Элементы театральной деятельности в работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в социуме. В результате такого подхода коррекционная работа в логопедии поднялась на качественно новый уровень. Актуальной остается проблема выявления нарушений и коррекции письменно-речевой деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Общаясь с окружающими, дети с ТНР имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются:

  1. В отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, т.к. их не понимают, избегают, с ними не желают играть, разговаривать, смеются, дразнят.
  2. Развитие чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
  3. В формировании барьера стыда за свою речь, страха общения с авторитетными и незнакомыми собеседниками, страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки.
  4. В отказе от общения, уходу в себя и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.

Как наиболее эффективный метод работы с детьми с ТНР я рассматриваю театральную деятельность. Это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой - ведущим видом деятельности у старших дошкольников и младших школьников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Использовать элементы театральной деятельности начала на уроках с учащимися 1 класса имеющих ТРН. В классе обучалось 12 человек. Основным речевым диагнозом являлось общее недоразвитие речи II –III уровня, обусловленного дизартрией, моторной алалией, тугоухостью, фонетико-фонематическим нарушением речи. Сейчас учащиеся обучаются во 2 классе.

В начале учебного года было проведено обследование речи учащихся по следующим параметрам: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез слов, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй речи, графомоторные навыки, чтение, связная речь, результаты приведены в сравнительной таблице (См. в конце работы).

Проведя анализ результатов речевого обследования, мною были выбраны следующие элементы театральной деятельности для работы с учащимися:

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

  • ориентировка в пространстве;
  • развитие речи, построение диалога;
  • развитие отдельных групп мышц;
  • развитие психических процессов;
  • воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:

  • развитие координации движений;
  • развитие мышечной памяти и пластики;
  • развитие воображения;
  • развитие музыкальной реакции и чувства ритма.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
  • развитие связной речи, творческой фантазии;
  • учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
  • пополнять словарный запас;

Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.

Задачи:

  • учить сочинять этюды по детским произведениям;
  • развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
  • учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • пополнять словарный запас.

Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.

Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях по теме «Зима»

Название игры, вид театральной деятельности, содержание

Задачи, методы, приёмы работы

1

Игра «Как живёшь?» - театральная игра (фото 1)

Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку.

1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера.

2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа.

2

Игра «Повтори как я» - ритмопластика(фото 2)

Выбирается последовательность слов: мак, роза, гвоздика, хризантема.

Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий.

1) Работа над дикцией и артикуляцией.

2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности.

3) Развитие чувства ритма.

4) Сотворчество.

3

Пластические этюды «Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку», «Зимние забавы» - основы театральной культуры (актерское мастерство)

Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой.

1)Способствовать творческой активности детей.

2) Создание радостного настроения.

3) Развитие умения взаимодействия с партнерами.

4

Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра.

Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста.

1) Развитие мелкой моторики

2) Отработка дикции.

3) Развитие чувства ритма.

5

Беседа «Что мы знаем о театре?» - основы театральной культуры

1) Выяснить знания детей о театре.

2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр.

3) Уточнить правила поведения в театре.

4

Артикуляционная гимнастика – техника речи (фото 3)

«Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»- культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов.

1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц

2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.

3) Работа над речевым дыханием.

4) Создание эмоционального настроя на работу.

5

Дыхательные упражнения - культура и техника речи

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки.. Желательно не надувать щеки.

«Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).

1) Развитие мышечной памяти.

2) Развитие речевого дыхания

3) Вызвать интерес к играм.

4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса.

6

Музыкальная сказка «Тайна потерянного смеха» - работа над спектаклем (фото 4 )

Показ спектакля к Новому году для родителей и с участием родителей.

1) Создание праздничного настроения.

2) Развитие речи.

3) Сотворчество с родителями.

8

«Чудо - ярмарка»- работа над спектаклем (фото 5)

Речевой праздник по мотивам русского народного фольклора.

1)Создание праздничного настроения.

2) Развитие речи.

3) Обогащение словаря.

В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При подготовке к новогоднему спектаклю с учащимися были поставлены танцы, а танцы способствуют раскрепощению, развивают чувство ритма, пластику. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Эти приёмы особенно эффективны в работе с учащимися, имеющих нарушения речи обусловленные тугоухостью. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Учащиеся стали сочинять сказки, которые хранятся в альбоме «Сказки, составленные вместе с детьми». Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи («Я рад тебе и желаю ярких ответов»-фраза из организационного момента урока «Дружный кружочек»). Повторная диагностика, проведённая в конце учебного года, подтвердила эффективность применения театральной деятельности в логопедической работе. (См. сравнительную таблицу)

Сравнительная таблица по результатам обследования речи у учащихся

Параметры обследования

Первичное обследование
(количество учащихся)

Повторное обследование
(количество учащихся)

Звукопроизношение

11 человек

2 человека

Фонематическое восприятие

3 человека

1 человек

Словарный запас

8 человек

8 человек

Слоговая структура

4 человека

3 человека

Лексико – грамматический строй речи

8 человек

8 человек

Графомоторные навыки

6 человек

4 человека

Чтение

4 человека

1 человек

Связная речь

10 человек

8 человек

В таблице указанно количество учащихся, у которых наиболее выражены речевые нарушения по данным параметрам обследования.

Использование элементов театральной деятельности в работе учителя – логопеда позволяет сделать следующие выводы:

  • речь учащихся стала более эмоциональна,
  • в результате использования на занятиях элементов театральной деятельности учащиеся стали более уверены в общении с окружающими, ориентируются в окружающей обстановке,
  • автоматизация звуков проходит успешно,
  • обогатился словарь учащихся,
  • совершенствуется лексико-грамматическая сторона речи.

Приложение 1

Приложение 2

Список используемой литературы

  1. «Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах», под ред.О.П. Власенко
  2. «Театральная деятельность в детском саду», авт.А.В.Щёткин
  3. «Театрализованные игры в детском саду», Т.И Петрова, Е.А Сергеева, Е.С.Петрова
  4. «Театрализованные игры в школе», Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеев
  5. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», авт. Т.А.Фотекова