Развитие профессиональных компетенций через использование технологий развивающего обучения (с приложением урока по блочно-модульной технологии)

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Для формирования профессиональных компетенций можно использовать элементы различных педагогических технологий.

Одним из вариантов решения данных проблем является внедрение модульного обучения, где деятельность учащихся организуется самостоятельно. Привлекательность модернизированной блочно-модульной технологии заключается в том, что она ориентирована на развитие учебной и познавательной деятельности, повышение мотивации к учению, повышение уровня самозанятости на уроке, реализуется также индивидуальный подход к обучению и здоровьесбережение. Следовательно, цель модульного обучения – создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности.

Проектирование блоков позволяет оптимизировать ориентацию содержания во времени, в пространстве, реально реализовывать межпредметные связи. Предмет разбивается на блоки и модули, которые отражают совокупность и последовательность учебного материала, направленного на овладение определенными предметными компетенциями, необходимыми для усвоения предмета (профессии).

Каждый блок состоит из нескольких модулей, для освоения которых разрабатываются учебные элементы. Учебный элемент представляет собой обучающий модуль – относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами.

Каждый из учебных элементов вне зависимости от расположения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию. Он лишен информационной перегрузки, множественной тавтологии, содержит большое количество логических связей. Разработка и применение учебных элементов на уроке преследует следующие цели: освобождение преподавателя от чисто информационной функции в пользу консультативно-координирующей; формирование умения самостоятельного учения у обучающихся, самообразования; развитие рефлексивных способностей; создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства; формирование профессиональной компетенции специалиста.

Таким образом, содержание предмета разбивается на модули, которые потом интегрируются, выстраиваются в гибко организуемую последовательность, которая дает возможность уйти от линейного построения изучения материала на построение узлов-модулей (блоков).

Изучая учебный элемент в парах, учащиеся ведут общение, сотрудничество и согласованные действия при решении производственных ситуаций, тем самым развивают социальную и коммуникативную компетенции.

Основой для разработки контрольно-измерительных материалов на определенном этапе изучения содержания предмета служат предметные компетенции.

Формирование содержания контрольно-измерительных материалов наиболее удобно осуществлять, выделив содержание модулей, блоков, измеряемые предметные и общепредметные компетенции и их значимость. Компетентностно-ориентированные задания разрабатываются на основе карты компетентности, которая представляет собой матрицу соответствия уровней сформированности компетентности типов учебных задач, ориентированных на её формирование и соответствующих типов оценочных заданий. Особое внимание при разработке заданий уделяется профессионально ориентированным проблемным ситуациям и задачам.

В ходе самостоятельного выполнения заданий, проблемных задач на профессиональном уровне формируется профессиональная компетентность, развивается логическое мышление, а также формируются умения анализа производственных систем и процессов.

При использовании блочно-модульной технологии происходит развитие персональной компетенции каждого учащегося. Она проявляется в постоянном повышении образовательного уровня, в потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала. Учащиеся проявляют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Этому способствует и применяемая система оценивания – рейтинговая система контроля (Приложение 6). Каждый учащийся может самостоятельно просчитывать свой рейтинг, а, следовательно, стремится к зарабатыванию баллов на соответствующую отметку, что позволяет быть успешным в обучении. С использованием рейтинговой системы появилась также возможность оценивать не только результат, но и процесс получения результата, что позволяет обучающимся своевременно корректировать работу в соответствии со своими способностями и потребностями.

Изменив подход к оцениванию уровня сформированности предметных компетенций, стало легче оценить результат задания (теста) и получить наиболее объективную информацию об уровне сформированности знаний, умений, способов деятельности. Критериями оценки любой работы являются полнота знания основных объектов темы, системность знаний, действенность знаний.

Мотивация деятельности учащихся, в основном, осуществляется через связь с профессией, с жизнью, с использованием фактического материала и конкретных производственных ситуаций.

Таким образом, использование элементов различных технологий ориентировано на построение открытого образовательного пространства, которое максимально способствует становлению выпускников как успешной, социально-активной и конкурентоспособной личности.

