Фольклорный праздник "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Разделы: Внеклассная работа


Учитель (У.): - Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Удобно ли вам? Слышно ли вам? Всем ли места хватило? С первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с жизнью, с культурой народа. Эти первые впечатления сродняются с нами, следуют за нами и во взрослую жизнь.

1 ученик (уч.):

- Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уже вас мы поджидаем,
Без вас речей не начинаем.
Для каждого найдётся глоток водицы из колодца.
Подарки есть на всякий вкус:
Кому – сказка, кому – быль, кому песенка – вприкус.
И хлеб-соль, как в старину.
За хлебом да солью всякая шутка хороша.

2 уч.:

- Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Времена теперь другие, как и мысли, и дела
Далеко ушла Россия, от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.
А предания старины, забывать мы не должны.

У.: - Итак, мы начинаем наш праздник о преданиях давней старины. Как вы думаете, ребята, каким был наш город этак 100 лет назад? (маленьким, красивым, деревянным). Как невозможно себе представить ни один старый российский город без колокольного звона, так невозможно его представить без чего? Как вы думаете? Был один такой вид “сервисных услуг”, от которого не скрыться, без которого не обойтись. Я имею в виду “крики” уличных торговцев. А ведь раньше что ни день, воздух просто звенел от бодрящих побасенок, стишков и разных заговорок. И это было вывеской и рекламой. Особенно ценили разносчиков в морозы или весеннюю распутицу, когда на улицу носа не высунешь. (Появляются дети с коробами перед собой, на шее связка баранок, у кого игрушки, овощи).

1 уч.:

- Эй, малолетки!
Пряники редки,
Всякие штуки;
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь – любы,
Раскусишь – сладки,
Оближешь губы!

2 уч.:

- У дядюшки Якова товару всякого:
Ситцу хорошего –
Нарядно, дёшево!
Новы коврижки –
Гляди-ка – книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик!

3 уч.:

- Приехал из Америки, на зелёном венике,
Веник истрепался, а я здесь остался.
Спешите, торопитесь, купить не ленитесь!
Купи-ка, мамаша, – рада будет дочка-то ваша!
В эту игрушку она поиграет, впредь никогда не зарыдает!

4 уч.:

- Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару, пятачок за пару!

5 уч.:

- Эх, чудны блины, блиночки!
И сочные и молочные -
Кушайте, сыночки
И милые дочки!

6 уч.:

- А вот и квас – в самый раз!
Баварский со льдом, денег даром не берём.
Пробки рвёт, дым идёт,
В нос шибает, рот икает.

7 уч.:

- Налетай, готовь рубли!
Мастер наш Иван Петров,
Нам помочь всегда готов!
Корзины делать он здоров
Для белья и для грибов!

8 уч.:

- А у тётки Марьюшки, покупайте варежки.
Тёплые, пушистые, чуть ли не душистые!
Знайте, после Покрова, холодна будет зима!

9 уч.:

- Ах, какой прекрасный мёд, дядя Фёдор продаёт
Приходите, раскупайте,
Дома с чаем распивайте!

У.: - Так изо дня в день шла торговля в городах. Гончары торговали глиняными кувшинами, горшками, чашками. Кузнецы торговали оружием, топорами, ножами. Сияли на солнце украшения, серебряная посуда, которую делали ремесленники – умельцы. Приплывали и купцы с товаром: мехом, рыбой, лесом. В деревнях занимались земледелием: пахали землю, сеяли рожь, пшеницу, охотились, ловили рыбу. А вечером, после работы, мамы рассказывали детям сказки, пестовали – значит, холили, нянчили, укладывали спать своих детей. Всякой матери своё дитя мило. Вот они и сопровождали байки прихлопами, жестами.

1 уч.:

- Потягушки порастушки,
Роток говорушка.
Ручки хватушки.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая, за малыми ребятами.
Ножками топ, топ! Глазками хлоп, хлоп!
Кто каши не ест? Молока не пьёт?
Того забодает, забодает.

У.: - Мамы и бабушки нередко рассказывали в стихах весёлые истории, прибаутки.

