Урок информатики по теме "Cоздание диаграмм в ТП MS Excel"

Разделы: Информатика


Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.

Цель: создавать условия, способствующие систематизации и расширению представления учащихся о возможностях MS Excel через создание диаграмм.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • систематизировать и расширять знания учащихся о возможностях MS Excel на примере создания диаграмм;
    • познакомить учащихся с этапами построения диаграмм;
    • создавать условия, способствующие формированию умения и навыка построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора MS Excel;
    • научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
  2. Развивающие:
    • развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы;
    • развивать способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
    • развивать умение применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц;
    • развивать познавательные и исследовательские способности учащихся;
    • развивать теоретическое и творческое мышление, направленное на выбор оптимальных решений.
  3. Воспитательные:
    • расширить кругозор учащихся о влиянии техники на здоровье человека;
    • воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу;
    • формировать информационную культуру;
    • воспитывать добросовестное отношение к труду;
    • уверенность в своих силах.
  4. Информационные:
    • развивать умение соотносить визуальную и вербальную информацию, преобразовывать и передавать ее;
    • определять причины явлений; находить нужную информацию в тексте.

План урока: 

№ п/п Этап урока Временные рамки
 1. Организационный момент 2 минуты
 2. Вводная беседа (определение цели и темы урока) 7 минут
 3. Определение основных целей занятия и темы 1 минута
 4. Освоение учащимися нового материала 5 минут
 5. Объяснение учителем алгоритма построения диаграммы 5-8 минут
 6. Актуализация знаний учащихся 2 минуты
 7. Первичное закрепление нового материала 1 минута
 8. Освоение учащимися нового материала (практическая работа) 15 минут
 9. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению 2 минуты
 10. Подведение итогов урока 5 минут
  Всего 45 минут

Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска; презентация “Создание диаграмм в ТП MS Excel” (Приложение 1), тетрадь учащегося, карточки для оформления доски (Приложение 10), технологические карты с заданиями, практические работы (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13), памятка «Правила пользования мобильным телефоном» (Приложение 9), прикладное ПО ТП MSExcel.

Ход урока

Речь и деятельность учителя.
Информация из разных источников
Речь и деятельность учащихся
1. Организационный момент: подготовка учащихся к работе. (2 минуты)
– Ребята, мое имя Александра Юрьевна. Я учитель информатики 430 школы Петродворцового района.
– Скажите, какое замечательное слово произносит учитель в начале каждого учителя?
– Значит, что желает учитель в начале урока?
– То есть, чего мы желаем друг другу?
– Хочу пожелать вам самого главного – здоровья. Здравствуйте, ребята!


Здравствуйте!

Здравие.
Здоровья.
2. Вводная беседа (определение цели и темы урока). (7мин)
– Мы не просто так сейчас заговорили о здоровье.
– Какие устройства, находящиеся в классе, оказывают влияние на Ваше здоровье?
– Остановимся на мобильных телефонах.

