Урок православной культуры "Радость послушания. Дети и родители" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • дать понятие "радость послушание" через обсуждение ветхозаветных историй ;
  • провести тесную связь православной культуры с жизнью современного ребёнка;
  • воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.

Оборудование: мультимедийное оборудование и презентация по теме урока; магнитофон и запись музыки М. Ипполитов-Иванов "Се ныне благословите Господа"; выставка детских рисунков; книжки-малышки; тест; "Псалтарь"; кроссворд; карточки для работы в группах и парами; логические цепочки; буквы для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, улыбнитесь, подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение своим товарищам, гостям и мне. А я желаю нам всем плодотворной работы на уроке.

- Тема нашего сегодняшнего урока православной культуры "Радость послушания. Дети и родители". ( слайд 1)

- А для начала давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О девяти заповедях блаженства.)

II. Повторение изученного.

1. Ответы на вопросы.

- Какие заповеди блаженства были даны людям и как вы их понимаете? (слайд 2)

- Для чего они были даны людям? ( Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.)

- А какой это счастливый человек? ( Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

2. Работа с выставкой рисунков.

-Дома вы рисовали рисунки на тему: "Счастливый человек". Что вы на них изобразили? (Работа с выставкой рисунков.)

3. Тест. Портрет счастливого человека.

- А сейчас я предлагаю вам составить портрет счастливого человека. (Тест)

Тест

1. Счастливый человек, если:

- он не любит ценить выше, чем других людей;

- он богат;

- он живёт в красивом доме.

2. Такой человек, когда замечает свои плохие поступки:

- старается исправиться, стать лучше;

- не хочет в них признаваться;

- продолжает их совершать.

3. Правдивый человек

- всегда послушен родителям;

- стремиться поступать назло словам старших;

- поступает. Как самому хочется.

4. Он

- старается не лукавить;

- наговаривает напраслину на товарища;

- обманывает людей.

5. Он любит

- быть в мире со всеми, мирить людей, прощать обиды;

- быть во вражде с людьми;

- ссорить друзей, помнить обиды;

6. Он дружит с теми

- кто хочет с ним дружить;

- кто сильнее его;

- с кем дружат все.

Самостоятельная работа. Проверка с доски. (слайд 3)

- А вы подходите под эту характеристику счастливого человека?

- Подумайте, как это можно исправиться? (Жить по заповедям, данными Богом.)

4. Беседа с детьми.

- Мы уже с вами знаем о святом царе и пророке Давиде, который жил по заповедям Божьим. Как называется священная книга, написанная им? (Псалтырь)

- В одном из псалмов, входящем в эту книгу, пророк напоминает о радости, которую получают люди, соблюдающие и живущие по правилам, данным Богом и хранящие законы Его:

"И извёл народ Свой в радости и избранных Своих в веселии";

" : они наследовали от труда народов, чтобы соблюдали уставы Его и хранили закон Его".

5. Слушание.

- За Божие благодеяния людям подобает благодарить Бога. " Ныне благословите Господа"- такие слова вы можете услышать в песнопении. Оно так и называется "Се ныне благословите Господа". (слайд 4) (Слушание)

6. Беседа с детьми.

- Но не все люди смогли сохранить эту духовную радость и пребывание в весели. Почему это произошло?

(Когда человек радуется и веселится, значит с ним случилось что-то хорошее. Радостными могли стать те люди, которые помнили о Боге.)

- Что значит помнить Бога? (слайд 5)

- А когда и какие правила, заповеди Господь Бог давал людям? (Адаму и Еве в раю; 10 заповедей пророку Моисею на горе Синай; 9 заповедей блаженства во время Нагорной проповеди.) (слайд 6)

III. Работа над новым материалом.

1. Словарная работа (кроссворд).

- На уроках православный культуры мы с вами знакомились с новыми словами. Я вам предлагаю немножечко отдохнуть и ,разгадав кроссворд, вспомнить, что они обозначают.(слайд 7)

  1. Человек, который открывает людям волю Божию. (Пророк)
  2. Священное изображение (образ), который почитают. (Икона)
  3. Священная книга, состоящая из псалмов. (Псалтарь)
  4. Специально отведённое место для певчих. (Клирос)
  5. Христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры во Христа.(Мученик)
  6. Где живёт у человека добро и зло? (Душа)
  7. Глубокое сознание своего греха. (Покаяние)
  8. Стол, на котором находятся предметы, необходимые для церковной службы. (Жертвенник)
  9. Первый храм. (Скиния)
  10. Что дал Бог людям для жизни? (Заповеди)

- Прочитайте ключевое слово. (послушание)

- А что такое послушание? (Это быстрое радостное исполнение воли.) (слайд 8)

- Послушание- это необыкновенное слово. С какими словами оно связано? (Оно связано со словами "радость" и "счастье". Те люди, которые выполняли правила , данные Богом, жили счастливо и в радости.)

2. Ветхозаветные истории.

- Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми, из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них.

Сегодня мы вспомним ветхозоветные истории о тех людях, которые были послушны Богу и тех, которые преступили (нарушили) Его заповедь послушания.

1) Авраам и Исаак.

- Жил человек праведной жизни по имени Авраам. Бог не раз открывал ему Свою волю. (слайд 9)

- За такое послушание Бог благословил Авраама и обещал произвести из его рода Спасителя мира.

- Что такое благословение? (Работа со словарём. Благословение- это милость Божия.)

- Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (послушание)

- Что сказал ангел? (Он сказал, что Бог видит его веру.) (слайд 10) Перед вами фрески "Авраам и Исаак" и "Авраам"

2). Ной и его сыновья.

