Урок русского языка по теме "Неопределенно-личные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить обучающихся с неоределенно-личными предложениями;
  • определить, чем выражается главный член предложения в форме сказуемого в неопределенно-личных предложениях;
  • познакомить с функцией неопределенно-личных предложений в художественном тексте;
  • учить различать неопределенно-личные предложения от определенно-личных;
  • находить определенно-личные и неопределенно-личные предложения в тексте;
  • развивать речь, мышление, внимание, творческие способности детей, интерес к предмету;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к Родине.

Ход урока 

Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, непременно представлено как неизвестное, неопределенное.
А.М. Пешковский.

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение Аполлона Майкова «Пейзаж» под музыку Грига «Утро» (на доске иллюстрации Левитана, Шишкина).

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам, куда брести;
Двойной, глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам,-
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет....

Для того, чтобы работа на уроке была более плодотворной, творческой и интересной, мы начали урок с лирической ноты. Прозвучало стихотворение А.Майкова «Пейзаж», под музыку Эдварда Грига «Утро», на фоне пейзажей Левитана и Шишкова.

– Может быть кто-то заметил, какие односоставные предложения встретились в стихотворении Аполлона Майкова? (Идешь – и нет конца пути, идешь, как будто по водам).

– К какому типу односоставных предложений они относятся? Почему?

II. Проверка домашнего задания.

– Обратите внимание. Перед вами лежат оценочные листы, где вы будете выставлять себе баллы за каждый этап урока.

1. Проверка творческих работ.

– Дома вам нужно было составить миниатюру в форме письма, используя определенно-личные предложения. (Зачитывают 1-2 миниатюры, называют о.-л. предложения).

2. Проверка теоретических знаний об определенно-личных предложениях.

Работа в парах (фаза вызова).

  1. Какие предложения называются определенно-личными?
  2. Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?
  3. С какой целью используются определенно-личные предложения и где они употребляются?

3. Постановка проблемного вопроса.

– Прочтите предложение, записанное на доске?

– Можно ли его назвать определенно-личным? Почему?

Потом его без чувств нашли и вновь в обитель принесли.

III. Тема. Цели урока. Мотивация.

Изучение нового материала.

– Объявление темы, целей урока (приложение 2, слайд 1).

– Зачем нам нужно это знать, как это может нам пригодиться в жизни?

– Итак, вернемся к предложению. Вы сказали, что в нем не назван деятель. Попробуем выяснить, какими формами глагола выражается сказуемое в неопределенно-личных предложениях. Может, это предложение окажется неопределенно-личным?

Получение новых знаний. (Ситуация выбора).

– Каждый из вас получил на парты карточки и может выбрать для себя ту, которую считает приемлемой. Одним нужно определить форму глаголов, а другим — придумать к заданным формам свои примеры.

– Слабым ученикам предлагаю воспользоваться & 182 учебника.

1.

1. Ведут ко мне коня. (А.С. Пушкин)
(Приведите ко мне коня).
Глагол__лица, ____числа, ____времени (или___времени).
2. Схоронили его за Москвой-рекой.
(М.Ю. Лермонтов)
Глагол______времени, ______наклонения, _______ числа.

2.

1.                                                        Глагол 3 лица, мн.ч., н.в. (или б.в.)
2. Глагол пр.в., изъяв. накл., мн.ч.

Вывод:

– Какие предложения называются неопределенно-личными?

– Какими формами глагола выражается сказуемое в неопределенно-личных предложениях? (слайд 2-3)

– Приведите свои примеры.

– Вернемся к предложению, записанному на доске. Что это за предложение? Объясните.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Письмо с комментированием. Находим грамматическую основу, определяем тип односоставного предложения.

И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною.
Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут.
По подоконнику стучали редкие капли дождя, снизу гремели посудой.

– Составьте схему последнего предложения.

– Обратите внимание, что неопределенно- личные предложения могут находиться в составе сложного предложения!

2. Графические схемы.

А) – Составьте схемы предложений, спроецированных на доске. Укажите тип односоставных предложений. (1 ученик выполняет это задание на интерактивной доске.).

– Проверка выполненного. Со всем ли вы согласны? Если нет, то почему?

Веет с поля ночная прохлада.
Распахни мне объятья свои, густолистый, развесистый лес.
Отзвонили вечерню во святых церквях.

В) Теперь задание усложняется. Составьте предложения, соответствующие схемам.

(===, ==). (===), (== __ ).

