рис.1

У: Что заметили?

Д: На дне тарелки образовались капельки и  от тяжести капают вниз.

– Как же объяснить то, что мы сейчас наблюдали? Ответ на этот вопрос найдёте в учебнике на стр. 55

3) Работа с учебником

Статью читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику.

У: Что было в стакане?

Д: Вода

У: При нагревании во что превратилась вода?

Д: В пар

У: Что произошло с паром, когда он соприкоснулся с холодным предметом?

Д: Он превратился в воду

(10 слайд)

У: Что произошло?

Д: Круговорот воды

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4) У: А хотите,  я вам расскажу сказку.

Фонограмма «Шум моря»

Представьте море. (Сказка о путешествии маленькой капельки. См. приложение 2.)

Рассказ сопровождается показом на динамической таблице.

У: Ну что, понравилась сказка?

– Во что превращалась капелька?

Д: В пар, льдинку, воду

У: А ведь такое превращение капельки воды происходит на самом деле.

В природе это явление называется  КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

IV. Отработка новых знаний, работа со схемой

У: Каждого на парте схемы. Коля будет читать текст на стр. 55 учебника, а вы на схеме стрелочками показывайте, как происходит круговорот воды в природе.

У: Сверьте по учебнику на стр.54

– Итак, вы смотрели опыт, послушали сказку, прочитали статью в учебнике

В опыте воду нагревали спиртовкой (огонь), а в природе что служит  нагревателем?

Д: Солнце.

У: В опыте была тарелка со льдом, а в природе что заменяет эту тарелку?

Д: Холодный воздух.

У: Ещё раз все вместе скажите, как называется это явление?

Д: Круговорот воды в природе.

V. Познавательный материал

У: Отгадайте загадку:

Облако бело всю речку одело. (туман)

У: А ведь не зря так туман называют. Ведь и облако в небе и туман низко над землёй не только близкие родственники, а можно сказать близнецы. А почему? Об этом вам расскажет Регина. (было дано заранее сообщение из книги)

VI. Итог урока

У: О чём говорили на уроке?

– Почему люди это явление назвали круговорот?

– Чем водяной пар сходен с воздухом?

Д: Прозрачный, бесцветный.

У: Выполнили поставленную задачу?

(Учитель читает стихотворение «Вода из океана». См. приложение 3.)

Оценки.

VII. Домашнее задание

  1. Стр. 56, уметь отвечать на вопросы
  2. Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капельки»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка №1

свойства

 

ответы

1. без цвета

 

2. не имеет запаха

воздух

3. расширяется при нагревании 

 

4. сжимается при охлаждении

 

 

5. растворитель

вода

6. плохо проводит тепло

 

7. прозрачность

8. текучесть

 Карточка №2

Какими свойствами обладает вода?

Ненужное зачеркнуть.

1. Имеет цвет;   //    Не имеет цвета.

2. Имеет запах;  //    Не имеет запаха.

3. Имеет форму;   //   Не имеет форму.

4. Прозрачна;       //      Не прозрачна.

5. Обладает текучестью;  //  Не обладает текучестью.

6. Растворяет соль, сахар;   //   Растворяет мел, глину.

7. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается;  // При нагревании сжимается, а при охлаждении расширяется.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СКАЗКА «Путешествие капельки»

В море жила-была маленькая капелька воды. Была она весёлой, любознательной. И было у неё много подружек, таких же капелек. Смотрела она на небо и очень ей хотелось там побывать.

Стало рассветать и над морем взошло солнышко. Расправило свои лучики, согрело землю, умылось водичкой и тут солнышко заметило капельку. Удивилось, почему она такая грустная. И рассказала капелька о своей мечте.

– Ну, это не беда! – воскликнуло солнышко. Сейчас позову своих друзей и  они мигом тебя поднимут. Но кого лучше попросить тёплый воздух или холодный? (лучше тёплый, он легче и всегда стремится вверх)                                                                                      

– Верно, – согласилось солнышко. Оно ещё ярче стало светить и капелька исчезла, нет она не погибла, просто под воздействием тёплых солнечных лучей превратилась в прозрачный пар. Потоки тёплого воздуха подхватили её и понесли кверху, а вместе с ней и множество её подружек, которые тоже превратились в пар.

Поднимается лёгкий водяной пар всё выше и выше,  и забрался так высоко, туда, где постоянно холодно как зимой. Там жил сердитый холодный воздух. И когда тёплый пар прикоснулся к холодному воздуху, тот превратил его в крохотные капельки воды. Капельки крохотные, лёгкие, как пух. Они отлично держатся в воздухе, парят и всё время перемещаются. Тёплый воздух подбрасывает их всё выше, а холодный тащит вниз. Так они летают то вверх, то вниз. Они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень много и все вместе они образуют облако.

Но вот появился шалун, озорник ветер. Он подул на облако и оно поплыло. Вот уже далеко море и облако над землёй.   

А в это время капельки в верхней части облака замерзают – там очень холодно; они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут удержаться в облаке и падают вниз. А падая тают, потому что внизу куда теплее; снова становятся капельками воды, сливаются вместе и на землю идёт дождь.

Вместе с этим дождём упала на землю и наша капелька, просочилась сквозь землю и попала в маленькую подземную речку. Некоторые её подружки вместе с ней тоже попали в эту речку. Некоторые сразу в море. А ещё какая-то часть в наземные речки и ручьи. И воды этих рек принесли их домой в море.

Вот такое путешествие совершила маленькая капелька воды вместе со своими подружками. Им так понравилось, что с тех пор чуть ли не ежедневно совершали это круговое путешествие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Стихотворение

***

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна
– Откуда ты?
Спросил росу
– Поверь – и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шепот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лёг туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в слезинке,
И в дождинке и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!