Тема урока "Развитие государств западной цивилизации. Конец XV – начало XVIII в."

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: урок-путешествие

Цель: повторить, закрепить, конкретизировать изученный материал; систематизировать знания и создать целостную картину о развитии западноевропейских государств в конце 15-начале 18 века

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • мультимедиа презентация по теме урока
  • карта «Западная Европа, 16-18 вв»
  • учебник Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова и др. «Всеобщая история. Новое время»
  • карточки

Опережающее задание:

  • изучить карту «Западная Европа, 16-18 вв» с помощью атласа
  • повторить пройденный материал (глава1 и глава2)
  • прочитать дополнительную литературу о странах Западной Европы (16- нач. 18в)

Пояснения:

Предлагаемый материал урока включает в себя разнообразные виды работы:

  • -вступительное слово учителя;
  • обсуждение предлагаемых учителем вопросов и заданий;
  • организацию групповой работы по карточкам;
  • подготовку мультимедийной презентации

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? (ответы учеников) А куда вы хотели бы отправиться путешествовать? (ответы учеников)

Возможно, когда-нибудь вам посчастливится побывать в Англии или во Франции, в Германии или в Испании. И, вдвойне интереснее вам будет путешествовать по этим странам, зная их историю. А мы с вами уже немало знаем об этих государствах.

И сегодня цель урока: повторить, закрепить, конкретизировать изученный материал; систематизировать знания и создать целостную картину о развитии западноевропейских государств в конце 15-начале 18 века

СЛАЙД №1

Итак, я предлагаю отправиться путешествовать по странам Западной Европы в 16 – 17 вв. Согласны? Тогда вперёд!!! Для путешествия нам понадобится транспорт. Какой транспорт выберете вы? (ответы учеников) А я предлагаю использовать это морское парусное судно.

СЛАЙД №2

Узнали, что это за судно? (ответы учеников) Конечно, это каравелла. Почему я выбрала именно это судно? (ответы учеников; примерный ответ: каравелла – новый тип парусного судна, который создали в конце 15 века испанцы и португальцы; эти корабли могли держать курс при любом направлении ветра благодаря косому парусу и одновременно развивать большую скорость благодаря парусам прямым, они были небольшими по размерам, не требовали многочисленной команды; благодаря этому изобретению, испанцы и португальцы первые стали бороздить воды Атлантического океана).

2. Основная часть урока

УЧИТЕЛЬ: Ребята, закройте глаза. (ученики закрывают глаза) Когда вы откроете глаза, вы окажетесь в 17 веке, а из учеников 7 класса вы превратитесь в представителей западноевропейских государств. Открывайте глаза.

СЛАЙД №3

Итак, мы находимся с вами в 17 веке на собрании представителей разных государств западной Европы.

Аня, Влад, Катя – вы представители Франции

Саша, Алёша, Света – вы жители Пиренейского полуострова

Венера, Илья, Настя – вы англичане

Мадонна, Миша, Андрей – вы представители государств Священной Римской империи германской нации

(ученики разбиты на группы(1-я группа – Франция, 2-я группа – Испания и Португалия, 3-Я группа – Англия, 4-группа – Священная Римская империя германской нации), каждому выдаётся цветная карточка с названием государства, представителем которого он является - Англия – жёлтые карточки, Франция – синие карточки, Испания и Португалия – зелёные карточки, государства Св. Римской империи – красные карточки)

Для начала, давайте рассмотрим географическое положение ваших государств и покажем их на карте.

Работа с картой

(один ученик от каждой группы показывает на карте и рассматривает географическое положение страны, представителем которой он является)

А сейчас давайте вспомним главные события, которые происходили в ваших государствах в конце 15 – начале 18 века. Я хотела вам помочь, но наделала много ошибок. Ваша задача – исправить ошибки и составить правильную историческую формулу «год+место=событие». Начинают французы.

СЛАЙД №4

(правильный ответ: 1572+Франция = Варфолмеевская ночь; ребята коротко рассказывают об этом событие; примерный ответ: 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, в Париже находилось множество дворян-протестантов. Они приехали на свадьбу Генриха Бурбона и молодой сестры короля Маргариты Валуа. Католики устроили расправу над протестантами. Резня длилась 3 дня.)

А теперь ошибки исправляют жители Пиренейского полуострова.

СЛАЙД №5

(правильный ответ: 1492+Карибские острова = Христофор Колумб достиг Америки)

СЛАЙД №6

(правильный ответ: 1519+империя ацтеков = колония Мексика; ребята коротко рассказывают о том, что в 1519 году знаменитый конкистадор Эрнан Кортес собрал отряд из 508 человек и отправился во владения ацтеков. На завоёванных землях испанские переселенцы создали свою колонию – Мексику)

СЛАЙД № 7

(правильный ответ: 1488+Португалия = Бартоломуе Диаш доплыл до южной точки Африки («мыс Доброй Надежды»)

СЛАЙД № 8

(правильный ответ: 1522+пртугалия = закончилось кругосветное путешествие Фернана Магеллана)

Ну, а теперь ошибки будут исправлять представители государств Священной римской империи германской нации.

