Урок русского языка "Синтаксис простого предложения" с использованием интерактивной доски (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • обобщить и закрепить изученное по теме;
  • отработать навыки определения однородных членов в предложении и расстановки знаков препинания при них;
  • формировать навыки составления предложений с однородными членами;
  • повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе практической работы (синтаксический разбор простого предложения);
  • совершенствовать навыки лексического анализа, отрабатывать на письме орфографические и пунктуационные правила;
  • формировать умение наблюдать за родной природой, относиться к ней с пониманием и уважением;
  • воспевать в учениках доброжелательность, коллективизм, учить помогать друг другу;
  • развивать творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;
  • фрагменты мультипликационного фильма "Серая Шейка";
  • раздаточный материал.

Ход урока

Переключение слайдов производит учитель с помощью маркера для интерактивной доски

Слайд 1

I. Приветствие. Организационный момент.

В тетрадях число, классная работа.

Ноябрь:уже конец осени:А какой красивой, тёплой, золотой она была совсем недавно, поэтому жаль расставаться с ней.

Заставка.

На днях, возвращаясь из театра, из окна автобуса мы увидели, что Запрудка затягивается льдом, появляются полыньи. Всё это напомнило одну грустную, но красивую сказку "Серая Шейка". Её автор - Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, замечательный русский писатель.

Портрет. Слайд 2

Я даже нашла мультипликационный фильм, снятый по этому произведению в 1968 году, 40 лет назад, с удовольствием посмотрела его и решила вам напомнить эту историю.

Фрагмент фильма. Слайд 3

II. Мы ещё вернёмся к фильму и не прощаемся с героями.

Пусть они станут и героями нашего урока, помогут нам повторить и обобщить знания по теме "Синтаксис простого предложения".

Тема урока

В тетради. Слайд 4

- Кого из героев сказки вы вспомнили?

Мама Утка, Старый Селезень,

Заяц, Серая Шейка, Лиса

Представим себе, что они вдруг сошли с экрана и сели за парты в 5А классе. Что могли бы спросить они, если бы вдруг очутились у нас на уроке?

Мама Утка с серьёзным видом задала бы вопрос:

- Что изучает синтаксис? Ответ.

Старый Селезень уточнил бы:

- Что такое предложение? Ответ.

Заяц, который всего боится, наверное, с осторожностью бы спросил:

- Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?

Ответ.

Серая Шейка осталась зимовать в одиночестве, а так хотелось пообщаться с кем-нибудь. Поэтому и поинтересовалась бы:

- Какие члены предложения называются однородными?

Ответ.

А хитрая Лиса спросила бы:

- А вы помните, как эти слова пишутся?

Слайд 5

СИНТ_КС_С

ПР_ДЛ_ЖЕНИЕ

П_ДЛЕЖАЩ_Е

СК_ЗУЕМ_Е

Работа в тетради

Проверка на доске.

У доски ученик выбирает цвет маркера и вписывает пропущенную букву.

Учитель переключает доску в режим мыши и осуществляет проверку

Вы молодцы! С теорией справились, думаю, герои сказки тоже порадовались бы за вас.

III. А теперь, используя текст произведения, проверим наши знания и умения.

Чем мы будем заниматься, какую работу выполнять?

Ответ.

Слайд "Птицы" Слайд 6

Работа с карточкой жёлтого цвета.

- Выразительно прочитать текст.

1. Первый осенний холод привел птиц в большую тревогу.

2. Все прощались с родными местами, готовились в дальний путь.

3. Отправлялись в дорогу крупные птицы: лебеди, гуси и утки.

4. Шумели, суетились кулички, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно собирались в стайки и переносились по берегам, по болотам, по отмелям.5.У маленьких птичек была огромная, серьезная работа.

- Найти предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены.

Молодцы, справились с этим заданием.

- Каких однородных членов предложения встретилось больше?

Подлежащих и сказуемых.

Действительно, однородные члены являются ярким стилистическим средством. Существительные дают нам представление о разнообразии предметов. И сегодня мы с вами познакомились с названиями птиц. Глаголы помогают создать определённый ритм в тексте, ощущается движение, ведь все собираются в путь.

Среди предложений с однородными членами есть одно, которое отличается от других знаком препинания.

- Обратили ли вы на него внимание?

№3. Обобщающее слово.

Конструирование

- Добавьте в предложение №4 обобщающее слово.

Маленькие птички.

2)- При помощи чего соединяются однородные члены предложения?

Союз, интонация.

- Что ещё могут эти союзы соединять, кроме однородных членов?

Части сложного предложения

Слайд "Зима"Слайд 7

Работа с карточкой красного цвета.

- Прочитать, расставить знаки препинания.

1. Скоро выпал первый снег но река не поддавалась холоду.

2. Ночью всё затихало.

3. Река засыпала а холод сковывал её льдом.

4. Тихо стоял молчаливый лес.

5. Бурлившая днем река присмирела и к ней подкрался холод.6.Он крепко обнял гордую красавицу и прикрыл её зеркальным стеклом.

Слайд 8 - 16

- Найти грамматическую основу предложения, сделать вывод, какое предложение: простое или сложное?

- Самостоятельно выполнить синтаксический разбор предложения №6.

Проверка на доске.

У доски ученики выбирают цвет маркера, тип линии и выполняют разбор предложения по шагам.

Учитель переключает доску в режим мыши и осуществляет проверку после каждого шага.

3)-Вы помните, чем закончилась эта сказка?

Фрагмент фильма. Слайд 17

Серая Шейка смогла пройти через все испытания и вновь обрела семью и друзей. Вся семья вместе - так и душа на месте! Вот и мы с вами вместе проделали серьёзную работу: проверяли свои знания:

- А что ещё мы делали на уроке?

Ответ.

Верно, разбирали предложения, конструировали, начали знакомиться с новой темой "Сложное предложение".

IV. Итог урока. Домашнее задание.

Молодцы! Но испытания для вас не закончились. Теперь я предлагаю каждому проверить себя, вспомнить изученные орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить необычный графический тест. Это будет ваше домашнее задание (на белой карточке).

  • Прочитать предложения.
  • Вставить пропущенные буквы.
  • Расставить знаки препинания.
  • На графике точками отметить, в каких предложениях есть однородные члены предложения, а в каких отсутствуют. Соедините эти точки. Что у вас получилось?
  1. Все готовят_ся в д_лёкий путь.
  2. Лебеди и гуси (не)бросят св_его гн_зда.
  3. П_желтели от инея берё_ки и покр_снели осины.
  4. Х_лодный ветер обрывал листья и ун_сил их.
  5. Р_ка была пуста и жизнь сохр_нялась только в л_су.
  6. Голые березы ивы и рябины п_крылись инеем.
  7. Скоро вып_л первый снег.
  8. Птицам в это время года особенно гол_дно и хол_дно.
  9. З_мля п_крылась б_лоснежным к_вром.
  10. Лес ст_ял тёмный и м_лчаливый.

- А что необычного, сказочного встретилось в произведении?

Ответ. Да, звери могут разговаривать только в сказке!

- Составьте, пожалуйста, небольшой диалог по картинке, используя обращения.

V. Прощание