Программа и поурочное планирование по предмету "Театральное искусство" (средняя группа)

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Третий год обучения

Цель: Закрепление навыков коллективной творческой работы.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания.

2. Воспитание доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

3. Закрепление навыков театральной игры

Тема года: Сценические движения.

Тема 1 четверти: Дикция и артикуляция

Тема 2 четверти: Пластика и координация

Тема 3 четверти: Внимание и воображение

Тема 4 четверти: Театральная игра.

Программа "театральное искусство третьего года обучения рассчитана на детей 12-14 лет. Срок реализации программы 1 год. Для реализации данной программы требуется хотя бы минимальная подготовка. Ребенок должен быть коммуникабельным, не зажатым, свободно сходиться во мнении с коллективом, уметь слушать и выполнять требования педагога. Хорошо и чисто говорить, ориентироваться в пространстве, уметь работать в коллективе. Программа рассчитана на 3-х разовое посещение, по 6 часов в неделю, в год получается 227 часов: в первое полугодие - 105 часов, во второе - 122 часа.

На третьем году обучения вводится метод репетиции, подразумевающий ролевое исполнение. Много работы отводится на постановку голоса, сценического движения, работе над дикцией и артикуляцией актеров. Целью этих занятий является отработка мышечного навыка, который потребуется в более старших группах.

Основными этапами контроля за освоением программы являются поурочный и погодовой контроль. Поурочный контроль осуществляется творческими заданиями во время занятий. Погодовой контроль осуществляется на основе выполнения специально разработанных комплексных упражнений, зарисовок, миниатюр.

К концу года ребенок должен уметь:

1. Знать и уметь выполнять отдельные элементы сцендвижений.

2. Воспроизвести мини-сцену с показа.

3. Уметь импровизировать на заданную тему.

4. Ориентироваться на сцене.

5. Иметь мышечную память на артикуляционный аппарат.

I четверть: Дикция и артикуляция
I ЧЕТВЕРТЬ Тема Содержание Количество часов
1. Вводные занятия, знакомства Организационный момент. Беседа о театре. 1
2. Дикция Упражнения на дикцию. Работа над речевым аппаратом. 25
3. Артикуляция Артикуляционная гимнастика. Постановка голоса. 15
Снятие психофизических зажимов 12
ИТОГО: 53ч
II четверть: Пластика и координация
II ЧЕТВЕРТЬ 1. Внимание Упражнения на внимание 15
2. Геометрика движения Движение по форме (по кругу, по прямой линии, по восьмерке) 15
3. Этюды на пластику Упражнения на развитие пластических движений 22
  ИТОГО: 53ч
III четверть: Внимание и воображение
III ЧЕТВЕРТЬ Тема Содержание Количество часов
1. Условность театральной игры Миниатюры. 20
2. Предполагаемые обстоятельства Продолжи рассказ (эстафета по кругу) 10
Изобрази заданный предмет 15
Игры "А что было бы, если бы:", "Мы с вам оказались:" 12
3. Целенаправленные действия Жест, мимика, движение, речь - слагаемые действия. 15
  ИТОГО: 72ч
IV четверть: Театральная игра
IV 1. Предметы и их душа Играем в фанты 5
2. Закрепительные занятия. Вспомним прошлое. 25
3. Занятие-концерт Подготовка и проведение итогового занятия-концерта 20
  ИТОГО: 50ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету
"ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
средняя театральная группа