СЛАЙД № 9

(правильный ответ: 1517+Германия = Мартин Лютер вывешивает 95 тезисов; ученики коротко рассказывают, что Мартин Лютер является основателем Реформации, который возмущённый продажей индульгенций, вывешивает документ из 95 пунктов, в которых объяснялось, почему ни один священник и ни одна бумажка не даст прощения грехов; таким образом, Мартин Лютер заговорил о необходимости реформировать Церковь)

СЛАЙД № 10

(правильный ответ: 1524+Германия = крестьянское восстание под руководством Томаса Мюнцера; ученики коротко рассказывают о том, что в 1524 году в Германии запылало пламя крестьянской войны, во главе стоял Томас Мюнцер, написавший «статейное письмо», в котором звучали призывы к борьбе против Католической церкви и гнёта феодалов)

СЛАЙД № 11

(правильный ответ: 1566+Нидерланды = буржуазная революция; ребята должны назвать причины и итоги революции)

Сейчас ошибки будут исправлять представители Англии.

СЛАЙД № 12

(правильный ответ: 1588+пролив Ла-Манш = разбита «Непобедимая Армада»; ребята должны рассказать, что при Елизавете 1 Англия становится лидером Европы и английскому флоту удаётся перехватить у Испании первенство на морях)

СЛАЙД №13

(правильный ответ: 1640+Англия = Долгий парламент; ученики должны рассказать, что, собравшись 3 ноября 1640 года, парламент заседал до 1653 года , поэтому получил название Долгого парламента; в 1641 году был принят документ, названный «Великой ремонстрацией», который не принял Карл1, из-за чего началась гражданская война)

УЧИТЕЛЬ: А сейчас следующее задание. У каждого из вас есть цветная карточка с названием государства, представителями которого вы являетесь. Сейчас я буду называть разные слова (понятия, имена людей, названия и т.д.), а вы должны будете поднять свою карточку, если посчитаете, что данное слово каким-либо образом относится к вашему государству. Если это понятие, то вы должны будете дать определение этому понятию. Если это имя какого-либо человека, то вы должны будете немного рассказать о нём и т.д.

СЛАЙД № 14

Примерные ответы учеников:

Каравелла (карточки - Испания, Португалия– тип парусного морского судна, создателями которого являлись испанцы и португальцы;

Конкистадоры (Испания) – завоеватели новых земель для испанской короны;

Мартин Лютер (Германия)– основоположник Реформации;
Реформация (Германия и др.)– пересмотр основных догматов и правил католической церкви, который привел к возникновению нового течении в христианстве – протестантизму;

Эрнан Кортес (Испания)– известный конкистадор, который завоевал империю ацтеков, и на этой территории была создана колония – Мексика;

Эразм Ротердамский (Франция)– великий гуманист, автор «Похвалы глупости»;
Кальвинизм (Швейцария (Св.Римская империя)– направление протестантизма, основанное Жаном Кальвином;

Варфоломеевская ночь (Франция) – ночь, в которую происходили страшные события, связанные с заговором католиков против гугенотов;
Штатгальтер (Св. Римская империя) – наместник короля;
Революция (Англия, Нидерланды) – коренной насильственный переворот в государственной, хозяйственной и общественной жизни страны;

Гёзы (Нидерланды) –борцы за независимость;
Огораживание (Англия) – процесс сгона крестьян с земли, с целью расширить пастбища для разведения овец;

Жан Кальвин (Швейцария) – последователь Мартина Лютера, основатель нового течения в протестантизме – кальвинизма;

Генрих 8 Тюдор (Англия) – король, который отлучил Англию от католической церкви, создав Англиканскую церковь;

Филипп 2 Габсбург (Испания, Нидерланды) – испанский король, с именем которого связана Нидерландская буржуазная революция;

Парламент (Англия) – сословно-представительное собрание в Англии;
Вильгельм Оранский (Нидерланды, Англия) – дворянин, возглавивший революцию в Нидерландах; с его именем также связана «Славная революция» в Англии;

Генеральные штаты (Франция) – сословно-представительное собрание во Франции;
Елизавета 1 (Англия) – королева Англии, при которой Англия стала лидером протестантской Европы;
Рейхстаг (Св.Римская империя) – собрание представителей Св.Римской империи;

«Непобедимая Армада»(Испания) - испанский флот;

Гугеноты (Франция) – французские кальвинисты;

Пуритане (Англия) – английские кальвинисты;

Долгий парламент (Англия) – парламент, заседавший с 1640 – 1653 год;

Гражданская война (Англия) – война между гражданами одного государства;
Индепенденты (Англия) – одно из течений пуритан, политическая партия во главе с Оливером Кромвелем;

Нантский эдикт (Франция)– эдикт, принятый Генрихом4 Бурбоном , в котором указывалось, что католицизм является государственной религией, но и протестантам разрешалось проповедовать свою веру;

Курфюрст (Германия) – наиболее могущественные князья-избиратели в Германии

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята. Вы показали хорошие знания. Ну, а сейчас, давайте отдохнём и сделаем зарядку.

