Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 10


1.Тема: Особенности лирики Некрасова.

2.Характеристика темы: Это 3-4-е уроки по лирике Н.А.Некрасова после изучения поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

3.Система целей к уроку:

ОДЦ: актуализация имеющихся знаний учащихся, формирование новых понятий, применение знаний.

ТДЦ:

  • воспитательный аспект: воспитание любви к природе, родному краю, Родине;
  • развивающий аспект: создание условий для самовыражения, развитие речевой культуры и ассоциативного мышления;
  • образовательный аспект: обучение анализу поэтического текста, приобщение учащихся к сложному и богатому миру идей, тем, образов поэзии Некрасова.

Ход мастерской

И через века он с нами –
Каждым словом, необходимый сердцу и уму…
И. Смирнов

  1. Наше знакомство с Некрасовым как автором поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и любовной лирики состоялось. У каждого из вас сложилось свое впечатление о поэте.

Индуктор “Нарисуйте Некрасова”. 5 мин.

Социализация. 2 мин.

Слово учителя: Художник И. Н. Крамской любил стихи Некрасова, многие знал наизусть. В них он увидел своего Николая Алексеевича и написал его портрет не только по заказу Третьякова, но по велению своего сердца. Портрет. (Приложение) Вглядитесь в это лицо. Огромный лоб. Редкие волосы. Прямой нос. Жиденькая седенькая бородка. Руки скрещены на груди. Спокойная поза. Но спокоен ли поэт. Постарайтесь поймать взгляд некрасовских глаз. Нам не удалось это сделать. Полные печали глаза устремлены вдаль, мимо нас. Где сейчас тревожные мысли поэта. - Ответ будем искать в его стихах. И каждый из вас по-своему увидит этот взгляд, откроет своего Некрасова. – Обратимся к его стихам. 3 мин.

Работа с материалом.

  1. “Заунывный ветер гонит” 1846 г. (Без 4-й строфы и названия). Карточка № 1. Читаем стихотворение. Проанализируем лексику, заполнив таблицу:
  2. Предметный ряд

    Ассоциативный ряд

    Чувства

         

    10 мин.

  3. Читаем вслух (3 мин.). Допишите к себе в таблицу понравившиеся слова и словосочетания.
  4. Предложите ваше название стихотворения, записав его слева. Справа запишите авторское название “Перед дождем”. 1 мин.
  5. Прочитайте заключительную строфу (4-ю) и допишите высказывание: Эта строфа нужна автору… 5 мин.
  6. Социализация. Чтение от группы. 3 мин.
  7. Слушаем, читаем стихотворение “Школьник” 1856 г. 3 мин.
  8. Определите особенности мелодики, ритма, рифмы этого стихотворения. Карточка № 2.
  9. 3 мин. (4-стопный хорей, чередование мужской и женской перекрестной рифмы размеренность, легкость восприятия).

  10. Как известно, рифмующиеся слова в стихотворении несут определенную смысловую нагрузку. Прочитайте их. Перед нами широкая картина жизни, разная, пестрая. Выпишите в 2 столбика:
  11. “светлые” слова

    “темные” слова

       

    5 мин.

  12. Обведите 5 самых важных для понимания слов, подберите к ним синонимы. 4 мин.
  13. Мысли и чувства, вызванные всем строем стихотворения, помогут вам закончить высказывание:
  14. Основные образы и мотивы стихотворения - это… 5 мин.

  15. Слушаем, читаем стихи:
  • Вчерашний день, часу в шестом…
  • Внимая ужасам войны…
  • Элегия (отрывок)
  • Надрывается сердце от муки… 5 мин.
  1. Выпишите значимые для вас, для понимания стихов, самого Некрасова строчки или словосочетания. Карточка № 3. 3 мин.

    Творческая работа. Пользуясь записями, сделанными в мастерской, напишите рассуждение по одной из тем:

  • Мой Некрасов.
  • “Я лиру посвятил народу своему…”
  • Штрихи к портрету.
  • Особенности поэтического мира Некрасова. 15 мин.
  • Афиширование работ. 10 мин.

    См. приложение.