Открытое занятие по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровня)

Разделы: Логопедия


Вид занятия: развлечение

Цели:

  1. Закрепление понятий «слово», «предложение».
  2. Практическое усвоение слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
  3. Усвоение детьми связи слов в предложении.
  4. Формирование понятий «много» и «один».
  5. Формирование грамматически правильной речи.

Оборудование: картинки, полоски бумаги, написанные слова.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сегодня к нам в гости пришел Словознайкин из страны «Грамматики». Он хочет посмотреть и послушать, что же мы с вами знаем про слова и предложения, как мы готовимся к школе. Ведь он знает, что скоро вы пойдете в 1-ый класс. Мы с вами покажем Словознайкину, на что мы способны, чему научились. Давайте вместе с нашим гостем сделаем артикуляционную гимнастику:

  1. Свои губки как лягушка потяну я к самым ушкам.
  2. Помогал вчера Егор делать дедушке забор.
  3. Наши губки поутру каждый раз дудят в дуду.
  4. Вечером соседка Светка угостила нас конфеткой.
  5. Тик-так, тик-так, тикают часы вот так.

II. Введение в тему

Словознайкин: Я не просто так пришел к вам в гости, - я принес вам задание от всех жителей страны «Грамматики». Посмотрите, какая сумка толстая с заданиями! Но перед тем как я вам скажу задание, послушайте наше любимое стихотворение про слова:

Всему название дано -
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.

Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Назовите мне по одному слову, обозначающему предмет (дети называют). Вот видите, сколько слов много на свете. А вы знаете, что о каждом предмете можно спросить? (да)

Тогда я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом. Что это? (Словознайкин показывает разные неодушевленные предметы: стол, стул, книга, карандаш и так далее.)

С: Как можно спросить? (что это?)

С: А сейчас я вас спрошу по-другому: кто это? (показывает одушевленные предметы: мальчик, синица, собака, кошка, рыбки и так далее)

С: А теперь посмотрите внимательно на рыбок, которые плавают в аквариуме и на тех ярких рыбок, которые стоят на полочке.

Чем они отличаются? (в аквариуме живые рыбки, а на полочке - неживые, игрушечные).

С: Как можно спросить про рыбок в аквариуме? А про игрушечных? Значит, все слова, обозначающие неживые предметы отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, – на вопрос «кто?».

Посмотрите, у меня на столе лежат разные картинки, изображающие живые и неживые предметы. Сначала нужно назвать картинки, изображающие живые предметы и поставить к словам вопрос. Потом нужно назвать картинки, изображающие неживые предметы, и тоже поставить к ним вопрос (дети раскладывают картинки).

Молодцы! Вы знаете, какие слова отвечают на вопрос «что?», а какие на вопрос «кто?»

III. Изучение нового материала

А сейчас будет небольшой диктант, как в школе. Только он не совсем обычный - фишечный. Вы должны выложить столько фишек на столе, сколько слов я скажу. Вот послушаете: «дом, кошка, холодильник, водитель, учитель». Сколько фишек у вас получилось на столе? (пять)

Правильно, а теперь скажите, какие слова отвечают на вопрос «что?», а какие – на вопрос «кто?». Молодцы, и с этим заданием справились. А я вам припас еще одно задание от моего знакомого Звукознайкина. Вы должны отгадать загадку, добавив к ней слово:

  1. Испугался кот собак,
    Задом пятится, как (рак).

  2. В день рождения Петрушке
    Купили новые (игрушки).

  3. Хитрый след плести стараясь
    По сугробам прыгал (заяц).

  4. На шесте дворец,
    Во дворце певец,
    А зовут его (скворец).

  5. Ну и платье! Сплошь иголки.
    Его носят вечно (елки).

С: Вот как здорово вы загадки отгадываете! Звукознайкин останется очень довольным этим.

