Конспект интегрированного урока русского языка по теме "Правописание личных окончаний глаголов"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Структура урока: интегрированный урок.

Форма урока: урок-практикум-путешествие.

Технология: на ситуативной основе (игровой).

Целями урока являются:

1. Образовательные:

  • формирование навыков правописания и самоконтроля;
  • обобщение и повторение темы.

2. Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность учащихся;
  • чуткое, бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать активную жизненную позицию.

3. Развивающие:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций учащихся.

Оборудование: магнитная доска, таблицы, фотографии птиц, пейзажи осеннего леса, диск Чайковского «Времена года».

Методы, которые учитель применял в процессе работы:

  • проблемный (на уровне минутки чистописания);
  • поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский.

Форма организации: игра-путешествие.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Учитель:

Всем «Доброе утро», хочу я сказать,
Хочу я вам, дети, добра пожелать.
Вот солнышко встало и дарит нам свет!

Дети: Мы «Доброе утро» Вам скажем в ответ!

Учитель: Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Подарите друг другу лучик доброты, пожалуйста, запомните, что «Все самое прекрасное на земле от солнца, а самое доброе от человека». Пусть эти слова М. Пришвина станут девизом нашего урока-путешествия!

Итак в путь! На дворе межсезонье. Осень не сдает своих прав. Я предлагаю все расставить по местам и приглашаю в путешествие. Будем провожать осень.

II. Чистописание. Постановка целей и задач.

Запись на доске:

Пп Тт Бб Ее Пушкин, Тютчев, Баратынский, Есенин

Учитель: Как думаете, с чем связан выбор этих фамилий?

Дети: Эти поэты писали стихи об осени, восхищались, грустили или не любили ее.

Учитель: Почему первый в этом ряду Пушкин?

Дети: Осень – его муза, она его вдохновляла.

твт тввт ет ешь ем ете ут ют

Учитель: Что может скрываться под этими листочками?

Дети: Думаем, что окончания ит, им, ишь, ите.

Учитель: Так может назовете тему урока?

Дети: Правописание личных окончаний глаголов (Учитель открывает тему на доске)

Учитель: Какие задачи поставим и будем решать на уроке?

Дети: Будем учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов и закрепим ранее изученные орфограммы.

Учитель: Верно, сегодня закрепим изученное и испытаем удовольствие от полученных знаний.

Что же повторили, написав 2 строчки чистописания?

Дети: Правописание имен собственных, правописание звонких и глухих парных согласных в конце слов, личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

III. Актуализация прежних знаний. Работа над предложением.

Учитель: Начнем экскурсию с прогулки. А чтобы правильно одеться, посмотрим в окно.

В осенн… ненаст…е семь п…год/т(?) на дв…ре: се…т, ве…т, крут…т, мут…т, во…т, сверху полива…т и снизу подм…та…т.

Учитель: Что должны мы знать, чтобы выполнить без ошибок?

Дети: Что глаголы первого спряжения имеют окончания: ет, ешь, ем, ете, ут, ют. А второго спряжения: ит, ишь, им, ите, ат, ят. И еще надо помнить о глаголах-исключениях.

Учитель: На доске, ребята, записана народная примета.

У каждого человека своя осень – и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить картину, музыку, стихи очень близкие вашей личной осени.

Учитель: Давайте зайдем в осенний лес. Он приготовил нам свои задания – поговорки.

Дуб сбрасыва…т л…ству - (к) пох…л…данию.
[Ас'энˉ'ий марос ни выдав'ит сл'ос]
Октябрь землю п…крывает л…стком и сн…ж/ш(?)ком.

Учитель: Вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор, последнее предложение разберите по членам и частям речи.

IV. Физкультминутка.

Учитель: В этом году снежок к нам не спешит.

Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились,
Им холодно, поди!

Учитель: Давайте позовем снежок своими движениями!

Дети выполняют движения в такт стихотворению.

Летите снежинки, спускайтесь с небес! (руки подняты вверх, трясут кистями)
Окутайте снегом и поле, и лес! (медленно приседают и поднимаются)
Метель, помоги нам! Метель, покружи! (кружатся вокруг своей оси)
Снежинок пушистых ты нам покажи! (делают летательные движения)

Учитель:

Ты пляши, пляши ,метелица, пляши!
Урожаи будут летом хороши!

V. Формирование умений и навыков.

Учитель: Первые снежинки принесли вам новое задание. Такой видит осень Ф.И. Тютчев. Скрасьте осеннюю грусть, объясните орфограммы.