-А вот ещё одна священная история. (слайд 11)

- Как вы понимаете слово "почитать" и "потомки"? (Работа со словарём.

Почитать - быть послушным, вежливым, внимательным. Потомки - дети.)

- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)

- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

- Как поступили Сим и Иафет?

- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

- За что Ной благословил Сима и Иафета?

- Догадайтесь , откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.

3) Иаков и его сыновья.

- Ещё я вам хочу напомнить историю про Иакова и его сыновей. (слайд 12)

- За что Бог вознаградил Иосифа? (За послушание и скромность. За то, что он жил по законам Божьим.)

- А какие ещё истории вы помните, подходящие к нашей теме урока?

(Непослушание Богу Адама и Евы. Материнская любовь Ревекки.)

- Почему Бог так поступил с ними? (Потому, что не выполняли его заповеди.)

3. Физкультминутка. (дыхательная и для глаз)

4. Пятая заповедь.

- А как звучит пятая заповедь? (Почитай отца твоего и мать твою.) Давайте её прочитаем вместе. (слайд 13)

- Как вы её понимаете? (Почитать - быть послушным, вежливым, внимательным. (слайд 14)

5. Работа над стихотворением.

- О том как Иисус Христос относился к своим родителям мы с вами узнаем из стихотворения "Христос Отрок" В. Афанасьева. Давайте его послушаем. (слайд 15)

(Словарная работа: Назарет, Вифлеем, Галилея.)

- Что означают слова "жил смиренно"? (Был послушен.)

- Какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос?

(Помогал отцу в мастерской, носил воду, ухаживал за ослом.)

- Назовите ещё раз заповедь Божию, в которой говорится об отношении детей к родителям.(5 заповедь)

6. Работа в парах.

- Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким, и закончите предложение "Я должен:" (слайд16) (Помогал отцу в мастерской, носил воду. зким выполнял Отрокми узнаем (работа парами)

- Почитание родителей- это долг, который люди должны отдавать друг другу из поколения в поколение. Почитать, значит быть вежливым, послушным и внимательным. А как вы понимаете эти слова? (Словарная работа)

7. Работа группами.

- Какими качествами и чертами характера должны обладать вежливые, внимательные и послушные люди? (работа в группах)

(Должны здороваться, спрашивать о самочувствии, слушать старших, не перебивать, желать спокойной ночи близким, не дерзить, не спорить, быть благодарным за заботу и любовь родителей и т. д.)

- А если всеми этими качествами обладает один человек, то какой он?

- Таким человеком быть нелегко, так как приходится иногда заставлять себя что-то делать. Бог дал человеку свободу выбирать, как ему поступать. Но человек - не машина, не раб. И подчинение родителям- это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Вот что значит - исполнять заповедь: исполнять свой долг с любовью. Любовь есть исполнение закона Бога. Так как Бог есть Любовь.

8. Чтение сочинений.

- Вы все любите своих близких. Об этом я узнала из ваших сочинений, которые вы помещали в своих книжках-малышках. (Чтение сочинений.)

9. Работа с пословицей.

- О любви и о почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки. Одна из них "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает".

(слайд17) Как вы её понимаете? Какие ещё пословицы вы знаете?

10. Инсценировка.

- Каждый ребёнок, любящий своих родителей, в первую очередь не должен огорчать родителей своими плохими поступками.

(Инсценировка произведения "Не огорчай".)

IV. Закрепление изученного.

- Ребята, нужно ли всем людям стремиться исполнять пятую заповедь Божию - любить и почитать родителей (старших)?

- Какими вы хотите быть? (Как Хам, Сим, Иафет, Ревека, Иосиф - выбрать.)

Почему?

- Почему жизнь Хама была безрадостной и несчастливой?

- Почему Ной проклял Хама?

- Чем Авраам отличался от других людей? (Праведностью)

- Кого Авраам любил больше сына?

- За что и как Бог наградил Авраама?

- Каким был Исаак?

- В чём это проявилось?

- За что Бог наградил Иосифа?

- Когда радость и счастье покидает христиан? (Когда они забывают о Боге.)

V. Итог урока.

1. Работа с логическими цепочками.

- А теперь я вам предлагаю выстроить логические цепочки.

(слайд 18)

(слайд 19)

2. Буквы церковнославянской азбуки.

-На уроках православной культуры мы с вами знакомились с буквами церковнославянской азбуки. (слайд 20) Как они называются? (Заставные)

- Перед вами заставные буквицы из рукописных книг Древней Руси. Назовите их.

3.Рефлексия.

- А теперь я вам предлагаю творческую работу. (слайд 21) Выберите одну из букв и раскрасьте её таким карандашом, цвет которого соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

4. Выставление оценок.

- Настроение, судя по цвету букв, выбранному вами, было отличное, работали на уроке все замечательно, поэтому и оценка за урок у всех "5".

VI. Домашнее задание.

- Стр. 49-53, задание № 4, № 8.

- И в конце нашего урока я хочу подарить вам буклет, который пригодится в жизни, и сказать, что Бог дал людям непростое правило для жизни- послушание. Но дал и помощь его выполнять: чудесные крылья веры в Бога и надежды на Него. Опираясь на эти крылья подобно сказочной птице, поднимается человек на небеса Божественной любви. И становится радостной жизнь его. Непростая эта радость . Ею жили наши добрые, благочестивые предки. Её отражали православные мастера в своих произведениях красками, музыкой, словами. Есть такое золотое правило:

(слайд 22), следуйте ему, и тогда наша голубая планета (слайд 23) будет вечно живой. (слайд 24)

- Спасибо за урок. Вы молодцы!