Урок литературного чтения "Страна Фантазия". Е.С. Велтистов "Приключения Электроника"

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; проанализировать отрывок из повести "Приключения электроника"; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Закрепим правильное произношение звука "р" в считалочке и в скороговорке.

Начнем проговаривать считалку:

Ра-ра-ра начинается игра.
Ре-ре-ре детям нравится в игре.
Ру-ру-ру я люблю игру.

Поработаем над скороговоркой. Начнем медленно, а затем с ускорением:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

III. Закрепление пройденного материала.

Для закрепления пройденного материала я приготовила вам кроссворд. При отгадывании кроссворда будьте внимательны.

КРОССВОРД

1. Назовите имя одной из злых волшебниц из "Сказки о потерянном времени" Шварца (не Ольга). /Марфа/

2. Назовите имя товарища Дениса из рассказов В.Драгунского "Главные реки". /Мишка/

3. Назовите имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В.Драгунского. /Денис/

4. Назовите новое слово, которое услышал герой рассказа В.Голявкина; обозначает документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. /Патент/

5. На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В.Голявкина? /Трамвай/

6. Какой язык учил все лето Павел, из произведения В.Драгунского? /Английский/

7. Какое слово Павел выучил за 2 месяца тяжелой учебы? /Пит/

8. Это продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В.Голявкина. /Горчица/

9. Какой предмет был волшебным в "Сказке о потерянном времени"? /Ходики/

10. Кого любит Мишка из рассказа В.Драгунского (не котят). /Бабушка/

IV. Изучение нового материала

Чтение учителем стихотворения Б.Заходера "Моя Вообразилия".

Моя Вообразилия

В моей Вообразили,
В моей Вообразили -
Там царствует Фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения,-
Увы, не знает как войти
В ее расположение!..

1. Вступительная беседа.

- О чем стихотворение Б.Заходера?

- Кто может попасть в эту страну?

- Как вы понимаете слово "фантазия"?

2. Рассказ учителя о фантастике.

Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово "фантазия" (от греч. "воображение"). Именно благодаря фантазии человек способен вторить. От этого же корня образована "фантастика" (от греч. "искусство воображать") - термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное.

К существительному "фантастика" часто добавляют эпитет "научная". Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удается прочертить четко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нередко можно встретить утверждение, что научная фантастика существует ради прогнозирования научно-технических идей. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Еще до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты.

Дело в том, что фантастика - это прежде всего художественная литература, а значит, что ее предметом всегда был и остается человек.

Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны "обыкновенной" литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далекое будущее.

V. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова

1. Рассказ учителя о писателе

Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934г. в Москве. В 1956г. окончил МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет журналистики. Член СП СССР с 1966г.

Первой научно-фантастической публикацией стала повесть "Приключения на дне моря" издательства Детгиз в 1960г. Писатель был членом редколлегии альманаха "Мир приключений". Награжден орденами Дружбы народов, "Знак Почета", медалью. Лауреат Государственной премии СССР (1982г.).

Жена писателя Баранова Марта Петровна работала корректором в Управлении делами Совмина СССР, литературным сотрудником, заведующим отделом литературы и искусства, а также в отделе писем редакции газеты "Пионерская правда". Написала в соавторстве с Евгением Серафимовичем несколько книг для детей: "Тяпа, Борька и ракета", "Излучать свет". 5 декабря 1962 г. в семье Велтистовых родился сын Велтистов Максим Евгеньевич.

Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей объединенных главным героем - Электроником. Электроник - это робот, внешний вид которого был скопирован с реального мальчика московского школьника Сергея Сыроежкина. Первая книга цикла "Электроник - мальчик из чемодана" впервые увидела свет в публикации издательства "Детская литература" в 1964г.

По мотивам повести "Электроник - мальчик из чемодана" и "Рэсси - неуловимый друг" был снят телевизионный художественный фильм "Приключения Электроника". Премьера фильма состоялась 23 марта 1980г. в кинозале Одесского санатория. 2 мая 1980г. фильм вышел в телеэфир.

Произведения Е.С. Велтистова неоднократно переиздавались, и полная библиография включает в себя десятки изданий.

Умер Е.С. Велтистов в 1989г.

VI. Работа над рассказом

Словарная работа.

- Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова "Чемодан с четырьмя ручками". Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непонятные слова и выражения. Проверим, все ли вам осталось понятным в тексте.

- Как вы поняли значения слов:

КИБЕРНЕТИК - специалист по кибернетике.

КИБЕРНЕТИКА - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

КОНТРАБАС - самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.

- Подберите синонимы к словам: прозрачный (1)чистый, незамужненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза; 2) ясный), раздался (1) послышался, заслышаться, зазвучать, прозвучать, пронестись; 2) расступиться; 3) пополнеть).

- Какое значение подходит больше к словосочетанию "город раздался"? (Подходит второе значение.)

- Подберите синоним к словам: похорошел (расцвел), сюрприз (неожиданность, нечаянность).

VII. Физкультминутка

VIII. Чтение отрывка из повести "Приключения Электроника"

1.Чтение учителем и учащимися.

- Сегодня мы прочитаем отрывок из повести "Приключения Электроника", которую написал Велтистов Евгений Серафимович.

2. Первичное восприятие текста.

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

3. Беседа.

- Что вы узнали о профессоре Громове?

- Чем он занимается?

- Куда он приехал?

- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.

- Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелый?

- Сравните описание города с обычным, в котором мы живем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?

- Прочитайте, как профессор открыл чемодан.

- Почему он долго смотрел на спящего?

- Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана?

- Отчего он дернулся?

- Как вы считаете, побег Электроника - это протест или каприз?

- Могло ли с Электроником произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?

- Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о необычном событии?

Объясните.

- Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?

- Почему Электроник сбежал от профессора?

- В чем Электроник похож на обычного мальчика?

IX. Итог урока. Обобщение знаний, выставление оценок.

- Какой раздел начали изучать на уроке? (страна Фантазия).

- Почему фантастика - отдельный жанр литературы?

- Какие еще жанры вы знаете?