Л…динка хрус…н…т звонко,
Крикн…т птица тонко.
Будто есть (по)прос…т –
Всюду брод…т осень.
Гнезда черные пусты.
Пор…дели все кусты
Ветер лист…я нос..т.
Стон…т, плач…т ос…нь!

Учитель: Первые снежинки позвали с собой друзей.

Отгадайте загадку:

Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Учитель: Эта яркая птичка приготовила вам задание «Зоркий глаз».

см…рка…тся           комоч..к            на опушк…
(не)гре…т   снежоч…к   с ветк…
стел…тся   воробыш…к   в сугроб…
(по)дыш…м   пенеч…к   в созвезд…
(за)м…та..т   костероч…к   о сн…жинк…

У доски работают три человека.

Учитель: Ребята, предлагаю эту работу выполнить в 2 зонах: достижений и сомнений. В зоне достижений вы имеете возможность продемонстрировать свои знания самостоятельно. Работающему в зоне сомнений я помогу, т.к. материал совсем новый.

Давайте спрогнозируем как мы справимся. (дети дают свои прогнозы)

Учитель: У всех разные самооценки, но я в вас очень верю!

VI. Физкультминутка.

На доске большая снежинка. На парте у каждого ученика – маленькая.

Учитель: Посмотрите какие чудесные снежинки опустились к вам на парту. Они предлагают вам зарядку для глаз. (Звучит медленная мелодия)

  1. Посмотрите на большую снежинку на доске. Следите за моей указкой.
  2. Положите маленькую снежинку на левую ладонь, смотрите на нее только глазами, не поворачивая головы.
    Теперь поменяйте руки.
  3. Закройте глаза, представьте ее.
    Вот она только что покинула облако. Такая маленькая, хрупкая, беззащитная, совсем как вы. Расправила ручки-звездочки, легко парит и любуется землей. Коснется твоей щечки. Передаст привет из Космоса, освежит и растает.
  4. Откройте глазки.

VII. Закрепление знаний.

Учитель: Тишину нарушает птичий голос. Попробуем отгадать хозяйку голоса?

Вертит…ся, стрекоч…т,
Весь день хл…поч…т. (сорока)

Учитель: Сорока закодировала маршрут своих полетов за день. Подберите ключик и выполните задание.

от м…кушк… ёлк…
на дуб… , топол… и сирен…
у проруб… на речк…
на изгород… у калитк…

Учитель: Везде нужно успеть, чтобы не остаться голодным. Ведь поздняя осень такое тяжелое время для пернатых друзей. Как труден путь перелетных птиц! А все ли хорошо складывается зимой на родине?

Учитель:

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!

VIII. Творческое задание.

Учитель: От каких глаголов откажемся, ребята, заходя в лес, на луг?

Дети: Разорять, убивать, мешать и т.д.

1) Задание: замени глаголы антонимами

Невол…м – … (освобождаем)
Разруша…м – … (строим)
Срыва…м – … (сажаем)
Вредим – … (помогаем)

2) Учитель: Пройдем по лесу не хозяином, а другом, исправим чьи-то ошибки, оставим добрый след!

Задание: Запиши под диктовку.

Пр…шли в лес, пр…вязали сучок, пр…градили путь огню, пр…крыли чье – то гнездо, пр…сели на пенек. Пр…добрые дела, пр…красные поступки расскажут людям о том, что к природе лучше всего прикасаться сердцем!

Учитель: Правописание какой орфограммы повторили? Аргументируйте.

Дети: Правописание приставок пре- и при-.

IX. Итог урока.

Учитель:За вашей работой весь урок наблюдал Вопросик. Он дождался своей очереди. Посекретничаем с ним?

Дети разгадывают кроссворд с ключевым словом Доброта.

  1. Птица – санитар леса (Дятел)
  2. Водяной воробей (оляпка)
  3. Белоствольное дерево (береза)
  4. Дерево с яркими ягодами (рябина)
  5. Птица, парящая выше всех (орел)
  6. Птица, спящая в снегу (тетерев)
  7. Птица – символ счастья (аист)

Учитель: Доброта – единственное оружие против зла. Ей спасать наш хрупкий мир. Это очень трудно, но ведь мы ей поможем! И пусть тысячи птиц расправляют крылья и взмывают в воздух. От их звонкоголосых стай мир станет добрее и чище.

Ребята, спасибо вам за урок! Кто услышал очень близкие вашей душе слова, тех я поздравляю со счастливой встречей. А кому удалось для себя найти новые осенние приметы, это тоже замечательно. Мы говорим осени «До свидания». У каждого в жизни свое место. А вам всем спасибо за урок!

О чем расскажете отсутствующим? Как думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?