 Развитие профессиональных компетенций через использование технологий развивающего обучения

Изменение формата федерального государственного образовательного стандарта, основанного на переходе от квалификационного к компетентностному подходу, предопределило необходимость в осмыслении и пересмотре целевых, содержательных и процессуальных характеристик в их неразрывном единстве. В связи с этим широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях образования, которые направлены на повышение качества подготовки специалистов в свете современных требований, а именно на развитие профессиональных компетенций.

Для формирования профессиональных компетенций можно использовать элементы различных педагогических технологий. Прогрессивно все, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что.

Одним из вариантов решения данных проблем является внедрение модульного обучения, где деятельность учащихся организуется самостоятельно. Привлекательность модернизированной блочно-модульной технологии заключается в том, что она ориентирована на развитие учебной и познавательной деятельности, повышение мотивации к учению, повышение уровня самозанятости на уроке, реализуется также индивидуальный подход к обучению и здоровьесбережение. Следовательно, цель модульного обучения – создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности.

Для достижения поставленной цели был разработан проект профессионального развития по теме “Блочно-модульная технология и система рейтингового контроля” (Приложение 1), объектом которого является процесс обучения по предмету “Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции”.

Первоначально была разработана модульная структура изучения предмета. Предмет разбит на блоки и модули (Приложение 2), которые отражают совокупность и последовательность учебного материала, направленного на овладение определенными предметными компетенциями, необходимыми для усвоения предмета (профессии).

Каждый блок (Приложение 3) состоит из нескольких модулей, для освоения которых разрабатываются учебные элементы. Учебный элемент представляет собой обучающий модуль – относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему и состоит из следующих компонентов:

  • точно сформированная учебная цель и задачи,
  • бланк информации – содержание учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого иллюстрациями,
  • методическое руководство по изучению материала,
  • контрольно-измерительные материалы (диагностические задания), которые строго соответствуют целям, поставленным в данном учебном элементе и уровням усвоения материала,
  • практические задания по формированию необходимых умений, относящиеся к данному учебному элементу (для практических модулей).

Каждый из учебных элементов вне зависимости от расположения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию. Он лишен информационной перегрузки, множественной тавтологии, содержит большое количество логических связей. Разработка и применение учебных элементов на уроке преследует следующие цели: освобождение преподавателя от чисто информационной функции в пользу консультативно-координирующей; формирование умения самостоятельного учения у обучающихся, самообразования; развитие рефлексивных способностей; создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства; формирование профессиональной компетенции специалиста.

Таким образом, содержание предмета разбивается на модули, которые потом интегрируются, выстраиваются в гибко организуемую последовательность, которая дает возможность уйти от линейного построения изучения материала на построение узлов-модулей (блоков). Проектирование блоков позволяет оптимизировать ориентацию содержания во времени, в пространстве, реально реализовывать межпредметные связи, а учитывая то, что все модули в таксономиях целей имеют установку на формирование знаний, умений, навыков, из которых складываются предметные, профессиональные компетенции, то все блоки профессионально направлены, становятся профессионально значимыми, все работают на конечный результат.

В помощь учащимся для самостоятельного изучения учебных элементов разработаны методические рекомендации, которые помогают каждому из них правильно распределить время работы на уроке, выбрать свой индивидуальный темп, изучать и конспектировать содержание учебного элемента в системе.

Изучая учебный элемент в парах, учащиеся ведут общение, сотрудничество и согласованные действия. При решении производственных ситуаций и подготовке ответов на контрольные вопросы ведут профессиональные дискуссии, достигают взаимопонимания. Так развиваются социальная и коммуникативная компетенции.

Целевыми результатами обучения в профессиональной школе являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка (по Б.Блуму), эти же обобщенные типы учебных целей, умений и навыков входят в компетенции, по мнению многих авторов. Поэтому данные познавательные категории послужили основой для разработки контрольно-измерительных материалов на определенном этапе изучения содержания предмета.

Формирование содержания контрольно-измерительных материалов наиболее удобно осуществлять, выделив содержание модулей, блоков, измеряемые предметные и общепредметные компетенции и их значимость. Компетентностно-ориентированные задания разрабатываются на основе карты компетентности, которая представляет собой матрицу соответствия уровней сформированности компетентности типов учебных задач, ориентированных на её формирование и соответствующих типов оценочных заданий. Особое внимание при разработке заданий уделяется профессионально ориентированным проблемным ситуациям и задачам.