2 уч.:

- Долгоногий журавль на мельницу ездил,
Диковинку видел: коза муку мелет,
Козёл засыпает, а маленькие козлёночки муку выгребают.
А барашки-круты рожки, в дудочку играют.
А сороки-белобоки, пошли танцевати.
А вороны-стережоны, пошли приличати.

3уч.:

- Сова из-за угла смотрит, ногами топочет, головой вертит.

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион. – Выйди вон!

У.: - Игрушки в то время делались из подручного материала; глины, дерева, из ткани мастерили кукол. Поэтому игрушки и назывались Дымковские, Филимоновские

А в игры играли разные, перед игрой считались (водили хороводы, мерялись силой).

1 уч.:

- Тара-бара, домой пора!
Коров доить - тебе водить!
Как по речке по реке,
Ехал рыжий на боке.
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой,
- Я на солнышке лежал,
- Кверху бороду держал!

2 уч.:

- Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту в охлопке.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
- Как я лычки драла,
- Как я лапотки плела,
- Вот я села на пенек,
- И читала весь денек!

У.: А сколько примет, пословиц, поговорок придумано русским народом. Многие приметы появились в результате длительных наблюдений за поведением животных, птиц, и даже насекомых, которые чувствуют природу. Лишь потянет весной, и солнце ярче засветит, прилетают первые птицы. Появление птиц имело для крестьянина особое значение. По народной примете неурожай так же бывает, когда кукушка кукует на голый, еще не нарядившийся в листья лес. Если в лесу много грибов сморчков – к урожаю гречихи. Да что я говорю. У вас было домашнее задание. Найти приметы, пословицы, поговорки. Давайте вспомним о них (ребята читают поговорки). А еще дети любили быстро говорить, язык тренировать, звуки четко произносить. Это скороговорки. Я сейчас на минутку дам вам потренироваться, а вы попробуйте проговорить (Ромашка со скороговорками).

1. У осы не усы, не усища, а усики.

2. От топота копыт, пыль по полю летит.

3. Стоит копна с тремя подприкопенками.

4. Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка.

5. В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

6. Осип осип, а Архип – охрип.

Русский народ любитель прибауток, шуток, небылиц.

1 уч.: - Сынок, сходи за водицей на реку.

2 уч.:

- Брюхо болит!

- Сынок, ид кашу есть!

- Что ж, раз отец велит, надо идти.

 - Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он меня не пускает!

- Фома, у тебя в доме тепло?

- Тепло, на печи согреешься.

У.: - Ни один праздник, посиделки, работа в поле не обходились без песен.

1 уч.:

- Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России
Столько во поле цветов!
Кто сложил её – не знаю
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!

2 уч.:

- В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит колокольчик, запели уж мошки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Даже играют тарелки и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Помогут оркестру и наши ладошки.

Исполнение песни “Во кузнице”

1)

Во ку – во кузнице / 2р
Во кузнице молодые кузнецы / 2р

2)

Они, они куют /2р
Они куют, приговаривают / 2р

3)

Пойдём, пойдём, Дуня /2р
Пойдём Дуня во лесок, во лесок
Сорвём Дуня лопушок, лопушок

4)

Сошьём, сошьём, Дуня / 2р
Сошьём Дуня сарафан, сарафан / 2р

5)

Носи, носи, Дуня / 2р
Носи, Дуня, не марай, не марай / 2р

6)

По пра, по праздничкам / 2р
По праздничкам надевай, надевай!

После песни входят две “старушки”.

Даниловна (Д.): - Смех-пожимки услыхали – сразу к вам мы прибежали.

Гавриловна (Г.): - Где потешки поют – там и весело живут! Правда, Даниловна?

Д.: - Правда, Гавриловна! Неразлучные старушки, мы живём в лесной избушке.

Г.: - Избушка на кочке, блинами обита, оладьями покрыта. Есть ограда кругом – пирожки с творогом. А ещё представим в лицах вам весёлые небылицы!

Д.: - Что Мария для Петра наварила, напекла! 92 блина, 2 корыта киселя, 5 пирогов – нету лучше едоков!

Г.: - Сел комарик на дубочек, на еловый на пенёчек. Свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек, спрятался.

У.: - Стоп-стоп! Что это за Пётр? Что это за комарик? Послушаем-ка лучше песню, которую приготовили дети.

