Способы задания функции. Алгебра, 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Описание урока:  Объяснение нового материала. Рассматриваются способы задания функций, на примерах нестандартных функций (кусочно-заданная, точечно-заданная, с областью определения в одно значение). Задания для объяснения нового материала подготовлены в виде слайдов программы Power Point  и демонстрируются на интерактивной доске, где планируется: частичное скрытие выводимой информации, построение графиков, запись формул, вычисления и прочее…

Цели и задачи урока:  изучить способы задания функции, научить применять эти способы при выполнении упражнений, способствовать развитию навыков чтения графиков и построения графиков функции.

Оборудование:компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня на уроке мы познакомимся со способами задания функций.

II. Повторение графиков основных функций (Приложение 1. Слайд 2)

Самостоятельна работа с последующей самопроверкой (3-5 мин.) 

Рис. 1

Рис.1

Проверка. Шторкой интерактивной доски затеняется часть слайда, и поэтапно, с обсуждением составления  уравнений линий, проверяются ответы.

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3 

Рис. 3

3. Рассмотреть способы задания функций

  • графический (Приложение 1. Слайд 3
  • табличный (Приложение 1. Слайд 4
  • словесный (Приложение 1. Слайд 5, Приложение 2 – звуковой файл с записью: «Функция f(x) задана на множестве однозначных натуральных чисел по следующему правилу: каждому значению х ставится в соответствие удвоенное его значение.)
  • аналитический (Приложение 1. Слайд 6)

4. Работа по учебнику, выполнение упражнений (Приложение 1. Слайд 7)

Дополнительное задание (необязательное)

(Приложение 1. Слайд 8)

5. Итог урока:

а) Устные вопросы:

В кинотеатре места занимают согласно купленным билетам.

Можно ли утверждать:

  • На множестве кресел задано множество зрителей? (Ответ: ДА)
  • Является ли это соответствие функцией? (Ответ: ДА)
  • Можно ли задать это соответствие формулой? (Ответ: НЕТ)

б) Приложение 1. Слайд 9

Функция задана таблицей.  Составьте словесное описание функции.

x 1 2 3 4 5 6 7 8 9
y = f (x) 1 4 9 16 25 36 49 64 81

(Ответ: Функция задана на множестве однозначных натуральных чисел. Каждому значению аргумента ставится в соответствие  его квадрат.)

6. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 10)

– § 8, 240 (в, г);  243 (б, г);  242; 244; 250 (б) *(необязательное)