Разработка урока химии по теме "Закон Авогадро" (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8


Оборудование: ПК, проектор, экран.

Дидактические материалы: слайд-фильм "Закон Авогадро", учебник Г.Е. Рудзитис, задачник П.А. Глориозов, карточки с заданиями.

Цели урока:

Учебные

  • изучить закон объёмных отношений,
  • изучить закон Авогадро,
  • научиться решать задачи, используя знания о данных законах.

Развивающие

  • формировать познавательный интерес к химии,
  • направлять поисковую деятельность учащихся на решение внутри - и межпредметных проблем,
  • формировать умения выделять существенные признаки и свойства объектов,
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитывающие

  • развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход урока

Этап Время Сопровождающие материалы Деятельность ученика Деятельность учителя
1. Организационный 1 мин. Слайд-фильм "Закон Авогадро". Концентрирует внимание на экране и словах учителя. Акцентирует внимание на типе урока (урок с применением компьютера).
2. Актуализация знаний 2 мин. Слайды 1,2,3,4,5. Смотрит слайд 1, отвечает на поставленные вопросы. просматривает слайды 2, 3, 4, 5 вспоминает изучаемую тему. Предъявляет правильный вариант ответов на вопросы (слайды 2, 3, 4, 5), организует обсуждение спорных моментов.
3. Постановка учебной проблемы 3 мин. Слайды 6,7, 8, 9.

Слайд 6 предъявляется поэтапно по мере поступления вопросов.

Смотрит слайд 6, отвечает на поставленные вопросы, актуализирует знания, полученные на уроках физики. Ставит перед учащимися проблему, выводит их на формулировку темы и целей урока. Слайды 8, 9.
4 а). Изучение нового материала 5 мин. Слайды 10, 11, 12, 13.

(Закон объёмных отношений Гей-Люссака)

Смотрит слайды, выполняет запись в тетрадь. Составляет схему одного из уравнений реакций. Объясняет причину исследования газообразных веществ. Формулирует закон, объясняет как он "работает".
4 б), в). Изучение нового материала 5 мин. Слайды 14, 15, 16, 17, 18.

(Закон Авогадро)

Слайды 16 и18 предъявляются поэтапно с целью акцентировать внимание учащихся на следствия из закона и основные константы.

Смотрит слайды, выполняет запись в тетрадь формулировку закона и основных расчётных формул для газообразных веществ. Объясняет, что подлинный смысл закона объёмных отношений выяснился после великого открытия итальянского учёного А.Авогадро, который доказал, что все газы ведут себя в некотором смысле одинаково и, что объём газа при заданных условиях не зависит от химической природы газа.
5 а), б). Первичное закрепление материала 8 мин. Слайды 19, 20, 21, 22, 23. Предъявляются поэтапно, после того, как будут даны правильные ответы учащимися на задания слайдов. Решает задачу, формулирует и задаёт вопросы по сложным моментам решения. Сравнивает решение на слайде со своим решением. Предъявляет слайд, разбирает условие задачи, корректирует работу учащихся, организует обсуждение результатов решения задач.
6. Вторичное закрепление знаний 4 мин. Слайд 24 предъявляется поэтапно (ответы в порядке решения задач). Слайд 19 повторно демонстрируется в помощь к решению задач. Самостоятельно решает задачи (допускается парная и групповая работы), сравнивает свои ответы с ответами на слайде. Контролирует работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь в решении задач. Проверяет результаты решения совместно с учащимися, демонстрируя 24 слайд.
7.Составление учащимися мини- презентаций по теме 8 мин. Работа учащихся на ПК, работа с дополнительной литературой и задачниками. Работает в группе над составлением и решением задачи, используя дополнительную литературу и задачник, один учащийся из группы оформляет на ПК презентацию, остальные обсуждают результаты работы на уроке. Контролирует работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь в работе.
8. Просмотр презентаций. Рефлексия 4 мин. Демонстрация работ учащихся на экране. Смотрит презентации одноклассников, оценивает ответы, исправляет ошибки, обсуждает результаты деятельности на уроке. Отмечает работу учащихся, корректирует ответы учащихся.
9. Домашнее задание 1 мин   Записывает домашнее задание. Формулирует домашнее задание.

Приложение 1 (задачи к уроку), приложение 2 (презентация MS PowerPoint).

Перечень источников информации, используемых в подготовке и проведении урока

1. Г.П.Хомченко "Химия для поступающих в вузы": М., "Высшая школа", 1985.

2. И.С.Москалёва "Решаем и играем": ж-л "Химия в школе", №1, 2008.

3. А.Н. Харитонова "Закон Авогадро": библиотека "Первого сентября" "Летопись важнейших открытий в химии", М., 1999.

4. http://files.school-collections.edu.ru/

5. http://www.alhimik.ru/teleklass/tests/

6. www.alhimik.ru/teleklass/pril/avogadro.shtml

7. http://alhimikov.net/navigator.html