Разминка

Ученики встают и выполняют движения

УЧИТЕЛЬ:

Руки кверху, звонко хлопнем мы над головой.
Руки плавно опускаем, шаг на месте – стой.
Руки в стороны раскинем, кулачки сожмём,
Руки на крест перед грудью не спеша сведём.
Сцепим пальцы, эту арку надо вверх поднять.
А теперь к плечам ладони будем опускать.

УЧИТЕЛЬ: А теперь, ребята, давайте познакомимся со знаменитостями ваших государств - лидерами, государственными деятелями и теми, которые каким-то образом прославились. Вы должны будете узнать по высказываниям этих людей, о ком идёт речь. Помогать вам будут их портреты.

СЛАЙД № 15

«Будучи юношей, я узнал из книг о возможности достичь стран, богатых золотом, двигаясь на кораблях вокруг Африки. Вскоре воплощение этой идеи стало смыслом всей моей жизни»
(Генрих Мореплаватель)

СЛАЙД № 16

«Мне надоело ждать. Я захватил империю ацтеков. На месте империи была создана испанская колония – Мексика»
(Эрнан Кортес)

СЛАЙД № 17

«Если поглядеть с Луны на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, грабящих, обманывающих, блудящих, падающих, умирающих»
(Эразм Ротердамский)

СЛАЙД № 18

«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»
(Уильям Шекспир)

СЛАЙД № 19

«Ибо неправедно делать что-либо против совести, на том стою и не могу иначе, помоги мне Бог!»
(Мартин Лютер)

СЛАЙД № 20

«Нидерландцев нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться на его голову»
(герцог Альба)

СЛАЙД № 21

«Тиран, герцог Альба, скорее, окрасит нашей кровью каждый ручей и каждую реку и повесит наши тела на каждом дереве в стране, пока не насытит своё мщение и не погрузится по уши в наши бедствия»
(Вильгельм Оранский)

СЛАЙД № 22

«Я убеждённая католичка и не потерплю в своём королевстве еретиков. Сжечь всех на костре!»
(Мария Тюдор - Кровавая)

СЛАЙД № 23

«Я самый известный пират. Я ограбил и разорил принадлежавшие Испании города, тем самым подпалил бородку испанского короля»
(Френсис Дрейк)

СЛАЙД № 24

«Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля. Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом»
(Елизавета 1)

СЛАЙД № 25

«Какой властью я призван сюда? Властью народа Англии, который избрал меня королём? Я отвергаю это, сэр. Я получил свою власть по праву наследования»
(Карл 1)

СЛАЙД № 26

«Париж стоит мессы»
(Генрих 4 Бурбон)

СЛАЙД № 27

«Когда Вы, ваше величество, решили… оказать мне великое доверие в управлении Вашими делами.. моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства»
(кардинал Ришельё)

СЛАЙД № 28

«Вы думали, господа, что государство – это вы? Государство – это я!»
(Людовик 14)

УЧИТЕЛЬ: Мы познакомились с вашими знаменитостями. А сейчас каждая группа (представители разных государств) должна будет выполнить задание по карточке. В карточках будут освещаться вопросы по истории того государства, которое вы представляете.

3. Самостоятельная работа по группам

Карточки составлены по принципу «Вставь пропущенное». Каждая группа выбирает уровень сложности задания (Высокий, средний, низкий). После выполнения, лидер группы зачитывает вслух вопросы и ответы, остальные поправляют, если не согласны с ответом.

УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята. Мы с вами совершили путешествие во времени. Целых три столетия нам удалось рассмотреть. А можете ли вы сказать, и какие изменения произошли за это время в Западной Европе?

(ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы можем с вами сделать вывод, что государства Западной Европы постепенно переходили от феодализма к капитализму, от аграрного общества к индустриальному. Но переход этот в разных государствах происходил в разное время, и мы с вами смогли назвать причины. Также между странами Западной Европы существовали различного рода конфликты. Какие? (учащиеся отвечают: религиозные, династические, территориальные, экономические и т.д.) И эти конфликты привели в 1618 году к войне между ведущими государствами Западной Европы. И продолжалась эта война 30 лет. Но это уже совсем другая история, с которой мы познакомимся на следующем уроке.

СЛАЙД 29

РЕФЛЕКСИЯ

Учащиеся говорят о том, что им понравилось на уроке, что нет. Поняли они материал или есть какие-то пробелы и т.д.