Персональный компьютер, мобильный телефон.
– Какой фирмы мобильные телефоны есть у Вас? (Напротив названия фирмы, учитель пишет количество, имеющихся у учащихся моделей данной фирмы) Учащиеся называют фирмы, учитель в это время на доску вешает названия фирм, слайд 1 (фотографии мобильных телефонов).
– Если мы сейчас выберем в телефоне режим «без звука», прекратится ли «воздействие» телефона на организм человека? Почему не прекратится воздействие телефона?
– Есть ли в мире такая кнопка, которая отключит излучение от мобильного телефона?
Высказывания учащихся.
Нет.
– О воздействии сотового телефона на организм человека, мы узнаем, прочитав статью об исследованиях, которые проводили ученые из разных стран.  
– На Ваших столах лежат папки. Возьмите их, пожалуйста, и прочитайте про себя статью на листе 1 (Приложение 2). Учащиеся читают.
– М., что ты можешь сказать о воздействии твоего сотового телефона на твое здоровье? Высказывание учащейся М.
– В каком виде представлена информация на листах? В текстовом.
– Можно ли текстовую информацию представить в другом виде? В каком? (можно вспомнить с учащимися виды представления информации) Да
– Сравните величины, представленные в тексте. Легко ли Вам воспринимать величины, записанные в тексте? Можем ли мы данные, представленные в текстовом виде обработать сразу? Высказывания учащихся.
– Можем ли мы сразу определить, какой телефон оказывает излучение в большей степени, а какой – в меньшей? Высказывания учащихся.
– Как еще можно представить текстовую информацию? В виде схемы, графика, чертежа, рисунка, диаграммы. (слайды 2 и 3)
– В каком виде Вы бы представили данную информацию? В виде диаграммы.
2.1 Определение основных целей занятия и темы. (1 мин)
– Уверена, что Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока? Тема урока «Создание диаграмм в ТП MS Excel».
– Как Вы считаете, где можно использовать диаграммы в жизни?
– Где Вы сможете использовать полученные на уроке знания?
Принятие учебной задачи и мотивация учебной деятельности на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение. Слайд 4 (Тема урока и цель)
3. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и связях у учащихся. (5 минут)
– Выясним, что же такое диаграмма.  
– Мы сейчас научимся с Вами быстро понимать и запоминать определения понятий, которых в Вашей жизни встречается в большом количестве. Слайд 5
– Для того, чтобы дать определение понятию «диаграмма», мы с Вами будем использовать формулу. Посмотрите на слайд. Слайд 5
– Откройте в Ваших папках лист 2 (Приложение 3).
– Что первое в формуле? Понятие
– Какое понятие мы рассматриваем? Возьмите ручки и впишите в первый квадрат данное слово. Диаграмма
– Есть понятие, а есть его слагаемые. Ответьте мне кратко в трех словах, что такое диаграмма? Высказывания учащихся.
– Для чего диаграмма нужна? Высказывания учащихся.
– Возьмите ручки и впишите в остальные квадраты ответы на вопросы. Слайд 6
– Используя данные слова и добавляя свои, сформулируйте определение понятия «диаграмма» Высказывания учащихся.
– Посмотрите, как это понятие дается с научной точки зрения. Слайд 7 (учащиеся читают)
– Желаю, чтобы все остальные понятия вы разбирали также легко.  
3.1 Объяснение учителем алгоритма построения диаграммы (демонстрация выполнения задания, объяснение учителя сопровождается наглядным материалом, представленным на слайдах. Слайды 9-17) (5 - 8 минут)
– Мы сегодня будем строить диаграммы в прикладном программном обеспечении, которое как называется?
– В каком прикладном ПО Вы уже учились строить диаграммы?
ТП MS Excel В ТП MS WORD.
3.2 Актуализация знаний учащихся (1 мин)
– Каково назначение ТП MS Excel?  
– Что является наименьшей структурной единицей ТП MS Excel?  
– Как определить адрес ячейки?  
– Прежде чем начинать что-то строить, что нужно сделать?  
Далее учитель объясняет алгоритм построения диаграммы, используя готовые слайды и демонстрирует результат. Слайды 9-17
 4. Первичное закрепление нового материала (1 мин)
– представьте алгоритм «Создания диаграмм в MS Excel», используя опорные карточки на доске. Учащиеся по одному выходят к доске и демонстрируют каждый этап пошагового создания диаграммы
 5. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и связях у учащихся (выполнение учащимися практической работы). (15 минут)
– Итак, Ваша задача, ребята, построить диаграммы.
– Практические работы, которые Вы будете выполнять, вложены в папки. У меня для Вас есть небольшой сюрприз. Вы можете начинать с той работы, которая Вам нравится больше всего. Приступайте. (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).
Учащиеся выполняют практическую работу на компьютерах. Учитель проходит, помогает. Те, кто справился раньше помогают отстающим учащимся или получают дополнительное задание. На компьютерных столах у учащихся лежат алгоритмы «Создание диаграммы в ТП MS Excel» (Приложение 7)
 6.Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.
Прочитать материал на листке о диаграммах.
Создать практическую работу на листе А4 на тему «Диаграмма в ТП MS Excel».
Составить таблицу «Количественное содержание витаминов в концентрированных и свежевыжатых соках»
Записывают домашнее задание и слушают рекомендации по его выполнению
 7. Подведение итогов урока. (Можно использовать контрольную карточку – вопросы, лист самоконтроля с алгоритмом построения диаграммы, для проверки на слайд выносится сам алгоритм и учащиеся самостоятельно проверяют шаги.)(5 мин)
Что нового вы узнали на уроке?
Какие типы диаграмм существуют?
Где можно использовать создание диаграмм, в каких профессиях? Приведите примеры.
Для чего нужны диаграммы?
Что запомнилось больше всего?
У меня для Вас есть небольшой подарок. Посмотрите на слайд.
Чьи слова напечатаны на данном слайде?
О., прочитай, пожалуйста, высказывание вслух: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам». (Сократ)
Подарок заключается в том, что для Вас приготовлена памятка о пользовании мобильным телефоном (Приложение 9).
Что Вы знаете о Сократе? (если остается время)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Благодарит их за активность на уроке.
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.
Учащиеся выражают свое отношение к теме урока и его содержанию. Также раздаются листы самоконтроля (Приложение 8). С помощью данных листов проверяется усвоение алгоритма по созданию диаграмм.
На слайде портрет Сократа и его высказывание о здоровье.Учитель раздает учащимся листы, произнося устные пожелания удачи.