Как добиться эмоциональной стабильности

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности детей всегда волновала и волнует педагогов.

Как вести себя с так называемыми «трудными» детьми или детьми «группы риска»? Как быть с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, агрессивными детьми и с детьми плаксивыми, тревожными, которые очень болезненно переживают любое замечание, т.е. с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере?

Нужно выявить все возможные причины эмоциональных нарушений. Одним из первых и важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребёнка, является семья. В психологической литературе выделяют различные типы неправильного семейного воспитания (Гарбузов, Захаров, Спиваковская): неприятие, гиперсоциальное воспитание, тревожно-мнительное воспитание, эгоцентрический тип.

Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги (сами того не желая и не осознавая). Они требуют от учащихся такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными. В качестве девиза можно привести слова из мудрой и доброй сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать».

Игнорирование со стороны педагогов индивидуальных и возрастных особенностей учащихся может быть причиной негативных психических состояний. Так могут возникнуть школьные фобии.

Поэтому каждому педагогу, психологу, так же как и врачу, нужно помнить: во-первых, одну из важнейших заповедей – «Не навреди!»; во-вторых, с помощью индивидуально подобранных методик выяснить возможную причину эмоциональной дисгармонии; в-третьих, после этого постараться заинтересовать ребёнка какой-то деятельностью.

Внимание к ребёнку! Внимание! И ещё раз внимание!

А это значит – доброжелательное и понимающее общение, подвижные и интеллектуальные игры, упражнения, лепка, конструирование, рисование, аппликация, моделирование, чтение, просмотр и обсуждение сказок, музыка и посильная трудовая деятельность – всё это помогает ребёнку психологически осознать себя, увидеть своё «Я» и принять себя в окружающем мире.

Одну из проблем эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности младших школьников – тревожность – я попыталась решить с помощью претворения авторской программы психокоррекционной и развивающей работы с тревожными первоклассниками, которую назвала «Занятия «В круге общения».

Вот уже 17 лет я работаю педагогом-психологом в санаторной школе-интернате посёлка Межевой Саткинского района Челябинской области. Наблюдая за адаптацией первоклассников к школе, каждый год констатирую, что в каждом первом классе есть дети с высоким уровнем тревожности и низким уровнем коммуникативных навыков. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Нужно это знать и вовремя реагировать. Если не помочь ребёнку справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, со старшими, может возникнуть новый комплекс отрицательных эмоций в виде депрессии и враждебности.

На занятиях с тревожными первоклассниками я использую задания различного содержания, направленные на преодоление у них психологического кризиса, связанного с необходимостью адаптации к школе, через развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

На занятиях используются мною элементы игротерапии, изотерапии, элементы психогимнастики и куклотерапии. Материал подаётся в игровой форме, т.к. игра продолжает являться одной из ведущих видов деятельности младшего школьного возраста, она даёт большой воспитательный потенциал.

«Игра – свидетельство того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия» (Платон).

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).

«Игра – возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной» (Я.Корчак).

Результаты работы по этой программе за последние три года наглядно показывают снижение уровня тревожности у моих первоклассников:

  • 2006 – 2007 учебный год. В начале года -40%. В конце -30%.
  • 2007 – 2008 учебный год. В начале года -50%. В конце -30%.
  • 2008 – 2009 учебный год. В начале года -25%. В конце -16%.

Всем тем, кого заинтересовала данная проблема, я предлагаю ознакомиться с одним из моих занятий. А если найдутся желающие познакомиться с моей программой полностью, буду рада поделиться материалами.

Программа состоит из 6 блоков.

Блок 1. Диагностика. Выявление уровня тревожности.

Блок 2. Установочный. Создание положительного эмоционального настроения, атмосферы «принятия» и доброжелательности. Создание ситуации успеха, преодоление тревожности. Развитие мелкой моторики рук.

Блок 3. Ориентировочный. Развитие инициативы и коллективного творчества. Эмоциональное осознание и повышение самооценки, уверенности в себе. Развитие мелкой и крупной моторики

Блок 4. Регулирующий. Регуляция поведения в коллективе, повышение самооценки. Обучение приёмам саморегуляции. Развитие моторики.

Блок 5. Диагностический. Развитие воображения. Воображение и эмоции. Диагностика эмоциональных состояний. Обучение приёмам саморегуляции, создание определённого социально-психологического «иммунитета» для каждого участника группы. Развитие моторики.

Блок 6. Итоговый. Результаты диагностики. Подведение итогов.

