Интегрированный урок (окружающий мир + технология + изобразительное искусство + музыка) "Что это за дерево?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить учащихся распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • листья березы, клена, рябины, дуба (у каждого ученика);
  • гербарий разных пород деревьев;
  • раздаточный материал (шаблоны листьев, «коврики» с изображением листьев) для каждого ученика;
  • картины осеннего леса;
  • нарисованное дерево (одно с листьями, одно без).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас урок необычный. К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

– Сегодня Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик приготовили для вас новое испытание. Они приглашают вас в сказку для того, чтобы познакомиться с деревьями.

II. Проверка знаний и умений.

Но чтобы попасть в эту сказку вам необходимо разгадать кроссворд.

  1. Растение, которое похоже на зеленого ежика (кактус).
  2. Цветок, который называют звездой (астра).
  3. Лекарственное растение клумбы (календула).
  4. Растение, цветок которого похож на солнышко (подсолнух).
  5. Красивый цветок с колючими шипами (роза).
  6. Цветок, который дарят мамам на 8 Марта (тюльпан).
  7. Растение с фиолетовыми цветочками и бархатными листочками (фиалка).

III. Работа над новой темой.

Ах, какая красота!
Осень в гости к нам пришла.
Золотой убор с собою
Всем деревьям принесла!
Глазки дружно все закрыли,
На парты ручки положили.
Отправляется наш класс
В осенний лес, порадовать глаз.
Мы попали в лес,
Смотри – вот деревья, вот кусты.
А на маленькой полянке
На одном деревце листы.
Все листочки непростые,
Все волшебные, резные.
Выделяют кислород.
Благодарен им народ.
Ветер злой о нем узнал
И листочки все сорвал.
Вы листочки соберите,
И деревцу их верните.

– Ну что, ребята, готовы вы собрать все сказочные листочки и вернуть их обратно нашему дереву?

– Тогда начнем!

IV. Практическая работа № 1.

(На столах у детей лежат листья разных пород деревьев (клен, тополь, каштан, дуб, береза, рябина)).

Ветер гнал листочки, гнал.
По всему свету разбросал.
Но вот чудо, посмотри,
На столах у вас они!
На листочки посмотрите
И их на группы поделите.

– По каким признакам мы можем поделить листочки на группы? (по цвету, форме, размеру).

– А можете ли вы сказать, от каких деревьев эти листья? (ответы детей).

(Доклады детей о деревьях).

КЛЕН.
Клен – желанный гость всех улиц и парков. Его резные листья так красивы в осенний листопад! В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

БЕРЕЗА.
Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Ее мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой больше нет.

ДУБ.
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят далеко в землю. Дуб можно узнать по листьям. Даже зимой на дереве остается хотя бы несколько побуревших листьев.

ТОПОЛЬ.
Тополь – высокое дерево. Растет обычно по берегам рек. Люди сажают тополя в парках и аллеях.

V. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Листочки каждого дерева имеют листовую пластинку и черешок.

–Кто догадался, что такое «листовая пластинка»? Что такое «черешок»? (Один ученик показывает у доски)

– Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у березы, у клена – листовая пластинка простая.

– У некоторых деревьев листовая пластинка сложная. Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (каштан)

– Почему? Рассмотрите этот лист.

– Ребята, а чем листья одного и того же дерева отличаются летом и осенью? (окраской)

– Чем летняя окраска листьев отличается от осенней?

– У вас на столах лежат листики с нарисованными листочками. Листья изображены парами. Раскрасьте листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.

VII. Практическая работа №2 (вырезание листьев из бумаги).

В сказке мы давно гуляем.
И листочки собираем.
Но пришла пора, смотри,
Вернуть деревцу листы.
На столе листок возьмите
И листочек обведите.

– У вас на столах лежат листы цветной бумаги и шаблон листочка. Обведите его на цветной бумаге и вырежьте.

– А выполнять эту работу мы с вами будем по музыку великого композитора Вивальди «Времена года - осень».

Злого ветра мы прогнали
И листочки все собрали.
Дружно к дереву пойдем
И листики ему вернем.

(на ствол нарисованного дерева приклеиваем листики, вырезанные детьми).

В сказке долго мы гуляли.
Много нового узнали.
И пришла пора сейчас,
Нам вернуться с вами в класс.
Глазки дружно вновь закрыли.
На парты ручки положили.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и в классе мы опять.

VIII. Итог урока.

Понравилась ли вам сказка, в которой мы сегодня побывали?

– Что особенно вам запомнилось?

– Что нового вы узнали о деревьях и их листочках?