Педагогический проект "Школа интеллектуальных каникул" интеллектуальной смены детского этно-экологического лагеря

Разделы: Внеклассная работа


Аналитическая справка о деятельности лагеря

Наступает лето, заканчиваются занятия в школе, и перед родителями встает непростой вопрос: как решить проблему летнего отдыха ребенка?

Задача интеллектуального этно-экологического лагеря “ШИК” - не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для ребят это возможность создать свой интеллектуальный продукт с последующим представлением его на мероприятиях различного уровня.

Для снятия физической и психологической нагрузки, накопившейся в течение года, проект предусматривает экскурсии, туристические походы, соревнования на свежем воздухе, исследования в области химии, краеведения и экологии, участие в различных игровых и познавательных программах, работу с психологом.

Проект “Школа Интеллектуальных Каникул” является логическим продолжением работы школьного кружка “Юный краевед”, который ставил перед собой задачу показать детям, что экология, химия и краеведение за пределами учебника – это интересные походы, и увлекательные исследования, где можно применить полученные знания. По результатам работы данного кружка ребята получили первоначальные навыки индивидуальной и творческой деятельности в области экологии, химии и краеведения.

Пояснительная записка: актуальность, цель и задачи, ожидаемые результаты

Актуальность использования природных объектов как ведущего педагогического средства объясняется как экологическими проблемами, так и интересом школьников к природе и истории родного края. Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: “Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!”.

Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины. Изучая природу родного края и её преобразование, дети становятся очевидцами его проблем.

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи изменения ландшафтов местности в результате деятельности человека. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме. Краеведческий и экологический аспект реализуется в школьной программе через систему поэлементного изучения своей области. Это не создает условий комплексного и практического изучения местности, формирующее в последствии у учащихся целостное представление о природе своей малой родины. Поэтому очень важно индивидуализировать работу, изменить форму общения педагога и участника смены, помочь ребятам реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в области химии, экологии и краеведения, используя необычные и нестандартные методы.

Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на теории развивающего обучения и идеях инновационной педагогики.

Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании и самореализации. Участие в проекте “ШИК” обеспечивает удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребёнка – потребность в саморазвитии.

В этом случае результатом педагогической деятельности будут не только ЗУНы, но и новые жизненные замыслы, ведущие к самостоятельным свободным и ответственным действиям.

В основу концепции педагогической модели смены положено представление о воспитательном пространстве интеллектуальной смены, обеспечивающем непрерывный процесс развития личности ребёнка.

Основные принципы работы лагеря:

  • принцип деятельности;
  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • ценность саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и новых форм деятельности;
  • приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • вариативность видов деятельности и их реализации.

Цель проекта - создание условий для интеллектуально-творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков.

Задачи:

  • Организовать разумный отдых детей и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;
  • Реализовать умения и навыки, полученные в школе, в практической деятельности и получить углубленные знания в области химии, экологии и краеведения;
  • Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
  • Создать условия, способствовующие нравственному и эколого-патриотическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты

1. Реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области физики, экологии и краеведения:

  • Повышение экологической активности подростков, причем не зрительской, а деятельностной, сопровождающейся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не “нам сделали, устроили, провели”, а “мы провели, решили, сделали”).
  • Формирование компетентности и приобретение навыков в сфере химико-экологической деятельности.
  • Создание экологической тропы “Родники Олениной горы”;
  • Участие в проекте “Течёт река” на портале http://letopisi.ru.
  • Создание условий, способствующих выявлению и развитию интеллектуально-творческой одарённости и направленности каждого подростка, предоставление им возможности максимально проявить своё дарование;
  • Проведение мониторинговых исследований особо охраняемых природных территорий Лысковского района

2. Организация разумного отдыха детей и расширение кругозора через развитие интеллектуальных и творческих способностей:

  • Составление инвентаризационных карточек природных объектов, создание презентаций по результатам исследований и мониторинга природы родного края;
  • Совместное “внешнее” проектирование с разными субъектами муниципального социально-образовательного пространства: СМИ района, ФОК г. Лысково, краеведческий музей, метеостанция и т.п.
  • Укрепление физического здоровья.

Содержание деятельности и механизм реализации

Летний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-ти часовым пребыванием для учащихся 7–8-х классов в помещениях МОУ СОШ №5. Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети 12–14 лет по их желанию. Обеспечивается одноразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 10 дней.

Здесь создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа в лагере организуется по разделам:

  • Экологическая деятельность;
  • Прикладная химия;
  • Краеведение.

Формы работы смены:

  1. Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (15 человек).
  2. Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой.
  3. Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой.
  4. Экскурсии в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (15 человек).
  5. Обсуждение итогов дня в работе со всей группой.