В ходе самостоятельного выполнения заданий, проблемных задач на профессиональном уровне формируется профессиональная компетентность. Учащиеся соблюдают соответствующие нормы, требования, предписания и оценивают результаты своей деятельности. У них развивается логическое мышление, а также формируются умения анализа производственных систем и процессов.

При использовании блочно-модульной технологии происходит развитие персональной компетенции каждого учащегося. Она проявляется в постоянном повышении образовательного уровня, в потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала. Учащиеся проявляют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Этому способствует и применяемая система оценивания – рейтинговая система контроля (Приложение 4). Каждый учащийся может самостоятельно просчитывать свой рейтинг, а, следовательно, стремится к зарабатыванию баллов на соответствующую отметку, что позволяет быть успешным в обучении. С использованием рейтинговой системы появилась также возможность оценивать не только результат, но и процесс получения результата, что позволяет обучающимся своевременно корректировать работу в соответствии со своими способностями и потребностями.

Изменив подход к оцениванию уровня сформированности предметных компетенций, стало легче оценить результат задания (теста) и получить наиболее объективную информацию об уровне сформированности знаний, умений, способов деятельности. Критериями оценки любой работы являются полнота знания основных объектов темы (модуля, блока, предмета), системность знаний, действенность знаний.

Особое значение придается созданию антирутинной обстановке на уроках. Этого можно добиться через разнообразие форм занятий и заданий. Так, при самостоятельной работе на уроке учащийся имеет возможность выбрать в соответствии со своими склонностями, к примеру, одну из форм отчета за урок: составление рассказа (при использовании идеи и терминологии); конспект учебного материала – в рисунках или текстовый; разработка задач с использованием табличных данных; составление кроссворда по терминологии; разработка технологической карты. Обучающимся на выбор предлагаются и разные формы зачетов: устно – по билетам, тестовая контрольная работа, написание реферата или создание электронной презентации. Практикуется также проведение деловых и ролевых игр, работа с дополнительными источниками информации (журналами, справочниками, нормативными документами и пр.). Использование активных методов обучения, игровых технологий предполагает организацию групповой работы учащихся. Умение работать в команде – это условие успешной профессиональной деятельности. Мотивация деятельности учащихся, в основном, осуществляется через связь с профессией, с жизнью, с использованием фактического материала и конкретных производственных ситуаций.

По результатам наблюдения за три года можно сказать следующее:

  • повысилась организованность учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
  • заинтересованность при выполнении заданий, связанных с реальным производством;
  • темпы работы на уроке выбираются каждым учащимся индивидуально, что позволяет снизить утомляемость и повысить работоспособность.

Есть и негативные стороны: не все учащиеся могут правильно распределить рабочее время на уроке, поэтому часть задания остается на дополнительное домашнее задание.

Таким образом, использование элементов различных технологий ориентировано на построение открытого образовательного пространства, которое максимально способствует становлению выпускников как успешной, социально-активной и конкурентоспособной личности. Это подтверждают результаты апробации интегрированной технологии. Проанализировав результаты обучения в учебных группах, в которых три блока изучались по блочно-модульной технологии, и три блока – по традиционной, можно сделать вывод, что эффективность результатов обучения по традиционной технологии в группах ниже на 10% – 13%.

В диаграмме показана эффективность педагогической деятельности по группам, группы под номером 1 (70 группа) и под номером 2 (71 группа) изучали блоки по традиционной системе, а группа под номером 3 (72 группа) по блочно-модульной технологии. Эффективность в данной группе выросла на 16% – 14%.

Вектор обучения, направленный на освоение обучающимися профессиональных компетенций, максимально приближен к требованиям реального производства, базируется на современных отраслевых и педагогических технологиях. Использование личностно-ориентированного подхода при организации модульного обучения позволяет создавать особые условия обучения, в основе которых лежит не “учет”, а “включение” личностных функций и субъектного опыта обучающегося. Это способствует формированию личностных качеств каждого выпускника и обеспечивает ему не только получение новых знаний, умений и навыков, но и выводит его на новый уровень профессионального развития, профессионального интеллекта.

Выстраивая перспективы профессионального развития, думая о новых качествах выпускников (о структуре и содержании образовательных программ) можно с уверенностью сказать: будущее – за компетентными людьми, за их высоким профессионализмом.