Урок внеклассного чтения по теме "Преданья старины глубокой" (Устное народное творчество поморов)

Разделы: Начальная школа


Продолжительность: 1 урок,  45 минут

Класс: 3

Технологии:

  • Сотрудничества;
  • ИКТ (презентация, использование Интернет-ресурсов)

Цели:

  • продолжить знакомство  учащихся с устным народным творчеством поморов,
  • развивать у учащихся творческие способности, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство причастности к судьбе родного края, ответственности за сохранение культурного и духовного наследия.

Оборудование: выставка книг  по теме «Поморский фольклор». Раздаточный материал («Поморские приметы», загадки, отрывки из сказок). Компьютер с установленной программой PowerPoint, проектор для показа презентации, электронный носитель информации с презентацией «Преданья старины глубокой». Магнитофон. Рисунки и поделки детей на тему «Коренные жители Мурманской области».  Стол, скамейки, прялка.  На столе – самотканая скатерть, самовар, конфеты, баранки.

ХОД УРОКА

1 этап: Организация начала урока

(Приложение 1, слайд 1)

Звучит мелодия поморской песни «Есть така страна-сторонушка».  (Приложение 1, слайд 2)

Есть така страна-сторонушка,
Возле морюшка студеного,
Возле моря, моря Белого,
Возле Мурмана сурового.

– Как вы думаете, где находится эта страна? (Наш край)
– Назовите коренных жителей нашего края. (Поморы и саамы)
– Что вы знаете о поморах и саамах?

– Помните, в  прошлом учебном году мы с вами составили сборник стихов «Есть така страна-сторонушка», посвященный поморам и саамам и участвовали на XII Международном конкурсе детской рукописной книги?
– Послушайте стихотворение «Древние народы» из этого сборника.  Автор Буянкин Дима.

На Кольском полуострове
Как знаете вы сами.
Живут народы древние:
Поморы и саами.
Саам пасёт оленей –
Охотник не плохой.
Помор – на рыбном промысле,
И он всегда с ухой!

 2 этап: Сообщение темы урока

–  Сегодня мы поговорим о поморском фольклоре.

«Без прошлого нет будущего» – гласит народная пословица.
«Ты мира не узнаешь, не зная края своего», – писал Максим Горький.
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа духовной культуры всей страны.

 3 этап: Актуализация знаний

Но сначала обратимся к истории…  Освоение Кольского полуострова поморами началось в XIII веке.
– Вспомните, откуда на Кольскую землю пришли поморы? (Из Новгорода)
Новгородские купцы называли наш край и рассказывали: «Обитатели Крайнего Севера не имеют ни оружия, ни лошадей, трава – их пища, шкура – одежда, земля – постель. Но они считают себя счастливее всех на свете».
(Приложение 1, слайд 3) Услышали про чудный край крестьяне и ремесленники и стали уходить с Новгородских земель от притеснений бояр и купцов. На богатой рыбой и зверем Кольской земле мечтали эти люди найти лучшую долю.
(Приложение 1, слайд 4) Так на берегу Белого моря появились первые русские поселения Умба и Варзуга, жителей этих поселений стали называть поморами.

 4 этап: Изучение новых знаний, формирование новых умений

Основным занятием поморов была рыбная ловля.  Трудное это было дело. Часто приходилось отходить далеко от берега, а море неспокойное, холодное.
(Приложение 1, слайд 5) «У моря живём, морем кормимся,  море – наша кормилица»,говорили поморы. 
Много поговорок и пословиц о море и труде рыбаков сложили поморы.
– Вспомните, что такое пословица? (Пословица – это жанр  фольклора, краткое  изречение, заключающее в себе  поучение).
– Попробуйте объяснить смысл поморских пословиц. (Приложение 1, слайд 6)

– «И радость, и горе помору – все от моря»
– «Улов то уловом, а все и красота морская тянет»
– «Море закалку дает и телу, и сердцу»
– «Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силен»

– Какие поморские поговорки, скороговорки, пословицы  вы знаете?
– Поморы – народ наблюдательный, суеверный.
– Знаете ли вы, что у поморов существует традиция – не бросать мусор ни в реку, ни в море.  К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне стоял крест «на добычу» — чтобы лучше рыба ловилась.
(Приложение 1, слайд 7)    Много примет знают поморы. Давайте с некоторыми из них познакомимся. (На парте – карточки с приметами.)
– Прочитайте. Попробуйте запомнить поморские приметы.
– Какие приметы вы запомнили?