Бравый солдат – оригамская фигурка

Коррекционно-развивающее занятие с тревожными первоклассниками

Цели: помочь детям преодолеть свою тревогу и застенчивость, формировать чувство уверенности в себе, повысить самооценку и уровень коммуникации

Задачи:

  1. Создание позитивной эмоциональной личностной сферы и атмосферы доброжелательности в группе.
  2. Совершенствование мелкой и крупной моторики.
  3. Формирование коммуникативных навыков.
  4. Развитие внимания, творчества, инициативы.
  5. Снижение уровня тревожности, повышение самооценки.
  6. Обучение детей приёмам саморегуляции.

Ход занятия (продолжительность – 35 минут)

Оснащение занятия: Магнитофон, аудиокассета, куклы «Весёлые Человечки», образцы поделок в технике «оригами», цветная бумага, цветные карандаши, красивый и не слишком маленький камень.

I. Психологическая разминка.

Встаньте, дети, пожалуйста, в один общий круг! Я принесла вам что-то необыкновенное – это « камень мудрости». Красивый, не так ли! Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Затем я передам его по кругу. Пока «камень мудрости» находится в руках у кого-нибудь из нас, остальные говорить не могут – все внимательно слушают.

Упражнение «Здравствуй»

Цели: введение в атмосферу занятия в кругу, создание позитивного эмоционального настроения и доброжелательности в группе.

Я начинаю упражнение, обращаясь к соседу слева по имени, с чувством радости, делая приветливый кивок головой: «Здравствуй, …, я рада тебя видеть!» и передаю ему «камень мудрости». Сосед принимает его и продолжает игровое упражнение. И т. д.

Упражнение «Зеркало». (По мотивам народной игры).

Цели: развивать речевую и двигательную активность, повысить сплочённость группы.

Выбранный при помощи произвольной считалки ребёнок становится в центр круга.

Ведущий и дети идут по кругу:

Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать!
Что нам Танечка покажет, Будем дружно выполнять.

Ребёнок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их, «отзеркаливают». (Желательно, чтобы в центре круга побывали все стеснительные, неуверенные в себе дети, а также дети с низкой самооценкой.)

Пальчиковый игротренинг.

Цели: тренировка пальцев и мышц рук, развитие внимания детей, эмоциональный подъём и разрядка нервно-психического напряжения.

«Пальчики здороваются».

Исходное положение – основная стойка. Далее: руки согнуты в локтях, ладони на уровне лица навстречу друг к другу. Начинаем упражнение с больших пальчиков, заканчиваем мизинцами.

«Пружинки».

Не разнимая кончиков пальцев рук, делаем ими три лёгких пружинистых движения. А теперь «пружинки» становятся всё твёрже, твёрже и твёрже. Кончики пальцев упёрлись друг в друга.

«Магнитики».

Не разнимая пальцы, развести локти в стороны и попробовать оторвать пальцы друг от друга. Если упражнение выполнялось правильно, пальцы будут притягиваться снова и снова, как на «магнитиках».

Развести руки через стороны вниз и прислушаться к ним. Что вы ощущаете? Тяжесть в руках! Слегка встряхните ими три раза.

Теперь вы стали намного внимательнее, и я научу вас новой пальчиковой игре.

«Замок».

- На двери висит замок. (Пальцы рук переплетаются, сцепляются).

- Кто его открыть бы смог? (Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетёнными).

- Потянули, (остаются переплетёнными)

- Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

- Постучали, (постучали друг об друга основания ладоней)

- И открыли! (Пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).

II. Основная часть.

Сядьте поудобнее за столами и послушайте внимательно. Я опять держу в руках «камень мудрости».

Оригами. Кто слышал уже это слово? Что обозначает оригами? (Ответы детей с «камнем мудрости» в руке.)

С японского языка – это сложенная бумага в виде различных фигурок. Хорошие фигурки получаются у тех, кто складывает ровно, аккуратно проглаживая складывание. Вот примеры таких поделок: птички, звери, самолётики, цветы, бабочки и другие. Оригами довольно сложное занятие, оно требует внимания, интереса, понимания, фантазии и усидчивости.

Сегодня я научу вас складывать оригинальную оригамскую фигурку – это бравый солдат. Я расскажу вам сказку про солдата. Но вначале – оригамское приветствие – выполняем его стоя.

«Здравствуй, правая рука!» Делаем поворот головой направо и взгляд устремляем к правой руке. Правая рука вытягивается вперёд, ладонью вверх.

«Здравствуй, левая рука!» Поворот головой налево, взгляд устремлён к левой руке. Левая рука вытягивается вперёд, ладонью вверх.

«Здравствуйте, ручки, работаем вместе!» Голову опускаем вниз, взгляд на сомкнутые руки. Затем – голова прямо, взгляд устремлён вперёд. Обе руки вместе, сомкнуты перед грудью, ладонями внутрь. Молодцы!

А теперь возьмите полоску бумаги и положите её белой стороной вверх, а цветной вниз.

