Урок труда по теме "Обработка бумаги и картона. Аппликация" "Весна в Заполярье"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять навыки учащихся, полученные при работе с бумагой;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к своему краю;
  • формировать эмоционально-оценочное отношение в обсуждении творческих работ учащихся.

Оборудование:

  • образец готового изделия;
  • цветная бумага и  картон;
  • коробка из-под конфет; самоклеющаяся клеёнка;
  • шаблоны и трафареты животных;
  • клей ПВА, кисточка для клея, ножницы.

ХОД УРОКА

1 этап: Организация начала урока

– Урок труда. Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие пословицы о труде вы знаете?
– «Без труда ничего не даётся»,– гласит народная мудрость.
– Какое у вас настроение в начале урока?  (Я думаю, что в конце урока, когда вы увидите результат своего труда, настроение изменится. Желаю всем успеха.)

2 этап:  Сообщение темы и цели  урока

– Тему урока попробуйте определить сами. Среди данных букв найдите слово.

КНАЯЧСТПРВХ
ЦИНДРИЪЫЬЯЮ
АППЛИКАЦИЯЩ
ЦУХЧВЮППВОЖ
ДРЫЖЗЕНЫИБЬЮ

– Сегодня на уроке вы в своих группах изготовите аппликацию.
Ваша задача – быть внимательными, аккуратно выполнять работу, помогать друг другу в своей группе.

3 этап:   Актуализация знаний

– Чему будет посвящена аппликация, вы узнаете, если правильно ответите на вопросы и соберёте разрезанную картинку.

1. Аппликация – это… 2. Виды аппликаций по содержанию 3. Виды аппликаций по цвету…
4. Аппликации по виду выполнения бывают… 5. Способы присоединения деталей 6. Технология изготовления аппликации…

1.Аппликация – способ оформления изделий путём изготовления рисунков из кусочков плоских материалов.
Знаете ли вы, что слово «аппликация» происходит от латинского «application», что означает – прикладывание
2. По содержанию:

  • предметная (отдельное изображение)
  • сюжетная (определённое событие)
  • декоративная (включает орнаменты, узоры)

3. Какие виды аппликаций бывают по цвету? (Монохромные – одноцветные и полихромные – многоцветные)
4. Какие аппликации бывают по виду выполнения?  (Плоские и объёмные)
5. Назовите способы присоединения деталей аппликации.  (При помощи клея – приклеены, пришиты, присоединены с помощью термической обработки)
6. Вспомните технологию изготовления аппликации:

  • Наложить кальку на рисунок и мягким карандашом перенести контуры деталей аппликации на кальку
  • Разметить детали на листах бумаги выбранных цветов
  • Вырезать детали аппликации
  • Собрать картинку на заготовке картона
  • Приклеить детали
  • Высушить под прессом

– Мы собрали картину правильно.
–  Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на неё?  (природа нашего края…)

4  этап:   Анализ конструкции образца и технологии изготовления.

– Посмотрите на образец изделия (показ образца под мелодию «Одинокий пастух»).

Согрелись косматые ели
И с плеч своих сбросили снег.
Упрямо трезвонят капели
О гостье желанной – Весне.
Грохочут ручьи, будорожа
Зимы уходящей покой.
Всегда молчаливый овражек
Сегодня стал шумной рекой.
И дышится легче осинам,
И пахнет смолою сосна,
И в небе высоком и синем
Повесила солнце Весна.

– Эти строки из стихотворения Мурманского поэта В. Матеева «Апрель в Заполярье».
– Посмотрите на образец.
– Давайте проанализируем изделие.
– Что скажите?
– Из какого материала выполнена аппликация?
– Что интересного заметили в изделии? (Деревья с симметричным строением)
– Как показаны ручьи? (Вверху узкие, в том месте откуда берут начало, внизу – широкие).
– Какие по размеру деревья? (Вдали – меньшего, вблизи – большего размера).
– Чем скреплены детали? (Клеем)
– Чем можно дополнить картину?
– Каких зверей и птиц можно встретить в нашем крае весной?
– Какие виды работ с бумагой можно применить?
(Оригами – в переводе с японского языка означает «сложенная бумага».
Мозаика – необходимо нарвать или нарезать кусочки бумаги нужного цвета и приклеить их на основу.
Витая спираль – нарезать полоски шириной 0,5 – 1 см, произвольной длины. Каждую полоску из бумаги накрутить на карандаш или стержень ручки плавно друг к другу, аккуратно вынуть карандаш из спирали.
Детали в осевой симметрии размечают на материале, сложив его вдвое. Центральную осевую линию совмещают с линией сгиба материала и обводят контур. Затем по линии контура вырезают деталь одновременно из двух слоёв материала.)

Составим план нашей работы. Поставьте карточки с пунктами плана в правильном порядке (карточки стоят не по порядку):

  1. Подобрать бумагу по цветной гамме
  2. На изнаночной стороне бумаги разместить по шаблонам детали аппликации.
  3. Вырезать детали аппликации
  4. Собрать детали аппликации заготовки из картона
  5. Детали смазать клеем и приклеить на свои места
  6. Изделие положить под пресс.

– Ещё раз прочитайте, пожалуйста, план работы.

5  этап:   Организация рабочего места

– Какие правила по технике безопасности при работе с ножницами вы знаете?

  • Не держи ножницы концами вверх
  • Не оставляй ножницы в открытом виде
  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища
  • При работе следи за пальцами правой руки
  • Не работай ножницами с ослабленным креплением

6  этап:   Практическая работа учащихся

– Ребята, подумайте какую работу с бумагой вы хотите выполнять?
– Командиры, распределите, пожалуйста, обязанности.
(Под звуки мелодии, командиры распределяют работу, проводится самостоятельная работа детей, время работы 30-35мин)

7  этап:   Оценка деятельности

Каждый командир представляет коллективное творчество, даёт оценку работе и всей команде.

– Ребята, дайте оценку своей работе.
– Подумайте, кому вы хотите подарить своё творчество, свою работу?
(Выставка работ учащихся, оцениваются  работы).
– Все поделки выполнены аккуратно. Получились очень красивые картины.
– Ребята, любите свой родной край, охраняйте природу нашего края.

8  этап:    Итог урока

– Какую технологию мы сегодня вспомнили?
– Самостоятельно ответьте на вопросы теста.

(На партах – тесты для самостоятельной работы)

1. Укажите цифрами в прямоугольниках виды бумаги в порядке уменьшения их прочности:         … калька           …писчая            …обойная
2. Зачеркни лишнее:  линейка, угольник, клей, трафарет.
3. Отметь правильное утверждение:  «При разметке следует…»
– Материал размечать с изнаночной стороны
– Материал размечать с лицевой стороны
– Детали раскладывать на бумаге произвольно и свободно
– Разметку деталей выполнять как можно ближе к краю листа
– Детали класть плотно друг к другу
– Разметку деталей выполнять как можно ближе к середине листа

– Какое у вас настроение в конце урока?

Уборка рабочего места.

– Чья команда быстрее и аккуратнее уберёт своё рабочее место?