  • Там, где темно в море на Пасху, будет много сёмги.
  • Если морские птицы вылетают рано и удаляются далеко в море, то ветра не будет.
  • Если ветер к вечеру усиливается, много выпадет осадков и вскоре будет шторм.
  • Туман зимой – к оттепели.
  • Если температура воздуха к вечеру или среди ночи повышается – к ухудшению погоды.
  • Луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами – завтра будет ясный морозный день.
  • Лес трещит – мороз будет стоять долго.
  • Если домашние питомцы чихают – к перемене погоды.

– Какие приметы знаете вы?

(Приложение 1, слайд 8)  С 9-10 лет вместе с отцами уходили на рыбный промысел и сыновья. Достойная смена растёт дедам и отцам. Хоть и малы ещё детки, а уже стремятся честь поморскую не уронить, знают, что за ними вся артель стоит.
(Приложение 1, слайд 9)   Тщательно и задолго готовились поморы к рыбному промыслу…
(Приложение 1, слайд 10)   Терский берег скалистый, горы древни, горы чёрны, как медведи лежат. А по берегам стоят небольшие избушки – тони.
Народ здесь гостеприимный, поискать ещё такого. В деревнях всегда здоровались с незнакомыми людьми, пускали в избу, угощали. Дверей не запирали, да и запоров не было. Даже если ночью пожалует нежданный гость, хозяева отогреют, накормят, на лучшее место спать уложат.
(Приложение 1, слайд 11) Поморы говорили так: «Явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои». (Сценка)

Гости: Не мало ли Вас, не надоть ли нас?

Хозяин: Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!

Хозяйка: Скидывайте скорее одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварцик поставлю.

Гости: 

А мы к Вам в дом,
Не с худом, а с добром!
Немного нам нать:
– Хлеба краюшку,
– Да денёг полушку,
–  Печку шанег,
– Вьюшек  да кулебяк,
– Браги бочонок,
– Брусницы моченой.

Хозяин: Хозяйка, волочи, не жалей! Принимай нежданных гостей!

Хозяйка: Пущай таки голосуньи  поиграют, да тебя, старицка, величают.

(Приложение 1, слайд 12)  В сценке прозвучали интересные слова. Что они обозначают?

Шаньга – ватрушка, лепёшка, смазанная маслом или сметаной
Кулебяка – пирог с рыбой
Старицок – старик
Вьюшка крендель

– Какие поморские слова вам встречались в жизни?
– Проведем игру «Что это?». Отгадайте смысл некоторых поморских слов… (Отгадка – рисунок)
(Приложение 1, слайды 13-15)

Байна – …баня.
Карбас – …рыбачья лодка, корабль.
Зыбка – …колыбель
Буй – … шторм
Лесина – … дерево
Варава – … гора

Осень в Поморье – особое время. В сентябре возвращались домой с Мурмана промышленники, привозили рыбу, припасы на зиму, подарки. В домах появлялся достаток, начинались вечеринки, гулянья, посиделки, свадьбы.
(Приложение 1, слайд 16) «Морем живем, ему и песни поем»,гласит поморская поговорка.

«– А как без песен-то?
Без песен внутрях одне потёмки.
Беседа – дорога коротат, а песня – работу».

Послушайте поморские частушки:

Я бы пела и плясала
Ноченькою тёмною,
Начинай, поморка, песню,
Самую любимую.

Море, море, морюшко,
Золотое донышко,
Серебряны бережка,
Верните с промысла дружка.

От крутого бережка
Лодочка отъехала,
Вы кажите дорогому,
Что на лов уехала.

Хорошо рыбу ловить,
Котора попадает;
Хорошо парня любить,
Который уважает.

Скучаю, дролечка, по вам,
Как сера утка по волнам,
Бела рыба по воде, –
Скучаю, дроля, по тебе.

Живы до сих пор в памяти песни да сказки, такие старинные, что и не знает никто, сколько им веков. Мужчины рассказывали сказки на промысле, когда нужно было скоротать время. Женщины рассказывали и пели их на посиделках, когда при свете тусклого огонька пряли пряжу, плели сети, шили и вышивали.

