Формирование информационных компетенций через создание школьного сайта

Разделы: Администрирование школы


Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

В связи с приоритетным направлением развития российского образования на 2005–2010 гг. в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. В связи с этим нашей школе пришлось расширить и углубить программу “Развитие ребенка в школе-центре гармонизации личности” подпрограммой “Информатизация школы”, где одним из важных направлений было поддержание работы школьного сайта.

Однако на создание школьного сайта нас подтолкнула не программа информатизации школы, а длительное сотрудничество с Институтом образовательной политики “Эврика” где желательным условием участия во многих проектах института было наличие у образовательного учреждения сайта.

Поэтому вопроса: “А нужен ли нашей школе сайт?”, у нас не возникало. В дальнейшем, на собственном опыте узнав, все возможности сайта мы еще больше убедились в правильности нашего решения.

Ознакомившись с критическими замечаниями и рекомендациями специалистов по вопросам создания школьных сайтов, мы приступили к работе.

Создание сайта началась в 2005 году и не прекращается по сей день. За это время мы создали три полноправных версии школьного сайта, которые на своем временном этапе оправдывали свое существование. Однако время идет, возможности сайтостроения возрастают, наши взгляды на сайт изменились координальным образом.

Первый сайт был визитной карточкой школы в сети Интернет, отражающей основные идеи и направления работы школы. Информация на сайте не требовала постоянного обновления и мы решили, что наш сайт со временем превратится в пыльный чулан. Сказано – сделано! 2007 году у школы появился новый сайт, взяв во внимание недостатки предыдущего сайта мы постарались удовлетворить интерес всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. На сайте были выложены все образовательные программы, по которым работает наша школа, информация о профильных классах, работе психологов и социальных педагогов, достижениях и успехах, как учителей, так и учеников. Новое, что отличало этот сайт от предыдущего – это обратная связь посредством электронной почты между учениками, их родителями и администрацией школы. Внешне сайт очень отличается от предыдущего своим дизайном и направленностью – наконец сайт отражал дух школы, ее повседневную жизнь с ее задачами и порывами.

На сайте размещались общественные отчеты школы, тематические статьи учителей, расписание уроков для всей школы, последние новости школьной жизни. В ноябре 2007 года наша школа участвовала в конкурсе сайтов, организованном институтом образовательной политики “Эврика” в Москве. Наша работа была отмечена дипломом “Лауреат конкурса школьных сайтов -2007”. Сайт получил одобрение как со стороны оформления, так и со стороны навигации. С сайта осуществляется выход на сайты партнеров: ИОП “Эврика”, газета “Первое сентября” и. т. д, имеется быстрый доступ к любой информации внутри сайта. Посредством электронной почты, размещенной на сайте участвовали в интернет-дискуссиях по темам: “Почему ученики школ не могут устроиться на работу?”, “Церковь и школа”, “Классные руководители”. Однако необходимо расширить обмен информацией между посетителями сайта и администрацией школы через гостевые книги и интернет-дискуссии, а также создать детскую страницу, где бы было представлено творчество наших детей их взгляды на школьные проблемы.

Решая данную проблему мы понимали, что работы прибавится, и решили создать Совет сайта, в который входят учителя и ученики школы. Целью создания Совета сайта является поддержание работы школьного сайта, как представителя школы в глобальной сети Интернет. В обязанности членов сайта входит сбор и редактирование информации, размещение ее на сайте, постоянное обновление данных и совершенствование работы самого сайта. Задачи, которые должен решать Совет сайта – это формирование внутришкольной информационно-образовательной среды, помогающей распространять образовательную (материалы к занятиям, тесты или контрольные работы) и общественную (сообщения о культурных, спортивных и других мероприятиях) информацию, принимать участие во внутришкольных, региональных и международных телеконференциях, общаться с учениками и учителями из других школ, городов и стран, поддерживать связь между школьными и домашними компьютерами.

Создан Совет сайта совсем недавно, а результаты работы уже видны. Наша школа стала членом Некоммерческого партнерства “Школьный сайт”, а одним из требованием этого сотрудничества стала необходимость создать сайт в единой системе. Для этого мы приобрели конструктор школьных сайтов. И сейчас создаем сайт, отвечающий требованиям как НП “Школьный сайт”, так и удовлетворяющий нашим внутришкольным требованиям.

В данной версии мы хотим видеть наш сайт как источник информации о школе, административным центром, электронным помощником родителям и ученикам, творческой лабораторией, экспертно-консультативным центром, инновационной площадкой. Решили создать страничку директора “Слово директору”, в которой, директор школы, Толкачева Нона Романовна, будет отвечать на вопросы, присланные посетителями сайта. Не забыли и о выпускниках, создали страничку, где будем следить за их успехами, и помещать их отзывы о школе. Для старшеклассников создали странички “Куда пойдем учиться?”, “Экзамены”, “Уроки”, в которых соответственно разместится информация об учебных заведениях и не только нашего города, на странице посвященной экзаменам будет размещено расписание зачетных недель и экзаменов, а так же рекомендации учителей-предметников как лучше сдавать экзамены. Учителям сайт будет полезен “Методической копилкой”, где будут размещены лучшие разработки уроков и ссылки на сайты с методическими рекомендациями по различным предметам. Учащихся и их родителей сайт заинтересует разделом “Досуг” и “Люди”. В разделе “Досуг” отведены странички, освещающие работу всех кружков школы, а в разделе “Люди” можно найти информацию обо всех учителях и учениках школы, классных руководителях и администрации школы. На детской страничке разместим лучшие школьные работы: сочинения, рефераты, ссылки на сайты учеников школы. Идей очень много, однако, мы стараемся не забывать о простых посетителях, которые заходят на наш сайт не только за порцией “рефлексивок” и “педагогических анализов”. К каждому празднику мы делаем тематическую страничку, в которой рассказываем об истории возникновения праздника, традиции празднования в тех или иных странах, если данный праздник проводился в школе, то фоторепортажи обязательно будут выложены на сайте.

Мы постоянно совершенствуем свой сайт, хотим, чтобы он был интересен ученикам, родителям, учителям и простым пользователям сети Интернет, отвечал на вопросы: “Как учить, и как учиться?”

Создание школьного сайта дело новое и пока до конца не изученное, нет четких требований, каким должен быть сайт, и каждое учебное заведение создает его методом проб и ошибок – мы не исключение.

Наш сайт меняется, наполняется новой информацией, общается с посетителями, одним словом – живет! А это – самое главное!

Литература

  1. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во “Профи”, 2001.
  2. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия “Компетентностно-ориентированныйый подход к образованию: образовательные технологии”. Вып. 1. – Самара: Изд-во “Профи”, 2002.
  3. Аверченков В.И., Шкаберин В.А. Создание единой образовательной информационной среды для учебных заведений Брянщины на основе ADSL-технологий/ Труды XII Всероссийской научно-методической конференции “Телематика’2005”.– СПб., 2005.– С.362-363.

Ресурсы Интернета

  1. http://www.ipw.ru/for design/
  2. http://www.inter.net.by/iq/rus/iq1 .html
  3. http: //www .vmstudio .com
  4. http://wwwAvebclub.ru/libra17/website.html http://www.webclub.ru/lauahroom/page/index.html
  5. http://www.school-sector.relam.ru
  6. http://www.lyccurn.edu.ru/main
  7. http://www.belti.msk.ru/vt/sch 172/
  8. http://www. 1 september.ru