Механизм реализации

Этапы реализации. Интеллектуальный этно-экологический лагерь предполагает подготовительный период (теоретический) и основной период (интеллектуально-оздоровительный).

Подготовительный период включает:

  • создание программы работы интеллектуального этно-экологического лагеря;
  • включение всех участников в активную работу, учитывая способности каждого ученика, принимая во внимание возрастные особенности учащихся;
  • обеспечение полноценного питания и режима работы;
  • привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
  • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.

Основной период работы лагеря:

I этап – организационный.

В этот период происходит знакомство с лагерем, идет открытие смены, знакомство с проектом, составление плана действий, проведение и реализация программ направленных на сплочение коллектива, формируется орган соуправления, благоустраиваются лагерные помещения и территории.

Основные составляющие организационного периода: создать у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помочь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; ознакомить с правилами и законами жизни в лагере.

Задачи этапа:

  • познакомить детей друг с другом, обеспечить быстрое и безболезненное прохождение адаптационного периода;
  • выявить интересы, склонности и способности детей;
  • мотивировать на игровое взаимодействие.

II этап – основной этап проходит под девизом: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит перелезть из него просто некуда”. Антуан де Сент-Экзюпери.

Задачи этапа:

  • проведение мероприятий, ориентирующих личность ребёнка на общечеловеческие ценности, включая природу родного края и социум;
  • создать условия для реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области химии, экологии и краеведения;
  • учить учиться;
  • обеспечить полноценный отдых детей.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Ребята учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования, социометрия и диагностика. При планировании работы лагеря учитываются даты международного календаря.

III этап – заключительный

Задачи этапа:

  • рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
  • обобщение и демонстрация исследовательских работ на научно-практической конференции.

Структура самоуправления

Каждый ребёнок в лагере “ШИК” определяет свой вид деятельности, которую организует и направляет воспитатель - координатор. Участники проекта могут входить в состав трёх групп:

  • “Юные экологи”^
  • “Химики – практики”
  • “Юные краеведы”.

В каждой группе определяется интеллектуал-актив, который участвует как в жизни своей группы, так и в жизни лагеря. Ребята самостоятельно выбирают вид деятельности и способы решения поставленных задач на каждый день.

Система контроля и оценки результативности

Диагностика и контроль

Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика - это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью: выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой являются количественная и качественная оценка и учёт результатов проектной деятельности.

Контроль является функцией процесса управления, его важнейшей частью, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новом этапе сотрудничества проектных групп.

Контроль деятельности проектных групп:

В процессе реализации Программы осуществляются следующие виды контроля над деятельностью групп:

  • Предварительный контроль: имеет диагностические задачи. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки проектной группы и её членов, имеющиеся начальные знания, умения и навыки, связанные с предстоящей проектной деятельностью. Предварительная диагностика уровня учеников и проектных групп важна для того, чтобы определить их приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае подлежит не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его уровня очередного проектного этапа с предыдущим или стартовым, то есть степень личностного приращения.
  • Текущий и периодический контроль: систематическая проверка и оценка результатов работы проектных групп на конкретных этапах реализации проектов, а также в процессе реализации конкретных мероприятий. Текущий контроль также происходит каждый день в процессе экспедиционных исследований, при архивации данных. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку участники проектных групп обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупных блоков изучаемой информации и связанной с нею деятельности.
  • Итоговый контроль проводится в конце каждого крупного этапа проекта, в конце проекта. Он может иметь форму защиты учебно-исследовательских работ на конференции зачета, зачётной проектной сессии, экзамена и т.п. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку проектных результатов по всем ключевым целям и направлениям этапов.

Личностный рост

В течение смены каждый ребёнок выращивает своё “эко-дерево”, на котором ежедневно появляются листочки с записями проведённых дел разного цвета (цвет показывает настроение участника). КАРТА УСПЕХА отслеживает участие детей в мероприятиях лагеря в виде зачетной книжки.

ДНИ

Общелагерное дело,
КТД

Спортивное
мероприятие

Работа в группе

ПРОЕКТ

Доклад,
сбор
информации

Создание

Защита

1 ДЕНЬ

           

2 ДЕНЬ

           

3 ДЕНЬ

           

           

Критерии оценки:

Общелагерное дело, КТД:

подготовка и проведение - 5 баллов;

участие – 3 балла.

Спортивное дело:

подготовка и проведение - 5 баллов;

участие – 3 балла.

Работа в группе: оценивается по количеству выполненных заданий.

Проект:

создание – 5 баллов;

защита - 5 баллов.

Доклад, сбор информации: 4 балла.