Сказка начинается с белого листа.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был солдат. Вышел солдат на дорогу, смотрит, вдалеке - лес (Рис. 1). Решил подойти поближе. Подошёл, а у леса - ручей (Рис. 2). Перепрыгнул солдат через ручей (Рис. 3) и оказался в чистом поле (Рис. 4). Ни дороги, ни тропинки. Что за чудеса! Посмотрел солдат направо, посмотрел налево – ничего нет. Посмотрел под ноги – дорога. Пошел по ней. Видит – горы: слева – гора, справа – гора, а за горами – замок (Рис. 5). Подошёл солдат поближе к воротам замка (Рис. 6), постучал. Ворота открылись (Рис. 7). Он вошёл в замок и увидел в зеркале себя, бравого солдата (Рис. 8). Вот такая получилась сказка! А вместе с ней и поделка! Можно подрисовать солдату глаза, нос, рот и украсить мундир.

- Понравился вам солдат? Хотите сделать сами такого же бравого солдата? Начинайте, а я вам буду помогать (смотрим Приложение).

- А теперь покажите своего солдата нашим Весёлым человечкам. Послушайте, что говорят Весёлые человечки: «Мы на полочке сидим и на вас давно глядим. Хорошо вы потрудились, с вами мы играть хотим!» Поиграем с вашими солдатами и Весёлыми человечками? Поиграем!

Задания:

  1. Разыгрываем военные действия.
    Ребята, Весёлые человечки, по очереди, командуют вашими голосами, а все солдаты вместе с вами выполняют команды. (Можно выполнить повороты «налево, направо, кругом», помаршировать, присесть, лечь, проползти под стулом и т. п.)
  2. Послушаем песню солдата («Песня солдата» в исполнении Николая Караченцева из мультфильма «Каша из топора»).
  3. Весёлая физкультминутка.
    Мы шагаем, мы шагаем, Выше ноги поднимаем. Влево шаг – вправо шаг, Шаг вперёд – шаг назад. Мы шагаем, мы шагаем, Дружно ноги поднимаем.
  4. Игра «Бравый солдат и тряпичная кукла».
    Цель: способствовать саморегуляции и снятию напряжения.
    Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. По команде «Бравый солдат!» полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. (Показываю детям эту позу.)

А по команде «Тряпичная кукла!» наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показываю детям эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите бравого солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. (10 секунд)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Выполняйте мои команды правильно: «Бравый солдат!» ( Все должны стоять 10 секунд по стойке «смирно»: спина прямая, плечи расправлены, руки опущены вниз по швам – все мышцы напряжены.), «Тряпичная кукла!» (Нужно максимально расслабить мышцы и слегка согнуть колени.)

«Бравый солдат!», «Тряпичная кукла!» и т.д. до тех пор, пока у нас не сложится впечатление, что дети уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины…Теперь стряхните воду с волос… Теперь – с верхней части ног и ступней…

Ш. Рефлексия и прощание.

Каждый рассказывает, держа в руке «камень мудрости», чем ему понравилось занятие.

Мы с вами позанимались и немножко устали. Давайте отдохнём «как солдаты на привале».

На коврике легли и расслабились.

Прощальный этюд «Заход солнышка». Наше солнышко заходит за горизонт, ложится отдыхать. И нам пора прощаться. Вы можете закрыть глаза, вдохнуть глубоко, и выдохнуть.(2 – 3 раза). Расслабили все мышцы рук, ног, туловища, мышцы лица. Подышали спокойно и на счёт «пять» открыли глаза.

Стоя в кругу: Всем спасибо за внимание и все вместе «До свидания!»

Приложение к занятию «Бравый солдат».

 

Рис. 1. Опускаем верхнюю часть полоски примерно на 1 см, проглаживаем. Полоска лежит вертикально.

Рис. 2. Поднимаем и проглаживаем нижнюю часть полоски к указанной точке. Расстояние между сложенными частями – примерно 1 см.

Рис. 3. Проверяем результат и поворачиваем изделие по вертикальной оси (всё сложение лежит на столе, сверху – гладкая часть изделия).

Рис. 4. Перегибаем изделие пополам по вертикали (совмещаем левую сторону фигурки с правой, проглаживаем и возвращаем в исходное положение), намечаем вертикальную осевую.

 

Рис. 5. Опускаем верхние левый и правый углы прямоугольника к вертикальной осевой линии.

Рис. 6. Складываем к вертикальной осевой левую и правую стороны изделия.

Рис. 7. Проверяем результат и поворачиваем по вертикальной осевой.

Рис. 8. Конечный результат.

Список используемой литературы

  1. Алесенко О. «Приключения весёлых человечков». Газета «Школьный психолог» №48 – 2002.
  2. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль, 1996.
  3. Цуканова В.С.«Развивающие занятия по моделированию в начальной школе» - Ростов-на-Дону, 2003.
  4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Части 2, 3 – Москва «Генезис», 1998.