Урок музыки "Богатырские образы в искусстве"

Разделы: Музыка


Цель: показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

Оборудование: доска, музыкальный центр, портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова, репродукции картин: В.Васнецов "Три богатыря", А.Бубнов "Утро на Куликовом поле", И.Глазунов "Два князя", В.Васнецов "Богатырь", П.Корин "Александр Невский", В.Васнецов "Поединок Пересвета с Челубеем".

Ход урока

Перед классом висят репродукции картин на "богатырскую" тему.

"Богатырская" тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Это от того, что с давних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Вопрос: рассмотрев картины, скажите, какая музыка могла бы звучать здесь? -Ответы детей.

Слушаем фрагмент Второй симфонии А.П.Бородина.

В музыке Бородина мы слышим не только эпическое величие, всепобеждающую мощь и могущество, но и чарующую красоту, которые свидетельствуют о физической и духовной могучести, о высокой моральной силе русского человека.

Обращаемся к картине Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".

Произведения разных видов искусства, а именно, картина Васнецова и музыка Бородина, появились независимо друг от друга. Хотя, и кажется, что "Богатырская симфония" А.Бородина навеяна картиной В.Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.Васнецова была закончена в 1900 году, а А.П.Бородин умер в 1887 году. Мы не случайно в своём восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина "звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня:". Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться!

Ученый и композитор Борис Асафьев писал: "Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом всё сильней понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны - жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Это произведение было современным не только сто с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой".

Звучит шведская народная песня "Три парня".

Вопросы и задания:

  1. Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня "Три парня"?
  2. Что выражает и изображает мелодия?
  3. Как надо развивать мелодию песни?
  4. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
  5. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?
  6. Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

Работа над шведской народной песней "Три парня".

Итог урока: Вторая симфония А.П.Бородина - одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П.Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов, то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П.Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но и его ещё более славное будущее.