(Приложение 1, слайд 17)   Иные сказки долгие были – на два, на три вечера хватало…
И  уж хорошего сказителя на Терском берегу высоко ценили.
Да и речь поморская, неторопливая, размеренная, с непоследовательным цоканьем, с часто употребляемой в конце фразы частице «дак» делает сказку неповторимой.
Мы читали поморские сказки из книги «Птичка – железный нос, деревянный хвост», угадайте отрывки из сказок.   (отрывки записаны на листочках, дети читают и отгадывают)

  1. Жил старик со старухой. У них детей не было. Вот они надумались – сделали парня из глины. Ну, парень живой стал, заговорил, заходил. («Глиняшка»)

  2. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, и видят: гора бела, как крупитчата. Подошли – соляна гора. Зашли в гавань и стали соль бочками катить. Накатили полный люк. («Соль»)

  3. Ну, дедушка кой-как разгреб руками ноги и давай носить на улицу кашу да бабку доставать, пререкаются. Ту все выносили. Ну, тут из деревни набежали, были престарелые тоже, и кто горшок, кто ведро захватил – и кушают кашу да деда с бабкой благодарят, думают, откуда у них столько каши оказалось. («Птичка – железный нос, деревянный хвост»)

  4. Было у нее три дочери: одна Одноглазка, друга Двуглазка, третья Троеглазка. Напекла она блинов, пирогов, каши наварила. Послала Одноглазку к озерку его поймать. («Алешка и Ягишня»)

  5. И узнали они однажды, что сегодня царь именинник, и старуха насобирала мучки картофельной, сварила на тарелку киселя и послала отнести царю на обед. Приходит старик к царю с тарелкой с киселем. («Золотая тетерка»)

  6. Были-жили крестьянин да крестьянка. У них была одна дочь. Мать померла, мачеха эту падчерицу невзлюбила. А падчерица была хороша. Вот мачеха настригла шерсти со всяких зверей: с мышей, с собак, с зайцев, лисиц, лошадей, коров – со всех просто. Насушила, и наварила, словно кофею, и эту падчерицу этим кофеем напоила.  («Пестреюшко»)

  7. Я мышка, коротеньки ножки, горносталь-шелкун, зайко-белейко, лисичка, всем вам сестричка, волчище – серо хвостище… («Мышкин кораблик»)

  8. Была птичка. Она насадила яицков. Вылупились птенчики. Сидит да песенки поёт с деточками. Прибежала лисичка: «Секу деревце хвостом. Отдай дитятко». Птичке жалко дитятко отдавать, ну все-таки отдала дитятко. Сидит на деревце и плачет, а летит сорока: «Пошто отдавашь дитятко? Скажи лисе, что у неё хвост не топор, не ножик, не востра сабля».  («Заворунушко»)

Своя история есть и у загадок, так любимых детворой и в наши дни. Поморам казалось, что вокруг них живут добрые и злые существа, которые понимают их речь: в доме – домовой, в лесу – леший, в воде – водяной. Долгими зимними вечерами в какой-нибудь избе собирались старики и молодёжь. Старики загадывали загадки – молодые старались их отгадать. Так передавались секреты «тайной», загадочной речи.

(Приложение 1, слайд 18)   Отгадайте  загадки, которые придумали поморы Кольской земли.

  1. Еду-еду – следу нету.
    Режу-режу – крови нет. (Лодка)

  2. Кто спать ложится осенью, а просыпается весной. (Природа, медведь)

  3. Горит без дров, без керосина, без дыма. (Солнце)

  4. Скупое дерево ягоды жалеет, потому краснеет. (Рябина)

  5. Мать толста, дочь красна,
    Отец горбоватый, сын кудреватый. (Печь, огонь, кочерга, дым.)

  6. Села курица на вешалы –

  7. Крылья до земли повешены.  (Рыболовные сети развешаны на кольях)

  1. Уродился зверь от мая месяц,

  2. От бурых четвергов, верховых пятниц.
    Не ест ни утки в поле, ни рыбки в море,
    Ест коня да олени, да полчеловени. (Комар)

– Какие поморские загадки вы можете загадать ребятам?

Историю и природу Кольского края, её красоту и неповторимость, можно увидеть на картинах Мурманских художников. Посмотрите некоторые их них.     (Приложение 1, слайды 19-23)

5 этап:  Рефлексия

– Что нового вы узнали?
–  Из поколения в поколение передается народная мудрость, любовь к своему краю, к своему народу.
(Приложение 1, слайд 24)   «Дом не стоит без фундамента; дерево не растёт с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нём. А это – прошлое наше и светлая память о нём; народные обычаи и устои семейные; родной дом».