Проверка.

3. Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания. (Индивидуальные карточки).

Для сильных обучающихся: списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить тип односоставных предложений.

Б...льшой к...стер разв..ли на б...регу против п...селка. Туши тура и к...бана целиком жарили на огромых в...рт..лах пов...рач...вая то одним то другим боком. Внутрь их клали раск...ле(н,нн)ые камни. Едва бог неба отправился на п...кой в свою хиж...ну за п...лосой леса п...ляну по обе стороны к...стра заст...лили шкурами.

Для слабых: спишите, вставьте пропущенные буквы, определите тип односотавных предложений.

Б...льшой к...стер разв..ли на б...регу, против п...селка. Туши тура и к...бана целиком жарили на огромых в...рт..лах, пов...рач...вая то одним, то другим боком. Внутрь их клали раск...ле(н,нн)ые камни. Едва бог неба отправился на п...кой в свою хиж...ну за п...лосой леса, п...ляну по обе стороны к...стра заст...лили шкурами.

4. Самопроверка.

На доске спроецирован образец, по которому обучающиеся проверяют свои работы (слайд 5).

5. Функции неопределенно-личных предложений в текстах художественных произведений.

Как вы думаете, для чего используются неопределенно-личные предлолжения в художественных произведениях?

Работа в группах.

– Вот это вам сейчас и предстоит выяснить.

– Для этого предлагаю вам разбиться на 3 группы. Каждая из них получит задание.

1 группа. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова их функция в художественном тексте?

– А на улицу что не идешь?
– Не пускают, кашляю.
– И градусник ставят часто потому, что боятся, как бы он совсем не сгорел. (Ю. Яковлев «Сын летчика»)

2 группа. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова их функция в художественном тексте?

– Ты смеешься, а смеяться тут вовсе нечему. Это горько, а не смешно. Говорят о требовательности, а думают о благополучии и лишней двойкой бояться это благополучие испортить. (Г. Медынский. «Повесть о юности»)

– Почему же не названы истинные лица?

3 группа. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова их функция в художественном тексте? Найдите синонимичную пару. В чем их различие?

– Откуда у тебя эти сережки? – спросил Илья.
– Подарили...Они похожи на матовые лампочки, правда? Это Самарин сказал, что похожи. Он и подарил.

Вывод!

– Во всех неопределенно-личных предложениях не известен деятель. Для чего же используются неопределенно-личные предложения в художественных текстах? (Совершаемое действие не относится к определенному лицу, что позволяет сосредоточить внимание на действии. Действие важнее, чем деятель, деятель неизвестен, и в нем нет необходимости) (слайд 4).

Чтение эпиграфа.

– Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Русский языковед А.М.Пешковский сказал....(чтение эпиграфа).

– Согласны ли вы с высказыванием Пешковского? Почему?

6. Творческая работа в группах.

– А сейчас сами попробуете написать сочинение — миниатюру о природе с использованием неопределенно-личных предложений.

(Фоном звучит музыка Грига).

– Зачитываем работы, находим неопределенно-личные предложения.

– Докажите,что они неопределенно-личные.

– Что помогли передать в ваших работах неопределенно-личные предложения? 

V. Итог урока.

– Выставление итоговых оценок.

– Кто набрал 36 баллов?

– От 30 до 36? (Оценка «5»)

– от 23 до 29? (Оценка «4»)

– от 18 до 22 ? (Оценка «3») (приложение 1). 

VI. Домашнее задание.

Дифференцированное.

  • На оценку «5»: написать эссе (свободную трактовку вопроса):
    Прочли и тут же запомнили стихи... (О. Берггольц).
     

  • На оценку «4»: &182. Устранить синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями, на неопределенно-личные предложения.
    Расправа над декабристами.
    В Тарханах много говорили об участии декабристов в восстании. Рассказывали о жестокой расправе царя над восставшими. Вечером 14 декабря были взяты троюродные братья Юрия Петровича Лермонтова — Дмитрий Николаевич и Михаил Николаевич. Арестованы два брата Беляевых., моряки, активные участники восстания. Арестован Барятинский, образованный и культурный молодой человек Он заключен в Петропавловскую крепость как государственный преступник. В Москве был схвачен сын Горских. Юноша был перевезен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Летом узнали о невозвратной потере для России. Были повешены пятеро декабристов, руководителей восстания. Очень многие направлены на каторгу в Сибирь.

  • На оценку «3» : &182, упражнение 157.