Урок-викторина по окружающему миру в 4-м классе "Обобщение материала «Горные породы и полезные ископаемые»" (по программе "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок - викторина

Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.

Девиз:

"Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:" (А. Новаи)

Ход урока

I. Орг. момент

(Дети образуют 4команды.)

- Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

II. Вступление:

- Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.

- Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

(Команды: "Алмаз", "Жемчужина", "Малахитовая шкатулка", "Самоцветы". Каждая защищает, представляет своё название).

- Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.

1 . "Разминка".

- Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

2. "Сообщение"

- Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).

- Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.

3. "Узнай горные породы"

- Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд "Полезные ископаемые"

- Каждая команда получает бланк - кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.

1.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

2.

Это мастep белый белый, -
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

3.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт - испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались - это:

4.

Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрение.

5.

Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

6.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета...
Он из зёрен состоит,
Называется:

7.

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

8.

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

9.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

10.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

5. Физкультминутка

(проводится с помощью учащихся)

6. "Условные знаки"

- Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

7. "Вы это знаете?"

- Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

8. "Ребусы"

- Последнее задание - ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.

  

 

- Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)

- Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)

- Давайте подведём итог нашего урока.

VI. Итог урока.

- Что называют полезными ископаемыми, горными породами?

- Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?

- Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.

- Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).

- Выставим оценки за урок.