Художественное своеобразие рассказов Чехова (7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  • выявить знание содержаний рассказов;
  • формирование умения коротко пересказать сюжет рассказа, выделить отдельные детали, видеть и определять виды комического и сатирического;
  • формирование умения анализировать тексты, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока (поговорим о рассказах А.П.Чехова и выясним в чём особенности рассказов).

2. Запишем тему урока, эпиграф: "Умею кратко говорить о длинных вещах"

3. Беседа по следующим вопросам:

Что такое рассказ? (Рассказ - малая форма повествовательной литературы).

К какому роду художественной литературы относится рассказ: к эпическому, лирическому или драматическому? (К эпическому роду также относятся повести, романы).

Итак, жанр рассказа - малой формы эпических произведений - Чехов довёл до совершенства, при возможно малом объёме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90 гг. 19 века.

Какие рассказы Чехова вы прочитали?

Какие чувства вызывают рассказы А.П.Чехова?

а) Например, "Ванька", "Тоска", "Спать хочется" - о чём они? (жалость, сострадание, грусть, сочувствие; об одиночестве, безрадостной, тяжёлой жизни взрослых и детей, простого человека).

б) А "Лошадиная фамилия" (смех).

"Радость".

"Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" (и смех, и грусть, и презрение к таким людям как Очумелов, Червяков).

в) Какая мысль объединяет эти рассказы? О чём эти рассказы? Какие черты характера проявляются у героев? (раболепие, подхалимство, угодничество).

Хорошие эти качества?

Это отвратительные человеческие качества, которые порождают нравственные болезни общества как взяточничество, приспособленчество, угодничество, одним словом, хамелеонство.

4. Словарная работа.

Посмотрим на значение этих слов.

Угодливый - чрезмерно услужливый, льстивый, заискивающий.

Подхалим - низкий, подлый льстец.

Льстить - хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Раболепный - рабски льстивый, угодливый.

Хамелеон - человек, который приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды.

5. Продолжаем рассуждать.

Кого из героев мы можем так назвать? (Червяков, Очумелов, Порфирий).

Теперь, я думаю, вам понятен смысл названия рассказа "Хамелеон".

Как Чехов показывает смешными людей-хамелеонов?

а) меняется поведение в зависимости от обстоятельств.

б) при помощи какой детали мы видим, как меняется состояние Очумелова?

в) Шинель - усиливает сатирический характер рассказа.

г) речь Очумелова.

6. Работа с текстом.

Если проследить по тексту, то получается:

1. "Золотых дел мастер". - "Истребить, бешенная".

2. "Здоровила: много вас чертей". - "Она маленькая".

3. "Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй:".

"Ни шерсти, ни вида, подлость одна только".

4. А ты, болван, отпусти руку!".

Собака - нежная тварь. Она может быть, дорогая".

5. "Я ещё до тебя доберусь".

"Собачонка ничего себе:.. Шустрая такая".

У нас эти превращения вызывают смех, а почему в толпе никто не смеётся?

Очумелов не одинок. Хрюкин требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски замолкает, когда гнев Очумелова на него.

И толпа: то сочувствует над Хрюкиным. Одобряет полицейского, видя в нём проявление закона и власти.

Что важно для Очумелова: Кто прав, кто виноват или же чья это собака - генеральская или нет? Почему?

Правда и справедливость не имеют никакого значения. Очумелов - символ беззакония: кто сильнее, тот прав. Важен не человек, а мундир. Как в рассказе "Толстый и тонкий".

Очумелов, Червяков - нарицательные герои.

7. Запись в тетрадь.

Нарицательный герой - литературный персонаж, который вобрал отрицательные качества, присущие многим людям.

8. Продолжаем рассуждать.

Почему нам сегодня интересны рассказы Чехова? (заставляют думать, учат нас наблюдать)

У каждого писателя свой стиль, говорим о художественном своеобразии литературного произведения. В системе художественных средств. Какие художественные средства использует А.П.Чехов?

Чем отличаются рассказы Чехова от рассказов других писателей. (запись в тетрадь, обращаемся к эпиграфу, делаем выводы).

  • краткость (написан в жанре "сценки", минимум описаний)
  • заглавия - незатейливые, называющие место действия или действующих лиц, предмет вокруг которого происходит действие.
  • фамилии - смысловые, говорящие, забавные.
  • речь - правдоподобная, смешная.

А ещё можно сказать, что они сатирические и юмористические.

Сатира - обличительный, призывающий к искоренению недостатков - смех.

Юмор - добрый.

Какие рассказы можно отнести к юмористической сатире?

Вывод:

Писатели, которых мы называем вечными, или просто хорошими, имеют один общий признак - они идут куда-то и нас зовут туда же.