А теперь давайте поиграем с вами нашими пальчиками:

Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой!
А это – средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинец-малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять
И движенья выполнять.
(Каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому)

По дороге сюда я захватил с собой вот эти картинки (показывает картинки с определенными действиями: мальчик умывается, мама моет посуду, девочка рисует, бабушка вяжет, дедушка читает газету и другие).

Что делает мальчик? мама?

Правильно, значит все слова, к которым можно поставить вопрос «что делает?», обозначают действие предмета. Запомнили? Ну, тогда давайте немножко поиграем. Я вам буду говорить слово, а вы к нему другое слово, которое отвечает на вопрос «что делает?».

Девочка, мальчик, кошка, белка, солнце, самолёт, дождь, транспорт, лиса, попугай, доктор, снег, трактор...

А если много девочек, то какой вопрос мы зададим? (что делают?)

Правильно, слова множественного числа отвечают на вопрос (что делают?). Вот посмотрите, девочки что делают? (играют); кошки прыгают, машины едут и так далее…

А теперь посмотрите на картинки, которые у меня есть, и послушайте следующее задание: слева нужно отложить картинки, на которых изображено действие одного человека, а справа – картинки, на которых изображены действия нескольких человек.

IV. Физ. минутка

С: Я думаю, что вы уже немножко устали, поэтому я для вас припас одну очень интересную игру, которая называется «Цепочка слов». У нас в стране все очень любят ее. Вы должны по очереди на последний звук слова придумать новое слово и так до тех пор, пока не порвется цепочка. Вот например: рыба - последний звук «А», значит, новое слово должно начинаться с этого звука: рыба – арбуз – звезда – апельсин – нос – самолёт – танк – крыжовник – командир – рак и так далее...

Вот какая длинная цепочка из слов у нас получилась! А теперь давайте сделаем с вами небольшую зарядку:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом,
Убежали мыши вон.

V. Закрепление нового материала

А сейчас послушайте слова: рыба плавает. Сколько слов я вам назвал? (2). Правильно. Кто плавает? (рыба), рыба что делает? (плавает). Эти два слова дружат между собой. Поэтому у нас получилось предложение, но в предложении может быть не только два слова, но и три, и четыре и так далее... Сейчас я буду вам называть предложение, а вы сосчитайте, сколько в нем слов. А чтобы вам было легче, мы каждое слово обозначим полоской.

- Мама работает.- Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? А какое второе? А если мы уберем первое слово, что останется? Это можно назвать предложением? (нет, потому что не знаем, кто работает). А если мы уберем второе слово, что останется? Это можно назвать предложением? (нет, потому что мы не знаем, что делает мама). Правильно, значит, предложение должно быть составлено так, чтобы всем все было понятно, слова в предложении нельзя терять. А сейчас я вам расскажу про своего знакомого мальчика Серёжу, который этого не знал. И вот что с ним произошло:

«В моём доме живет мальчик Серёжа. Он всегда опаздывает в детский сад. «Почему ты всегда опаздываешь?» - спрашиваю я Серёжу. А он отвечает: «У меня по утрам одни неприятности. Вот проснулся утром, хочу надеть ..., а её нет. Потом ищу ..., а они на стуле. Вот почему я опаздываю в детский сад».

А вы поняли, почему Серёжа опаздывает в детский сад?
(он не убирает вещи на место).

А что ищет по утрам Серёжа, вы поняли? (нет). И я не понял, потому что Серёжа пропускал слова и не договаривал предложения. Давайте научим его правильно рассказывать, добавим слова, которые пропускал Серёжа.

Словознайкин еще раз рассказывает историю про Серёжу, а дети добавляют пропущенные слова с опорой на картинки.

VI. Итог занятия

С: Вот молодцы, научили моего знакомого Серёжу правильно составлять предложения. Я очень доволен вашими ответами. Всё-то вы умеете, всё-то вы знаете. И моему другу из страны «Грамматики» тоже понравились ваши ответы. Мы думаем, что в школе вы будете хорошими учениками. Ну а теперь мне пора уходить, до встречи в школе!