В.А. Осеева "Волшебное слово"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать представление о жизни и творчестве В.А. Осеевой.

Задачи:

  • познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом, подтверждать ответ отрывками из текста;
  • способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
  • через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: изучение нового.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки-аншлаги, экран, мультимедийный проектор, жетоны.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Взаимное приветствие, проверка рабочих мест, наличие учебных принадлежностей.

2. Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала.

Ребята, какой раздел вы начали читать?

Дети: Ежели вы вежливы

О чем этот раздел, как вы думаете?

Дети: О вежливости.

Верно, молодцы!

Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями этого раздела.

3. Изучение нового.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово» (слайды 1, 2, приложение 1).

Слушайте внимательно и запоминайте для того, чтобы в конце урока ответить на вопросы викторины.

Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве (слайд 3, приложение 1).

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой.

Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.

В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.

Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (слайды 4, 5, приложение 1): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».

Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи».

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.

Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово» (слайд 6, приложение 1).

Сегодня за ответ на уроке вы можете получить жетон, кто в конце урока наберет … жетонов получит отметку 5 в дневник. (жетон приложение 2)

4. Первичное восприятие (чтение учителем).

Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете?

Дети: ответы учащихся.

Как вы понимаете значение этих слов?

Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).

5. Беседа по прочитанному.

Какое название вы бы дали этой части рассказа?

Дети: Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово

Каким мы видим Павлика в 1 части?

Как он разговаривает с окружающими. Найдите ответ в тексте.

(На доске появляются слова: красное сердитое лицо, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды).

Таким мы видим Павлика. Он вам нравится? Кому вы сочувствуете, кого жалеете?

Дети: Нет, старику.

6. Вторичное восприятие (чтение учащимися).

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Это мы узнаем, когда прочитаем вторую часть рассказа.

Откройте учебник на странице 170. Мы будем читать по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.

Я начну, продолжит ... Молодцы! Вы очень хорошо читали.

Физкультминутка

7. Усвоение новых знаний

Ребята, как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите эти строчки в тексте.

Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова?

Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло?

А теперь вам нравится Павлик?

Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал?

Что еще в этом рассказе можно назвать волшебным?

Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.

А какие волшебные слова вы знаете?

Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека.

А я считаю, что обе пословицы подходят, ведь доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его.

8. Закрепление нового материала

Сегодня мы познакомились с еще одним произведением из раздела «Ежели вы вежливы» и узнали, что вежливость украшает человека, помогает ему и что волшебные слова приятны всем.

А сейчас для того, чтобы проверить, как вы запомнили материал урока давайте проведем викторину, я задаю вопрос, а вы на него отвечаете (слайды 7 –20, приложение 1).

9. Подведение итогов урока. Инструктаж домашнего задания

Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомились с замечательным рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». Я увидела, что сегодня на уроке все хорошо поработали, все запомнили. Сколько жетонов набрал…?

Спасибо за урок, урок окончен.