Д.: - Ох, и молодцы, ребятки! Хорошо поёте. Порадовали нас, старушек. А загадки отгадывать умеете?

1)

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах
Зубы чёрные, педаль.
Как зовут меня? (Рояль)

2)

Хороводом мы поём,
Песню громче запоём,
Забренчит нам, угадай-ка,
веселушка (Балалайка)

3)

Ящик на коленях пляшет,
То поёт, то горько плачет.
(Гармошка)

У.: - А сейчас дети пропоют ещё частушки. Раньше на селе, на каждом конце деревни распевались частушки, главным был гармонист. А острое словцо частушки могло каждого зацепить.

Девочки: Встанем девочки рядком, да частушки пропоём!

Мальчики: А потом мы тоже встанем, от девчонок не отстанем.

1)

Ох и славные частушки
Распевает наш народ.
Сколько юмора, задора,
Где он только их берёт?

3)

Говорим гостям спасибо,
Что на праздник к нам пришли.
Что дела все отложили,
Для нас времечко нашли!

5)

Я у мамочки одна
Шустрая такая,
Я без дела не сижу -
Очень деловая!

7)

Катя модные журналы
Целый день листает,
А таблицу умноженья
До сих пор не знает!

2)

Я частушки петь люблю
Обожаю просто!
Буду петь, пока живу,
Лет до девяноста!

4)

На базар вчера ходила
И частушек прикупила
Сколько было, всё взяла
Еле-еле донесла!

6)

Руки вправо, ноги влево,
Ходит кругом голова.
Перемена, перемена,
Почему ты так мала?

8)

До свиданья, до свиданья,
До свиданья, зрители!
До чего же рады мы,
Что вас здесь увидели!

У.: - А знаете первый закон гостеприимства? (От души накормить гостей!) В старину хлеб был “главным” на столе. Не зря говорят “Хлеб – всему голова”! “Худ обед, коли хлеба нет”.

Ешь щи с мясом, а нет – так с квасом.

1) А вот скажите, что в старину вторым хлебом называли, какой овощ? (свекла, репа, капуста).

Крестьяне этот свой второй хлеб бережно хранили всю зиму. Через две-три недели после снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под солёных огурцов или капусты. Насыпали песок, слой репы, песок – репу.

2) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили – “Щи – хоть кнутом хлещи”? (крапивные, на рыбном отваре, пустые, т.е. без мяса). И верно, коли в пост – то и хлебай на здоровье, а коли по бедности весь год, то как на щи не осерчать?

3) Сколько видов каш знали русские крестьяне в 18 веке? (не меньше 10, более 20, более 50).

Были каши царские, были и крестьянские. Слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища.

Приготовить её проще простого. Взять квас или родниковую воду. Покрошить хлеб, соль, луковицу и всё. И такая еда была незаменима в сенокосную пору.

А сейчас поиграем в игру “Сорока – белобока”. Да – хлопаем. Нет – топаем.

Сорока-белобока задумала кашу варить. Кашу варить – деток кормить. На рынок собралась, да призадумалась. Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить? Своих деток накормить?

- Парное молоко? - Куриное яйцо?

- Солёный огурец? - Мясной холодец?

- Сахар да соль? - Белую фасоль?

- Масло топлёное? - Рыбку солёную?

- Лавровый лист? - Китайский рис?

- Чернослив да изюм? - Шоколадный лукум?

- Перец болгарский? - Соус татарский?

- Клубничное варенье? - Бисквитное печенье?

Вкусная получилась каша?

4) Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки – мастерицы? (не менее 10, не менее 20, не менее 50). Были превосходные пироги с рыбой – расстегаи, кулебяки с капустой, луком и т.д.

5) Представьте, праздник кончился, хозяева устали, а гости не уходят. Как в древней Руси намекали, что пора и честь знать?

- культурно раскрыть двери настежь,

- спеть песню вроде “колыбельной”,

- выдать на прощание пряник “разгоняй”.

А правда хорош обычай, когда с пряником провожают? Вежливее как-то.

6) Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие сравнения: честная, широкая, весёлая (Троица, Пасха, Масленица).

