Грамматическая характеристика простого предложения

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Научить детей составлять грамматическую характеристику простого предложения.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Формировать грамотное письмо, учить “видеть ловушки”.
  • Подвести детей к самостоятельному выводу по теме урока.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” Апрель.)

- Какое настроение в музыке?

II. Ситуация успеха.

- Вы хорошо почувствовали весеннее настроение, продолжим работу.

а)

- читаем предложение с доски, объясняя орфограммы.

Вена – щедр__ на радость время года. Любуйся кр_сотой, слушай пение птиц и наслаждайся ч_дными запахами.

Из-за тёмн___ леса выпл_ло яркое сон_це. Оно вызв_ло частую капель.

По краям крыш_ домов п_висли хрустальные сосульки.

Бодрее звенят птич_и голоса. Постепенно руш_тся зимний покров. Ручьи с весёлым шум__ несутся с крыш.

- в_сна - орфограмма слабой позиции в корне (вёсны)

- щедр_ - орфограмма слабой позиции в окончании (злое)

- кр_ сотой - орфограмма слабой позиции в корне (краше)

- ч_дными - орфограмма сильной позиции, буква у после шипящих

- тёмн___ -орфограмма слабой позиции в окончании (злово) нарушает закон письма злого вместо “в” “г”

- выпл_ло - орфограмма слабой позиции в корне ( плыть)

- со_нце — непроизносимая согласная в корне (солнышко)

- вызв_ло - орфограмма слабой позиции в корне (звать)

- с крыш_ - орфограмма буква ь после шипящих в конце слова (мн.ч.,Р.п. ь не пишется)

- п_висли - орфограмма слабой позиции в приставке ( повар)

- птич_и – орфограмма, обозначение звука и (позиция после мягкого

- согласного звука перед гласной обозначается буквой мягкий знак)

- руш_тся - орфограмма слабой позиции в окончании (ставлю слово в инфинитив рушить - оканчивается на ~ить - 2 спр.)

- шумом - орфограмма слабой позиции в окончании (столом).

б)

- в третьем предложении определите грамматическую основу предложения.

Из-за тёмного леса выплыло яркое солнце.

- нахожу член предложения, с помощью которого выражается грамматическое значение предложения, т.е. сказуемое (выплыло)

- нахожу член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого, т.е. подлежащее (солнце)

- Вывод, (это предложение с двумя главными членами)

в)

- определите, каким является последнее предложение по цели высказывания.

- повествовательное, т.к. содержит сообщение, невосклицательное т.к. в предложении не выражены чувства.

- прочитайте текст выразительно.

- есть ли в тексте речевые ошибки?

- да, в последнем предложении. Ручьи с весёлым шумом несутся с гор.

- что можете сказать о последовательности предложений?

- последовательность предложений не нарушена, но первый абзац можно поставить в конце, т.е. сделать обобщением признаков весны и второе предложение произнести с чувством.

- запишите этот абзац.

Физ. минутка.

III. Постановка учебной задачи.

- что мы уже знаем о предложении?

- предложения бывают: повествовательные и вопросительные,

восклицательные и невосклицательные, простые и сложные, с одним главным членом и с двумя главными членами, распространённые и нераспространённые.

- молодцы!

- мы умеем составлять грамматическую характеристику слова, а сегодня т.к. достаточно много знаем о предложении подумаем как составить ?

ГРАММАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

- запишите предложение:

Малышам очень понравился музыкальный спектакль.

- ваше мнение с чего начнём?

- определим, каким является это предложение по цепи высказывания.

- это предложение повествовательное, т.к. содержит в себе сообщение ,в предложении не выражены чувства, следователь оно невосклицательное.

- простое это предложение или сложное?

- найдём грамматическую основу или грамматические основы.

- нахожу член предложения, который выражает его грамматическое значение, понравился - сказуемое

- нахожу член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого, спектакль - подлежащее.

- это предложение простое с двумя главными членами.

- т.к. в состав предложения входят не только главные, но и

второстепенные члены, то оно является распространённым.

- укажем, какую работу выполняют эти второстепенные члены.

- найдём словосочетания, независимым словом в которых является

сказуемое. В каждом словосочетании с помощью вопроса определим работу зависимого слова.

- понравился как? очень (обстоятельство)

- понравился кому? малышам (определение)

- найдём словосочетания, независимым словом в которых является подлежащее.В каждом словосочетании определил! работу зависимого слова.

- спектакль, какой? музыкальный (определение)

Малышам очень понравился музыкальный спектакль. (повеств,, невоскл., прост., 2 гл. чл., распростр.)

- что составили?

- грамматическую характеристику простого предложения.

- сколько шагов сделали, прежде чем прийти к цели?

- шесть.

- молодцы.

- продолжим работу -

Упр.296 стр152.

Первые два предложения в классе с полным комментированием, остальные на дом.

IV. Итог.

- У.З. какая?

- Научились?

- Сколько шагов сделали?

- Какую задачу ставим на следующий урок?

- Закрепить полученные знания.

V. Оценивание.

VI. Д.З. Упр.296 стр.152.