Месяц Общее
кол-во
часов
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЧАСЫ
СЕНТЯБРЬ 25 1 Вводный урок. Беседа о театре. 1
2 Аритикуляционный аппарат. Упражнения для разминки. 2
3 Текст и его значение. Утрированная артикуляция. 2
4 Зарядка для губ. Скороговорки. 2
5 Работа над отдельниыми видами согласных (шипящие: щ, ш, ж) 2
6 Работа над отдельными видами согласных (межзубные звуки: з, ц) 2
7 Работа над звонкими согласными (м, н, л) 2
8 Работа над звком "Р". 2
9 Закрепелние звкового произношения. 2
10 Мышечная память. Стихи на ратикуляцию. 2
11 Статика в речи. Урок-игра. 2
12 Речевой аппарат. Разминка. Упражнения. 2
13 Закрепеление навыка артикуляции 2
ОКТЯБРЬ 28 1 Мышечная гимнастика. Урок-игра. 2
2 Постановка голоса. Вокальные упражнения. (гласные) 2
3 Постановка голоса. Сцена и звуковая аккустика. 2
4 Постановка голоса. Положение на сцене. 2
5 Разница звука при произношении. 2
6 Постановка голоса. Окончания в речи. 2
7 Постановка голоса. Подача звука. 2
8 Речевой аппарат и голос.Упражнения 2
9 Соединение артикуляции и звука. 2
10 Музыкальные скороговорки 2
11 Упражнения на снияте психофизических зажимов. 2
12 Верхний корпус. Зажим и его преодоление. 2
13 Нижний корпус. Зажим и его преодоление. 2
14 Закрепляющее занятие. 2
НОЯБРЬ 24 1 Развитие двигательной активности. 2
2 Подвижные игры 2
3 Координация на сцене. 2
4 Внимание и речь. Упаржнение. На внимание. 2
5 Внимание в произвдении. Способы реагирования. 2
6 Рассеянное внимание. Технология исполнения. 2
7 Напряженное внимание. Технология исполнения. 2
8 Пауза и внимание. 2
9 Координация текста и реагирования. 2
10 Внимание и движения. 2
11 Закрепеление навыков. 4
ДЕКАБРЬ 28 1 Пластика. Упражнения. 2
2 Движение по кругам (малый, средний, большой). Закрепление. 2
3 Отработка координации. Формирование движений. 2
4 Развитие гибкости 2
5 Движение по кругу (малый) 2
6 Движение по кругу (средний) 2
7 Движение по кругу (большой) 2
8 Ориентировка на сцене. 2
9 Координация пластики. 2
10 Пластика на сцене и в движениях. 2
11 Пластика и слово. Упражнения. 2
12 Закрепление координационных навыков. 2
13 Подготовка занятия-концерта. 4
МЕСЯЦ Общее
кол-во
часов
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЧАСЫ
ЯНВАРЬ 24 1 Миниатюры. Знакомство. 2
2 Мини-спектакль. Техника исполнения. 2
3 Речь в миниатюрах. 2
4 Дикция в миниатюрах. 2
5 Пластика и стиль исполнения мини-спектаклях. 2
6 Произношение текста и его смысловое значение. 2
7 Пластика и текст. Тренинг. 2
8 Звуковая основа миниатюр. 2
9 Смысловое значение сцены. 2
10 Тренинг. 2
11 Внимание. Развитие навыка сценического внимания. 2
12 Миниатюры на развитие воображения. 2
ФЕВРАЛЬ 24 1 Формирование навыка перевоплощения. 2
2 Воображаемые обстоятельства. 2
3 Продолжи рассказ. Урок-тренинг. 2
4 Рассказ и герои в них. Упражнения на внезапность. 2
5 Сказка добрая и злая. Закончи сказку. Урок-беседа. 2
6 Предметы и их значение в пьесе. 2
7 Предметы и миниатюры. Роль предмета. Проба. 2
8 Игры на внимание. 2
9 Упражнения на внимание. 2
10 Формирование внимания в актерской игре. 2
11 Внимание и сцена. Навык реагирования на ошибки. 2
12 Воображаемые обстоятельства. Эффект неожиданности. 2
МАРТ 24 1 Формирование умения внешней активности. 2
2 Воображение в спектакле. 2
3 Тренинги на воображение. 2
4 Вообрази себя предметом. Тренинг. 2
5 Неопределенные обстоятельства. 2
6 Способы реагирования в неопределенных обстоятельствах. 2
7 Мастерство перевоплощения. 2
8 Жесты в спектакле. 2
9 Смысловое значение жеста. 2
10 Жест и мимика - две основы. Тренинг. 2
11 Жест и речь - соответствие. Упражнения. 2
12 Закрепление на внимание и воображение. 2
АПРЕЛЬ 26 1 Предметы и их душа. Техника исполнения. 2
2 Играем в фанты. Изображение. 2
3 Техника исполнения неодушевленных предметов. 2
4 Мимическое исполнение неодушевленного предмета. 2
5 Роль и ее значение. 2
6 Чтение по ролям стихов. 2
7 Выражение и дикция исполнения. 2
8 Техника движения во время речи. 2
9 Актерское мастерство. Знакомство. 2
10 Актерское мастерство. Первые шаги. 2
11 Басни. Игра по ролям. 2
12 Сцендвижение. Отработка навыка. 2
13 Спектакль и роль. Внутренний мир героев. 2
МАЙ 24 1 Актерский тренинг. 2
2 Закрепление техники дикции. 2
3 Закрепление техники артикуляции. 2
4 Внимание и роль. Закрепление. 2
5 Пластика и координация. Закрепление. 2
6 Миниатюры. Техника исполнения. Закрепление. 2
7 Голосовая подача материала. Роль и ее тембр. 2
8 Воображаемые обстоятельства. Закрепление. 2
9 Мы и мир. Внезапность. Реакция. Закрепление. 2
10 Подготовка спектакля. Проба ролей. 2
11 Работа над спектаклем 4