Это один из самых весёлых, народных праздников. Тут даже бедняк гулял на широкую ногу.

Не даром и сейчас можно услышать: “Не житьё, а масленица”.

7) Когда на деревне в старину устраивались колядки? (на Иванов день, на Рождество, на Пасху).

8) Какое время на селе считалось порою свадеб? (весна, лето, зима). Крестьяне только зимой освобождались от различных работ. На печи-то скучно сидеть. Как зимушку скоротать?

Надо свадебки играть!

9) Что означало выражение “Милости прошу к нашему шалашу”? В давние времена на городских рынках, в торговых рядах стояли эти “Шалаши”. Это такой небольшой и прочный бревенчатый сруб. Передняя стенка откидывалась и через неё велась торговля. Вот и говорили:

“Милости прошу к нашему шалашу”.

А сейчас послушайте поучительную историю про деда, бабку, курочку – рябу и яичко не

простое – золотое… (Выходят на сцену “дед” и “бабка”).

Бабка (Б.): - Эй, старик, проснись скорей!

Дед (Д.):

- Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

(Б.):

- Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.

(Д.):

- Ну, снесла, какое дело!
Что ты, бабка, обалдела?

(Б.):

- Да яйцо – то не простое,
А, гляди-ка, золотое!

(Д.):

- Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.

(Б.):

- Погляди, горит, как жар,
Не случился бы пожар.

(Д.): - Ох, горит, слепит глаза!

(Б.): - Чудеса-то.

(Д.): - Чудеса!

(Б.): - Ты в сундук запри его…

Стук в дверь

(Б.):

- Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

(Д.):

- Надо дверь бы на засов.
Да спустить скорее псов.

(Б.):

- В среду в город я пойду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко я продам!
Как дадут мне сто рублей –
Накуплю я соболей,
Разных юбок 40 штук!

(Д.):

- Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Тащишь в избу разный хлам!
Нет уж, если мы богаты –
Возведу теперь палаты
И беседки по углам…

(Б.):

- Что ты, старый, не блажи,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки –
Засмеют ведь нас соседки.

(Д.): - Пусть смеются, мне не жалко.

(Б.):

- Да, уймись, упала скалка,
Чугуны гремят в печи…
Лучше, дед, ты не кричи!

(Д):

- Я хозяин или нет?
Сейчас дам тебе ответ…

(Б.):

- Ох, яичко покатилось,
Покатилось и … разбилось…
От скорлупки нет следа,
Подевалось всё куда?

(Д.):

- Ну зачем мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
И шубёнку справить можно.

(Б.):

- И подправить можно дом,
Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.

(Д.):

- Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь
Эй, соседка!

(Б.):

- Эй, сосед! Забывать друзей не след,
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья…

Заходите без стесненья! (Вместе)

У.: - У русского народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят и взрослые и дети.

Это чаепитие.

Стоит толстяк, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар).

1уч.:

- Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт – гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.

2уч.:

- Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею
Добротой.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!

У.: - Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров – самоварщиков. Самовары делали разные: большие, маленькие, круглые, продолговатые

украшали узорами, придавали различную форму краникам, ручкам. Музей самоваров открыт в Туле. Сейчас современные самовары работают от электричества. А в старину самовар растапливали углём. Внутри самовара находилась труба, куда насыпали сосновые шишки или древесный уголь. Их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала.

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы. Почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью “бах-ча”, что переводилось как “чай для заварки”. Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран, в Россию. Дорогой был чай в то время, не каждый мог его купить. И поэтому появилось выражение “Чайком побаловаться”. А вы какие сорта чая знаете?А кто назовёт лекарственные травы, цветы, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? (Ромашка, зверобой, чабрец, земляника, смородина, малина, черника, калина, боярышник, мята).

К чаю пекли хозяйки угощения. Что это?

Загадки.

1)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо (пирог).

2)

Кольцо не простое, - кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье! (бублик).

3)

Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб).

4)

Круглые, а не месяц,
Жёлтые, а не репа,
С дырочками, а не сыр. (блины).

У.: - Ну вот и закончился наш праздник, а на прощание: приглашаем всех к столу - попить чаю, как говорили “Выпей чайку – забудешь тоску”!