Интеллектуальная игра для младших школьников. "Своя игра"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации.
  2. Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.
  4. Развивать творческую активность детей.

Участники игры:

В игре участвуют 4 команды. Участников каждой команды объединяет дата рождения. В первой команде ребята, которые родились осенью, во второй – зимой, в третьей – весной, в четвёртой – летом.

Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Сигнальные карточки.
  5. Оценочный лист.
  6. Секундомер.
  7. Гонг.
  8. Грамоты и призы
  9. «Шапочка Мудрейшего»

Описание игры 

Данная игра является командной игрой и рассчитана на учащихся 3 класса. В игре 4 тура.

I тур

I тур содержит в себе вопросы 4 - х категории знаний, которые оцениваются от 1 до 4 баллов:

МАТЕМАТИКА 1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА 1 2 3 4
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 2 3 4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 2 3 4

На обсуждение вопроса командам даётся 15 секунд. За временем выполнения задания следит арбитр.

Первой отвечает та команда, которая быстрее всех подняла сигнальную карточку. Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к команде, которая следующей подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает то, количество баллов, которое соответствует вопросу в таблице. За каждый неправильный ответ у команды вычитается соответствующее количество баллов. Право выбора следующего вопроса получает, та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос.

Подсчёт очков ведет счётная комиссия в составе 4 человек. Каждый член комиссии следит за одной командой и ведёт подсчёт количества баллов, набранных данной командой.

Эти же правила используются при проведении II тура игры.

II тур

Во втором II туре вопросы по 4-м категориям знаний оцениваются от 10 до 40 баллов.

СПОРТЛАНДИЯ 10 20 30 40
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА… 10 20 30 40
РАЗНЫЕ СТРАНЫ 10 20 30 40
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ 10 20 30 40

Несколько вопросов I и II тура относится к категории «Кот в мешке» и к категории «Вопрос-аукцион». Участники игры не знают заранее, в каком поле находятся данные вопросы.

Если в ходе игры команде достаётся вопрос из категории «Кот в мешке», то право ответа на этот вопрос команда отдает соперникам по интеллектуальной игре.

Если в ходе игры команде достаётся «Вопрос – аукцион», то право ответа получает та команда, которая предложит большую «цену». «Торговаться» могут только те команды, на счету которых положительное количество баллов.

III тур

В III туре участники решают кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

В финал проходят только команды с положительным количеством баллов.

Финал

Перед началом финала каждая команда делает ставки, т. е. записывают на карточках количество баллов, которое выставляют в качестве ставки и сдают в счётную комиссию.

В финале команды должны составить новые слова из букв слова СНЕГУРОЧКА. Время выполнения задания – 1 минута. Выигрывает команда, которая составила наибольшее количество слов. На счёт этой команды поступает то, количество баллов, которое команда заявила в ставке. У остальных команд со счёта снимаются баллы, заявленные в ставке.

Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов.

По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры, выявляется лучший игрок, которому вручается «Шапочка Мудрейшего»

ХОД ИГРЫ

I. Оргмомент:

1 ученик:

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 ученик:

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

II. Уважаемые участники команд, сейчас Вы должны придумать название своей команде и выбрать капитана.

(игроки придумывают название команды)

I тур

(Приложение 1, I тур)

МАТЕМАТИКА 1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА 1 2 3 4
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 2 3 4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 2 3 4

МАТЕМАТИКА:

1 балл – Как называется результат умножения? (произведение)

2 балла – Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)

3 балла – Как называется чертёжный инструмент, который помогает начертить окружность? (циркуль)

4 балла – Двое учеников прошли от школы до дома 100 метров. Сколько метров прошёл каждый ученик? (100 метров)

ЛИТЕРАТУРА:

1 балл –
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2 балла –
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

3 балла –
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым
Его и богатым. (Конёк -горбунок)

4 балла –
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеб пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла,
Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)

РУССКИЙ ЯЗЫК:

1 балл – Гусь, гусыня, гусеница – родственные слова? (нет)

2 балла – Быстрый, медленный, стремительно, скоростной. Какое слово лишнее? (стремительно)

3 балла – Много – люди, один – …? (человек)

4 балла – Ребус (смотри Приложение 1, I тур) (вороника)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

1 балл – Инструмент для рисования? (кисточка)

2 балла - Как называются краски на водной основе? (акварель)

3 балла – Как называют картину, на которой изображена природа? (пейзаж)

4 балла – Жанр картины (смотри Приложение 1, I тур) (натюрморт)

II тур

(Приложение 1, II тур)

СПОРТЛАНДИЯ 10 20 30 40
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА… 10 20 30 40
РАЗНЫЕ СТРАНЫ 10 20 30 40
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ 10 20 30 40

СПОРТЛАНДИЯ:

10 баллов – Спортивный инвентарь для катания на льду. (коньки)

20 баллов – Родина Олимпийских игр - … (Греция)

30 баллов – Какому спортсмену необходим этот инвентарь? (футболисту)

40 баллов – Какой слон не имеет хобота? (шахматный)

РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА…:

10 баллов – Как зовут этого мультяшного героя? (смотри Приложение 1, II тур) (лосяш) 

20 баллов – Произнесите девиз этого сказочного героя. (смотри Приложение 1, II тур) (Акуна-мотата)

30 баллов – Кадры из какого мультфильма на экране? (смотри Приложение 1, II тур) («Зима в Простоквашино»)

40 баллов – Как называется этот цветок? (смотри Приложение 1, II тур) (гладиолус)

РАЗНЫЕ СТРАНЫ:

10 баллов – Столица Мурманской области? (Мурманск)

20 баллов – Столица какого государства на фотографии? (смотри Приложение 1, II тур) (Франции)

30 баллов – Какая страна не имеет общей границы с Россией на севере? Финляндия, Швеция, Норвегия (Швеция)

40 баллов – Как мы называем итальянский пирог? (пицца) 

ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ:

10 баллов – Всех кормит, а сама не ест. Что это? (ложка)

20 баллов – Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 14? (на часах)

30 баллов – Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

40 баллов – Что нужно сделать, если видишь зелёного человечка? (перейти на другую сторону) 

III тур

(Приложение 1, III тур и финал)

Кроссворд 

IV тур

(Приложение 1, финал) 

Составьте новые слова из букв слова: СНЕГУРОЧКА

Подведение итогов:

счетная комиссия подсчитывает количество баллов.

Награждение победителей:

Дорогие ребята!

Подошла к завершению наша игра! Хочется отметить всех участников викторины. Вы все показали хорошие знания и умения. Особенно хотелось бы отметить Ваше умение работать в командах, поддерживать товарищей и помогать друг другу. Все участники игры награждаются сладкими призами.

Счётная комиссия подвела итоги. Наибольшее количество баллов набрала команда «Осень». Команда-победительница награждается «Свитком Мудрецов»

Лучшим игроком признана Жебалова Виктория. Вике вручается «Шапочка Мудреца».

Приложение 2, Приложение 3.