Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа

Разделы: Литература


  1. И.С.Тургенев: жизнь и творчество. «Муму»- из истории создания. Историко-культурная основа произведения.
  2. Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа.
  3. Герасим и Татьяна: история их взаимоотношений. Духовные качества Герасима.
  4. Герасим и Муму: счастье героя.
  5. Немой протест Герасима. Символ немоты крепостных крестьян.

Урок 2.

Тема: Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа.

Учебник:Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 4 частях, часть 2. Авторы-составители В.Я.Коровина и др. М., Просвещение, ОАО Московские учебники, 2006.

Цели: добиться понимания учащимися роли портрета, описания помещения в художественном произведении; научить анализировать текст, обращая внимание на роль таких художественно-изобразительных средств, как гипербола, сравнение, уменьшительно-ласкательные суффиксы; воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать интерес к нему как к средству создания образа в литературном произведении; воспитывать интерес к изобразтительному искусству через портретные изображения персонажей рассказа.

Методы обучения:словесные (беседа), наглядные (иллюстрирование), репродуктивный (анализ текста, подбор синонимов, объяснение лексических значений), работа с учебником (текстом) как самостоятельная и общеклассная.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.
    • Вы начали читать рассказ. Каковы Ваши впечатления? Хочется ли дочитать до конца? Почему?
    • Чем понравилось начало произведения? С какими трудностями при чтении столкнулись?
    • Где происходит действие рассказа? С какими героями знакомимся? Что узнаём о них?
    • Комментированное чтение 1 абзаца (стр. 43). Объясните значения слов «скупая и скучающая старость»? В прямом или переносном смысле употребляет Тургенев эти слова по отношению к барыне? Почему её жизнь была таковой? Как вы поняли эти слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? Какие слова употреблены здесь в переносном значении? Когда человек говорит о себе или других, что день нерадостный, ненастный? Почему такие дни проживала барыня? (Старость барыни проходила одиноко, дети покинули её: «сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж..») А как вы думаете, почему дети не были частыми гостями в доме матери?
    • Каким предстаёт Герасим на страницах рассказа? Опишите его. На какие внешние черты героя вы обратили внимание? Чем они привлекли вас? Какие качества Герасима показались самыми важными?
    • Комментированное чтение (стр. 43-44) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные) Чем выделялся Герасим среди неё? Какие ассоциации у вас рождаются при слове «богатырь»? На какие богатырские качества героя указывает сам Тургенев? Прочитайте («двенадцать вершков роста», «работал за четверых», «налегая огромными ладонями на соху», «сокрушительно действовал косой», «продолговатые и твёрдые мышцы его плечей», «безостановочно молотил трёхаршинным цепом») Объясните выражение «неистомная работа». Каким качеством должен обладать человек, который может работать так, без устали? (трудолюбие) Какое сравнение использует Тургенев, описывая Герасима? («как рычаг опускались и поднимались..мышцы его плечей») Подумаем, почему именно такое сравнение выбирает автор? (рычаг-тот инструмент, что заставляет работать механизм слаженно, чётко, так и Герасим «научил» свой организм этому)
    • Давайте подумаем, почему Тургенев, говоря о первом помощнике крестьянина на пахоте- лошади, употребляет слово «лошадёнка»? Какой оттенок приобретает слово и за счёт чего? (роль уменьшительно-ласкательного суффикса, контраст: огромный Герасим и маленькая лошадь.)
    • Есть ли оценка героя самим автором? Ответ подтвердите цитатами. («был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…»)По отношению к каким качествам героя автор высказывает это своё отношение: к внешним или внутренним его характеристикам?
    • Комментированное чтение (стр. 44-45)  Как попал Герасим в дом барыни? Прочитайте, как воспринял переселение в Москву? («скучал и недоумевал»)Объясните значение слова «недоумевать»? Отчего «скучал» герой? (сердце его рвалось на поля, «нивы», где прошла вся его жизнь) Откуда же это недоумение? Ведь Герасим понимал, что он крепостной, а значит, барыня вправе поступать с ним так, как пожелает? (с его богатырским телосложением работа дворником была слишком уж проста для него, не вровень той, которой он занимался в деревне все эти годы)
    • Каким словом называл Герасим свою новую работу? («шутка») Попытаемся объяснить это. Но ведь подобная работа- благо по сравнению с предыдущей, тогда почему Герасим так часто хотел остаться один, уходил в поля и «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно…»? (грусть по прежней жизни в деревне, любовь к своему родному краю, понимание, что его мнение как крепостного никто не учтёт, тем более он немой) Какое сравнение подбирает здесь автор, рассказывая о том, как тяжело было Герасиму приспособиться к новой жизни? («лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь») А где держат пойманных зверей? Почему же герой воспринимал себя, будто в клетке? Объясните.
    • В чём заключалась новая работа Герасима? Расскажите.  Действительно ли у Герасима было так «немного дел»?  Может ли быть, чтобы все эти дела Герасим выполнял «в полчаса»? Как работал герой? Найдём гиперболу в описании Герасима. ( «не только телегу, самое лошадь спихнет с места», «поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води…») Почему  окружающие «очень стали уважать его»? (за сноровку, огромную физическую силу, которую он принимал не для того, чтобы пугать людей, вызывать страх и уважение к себе, а для того, чтобы помогать другим, как в случае с ворами) Какое сравнение использует Тургенев, говоря о работе дворника? («топор звенит у него, как стекло») Объясните, как вы понимаете этот образ?
    • Комментированное чтение (стр. 45) Почему дворня, жившая у барыни, «побаивалась» Герасима? (во-первых, его физическая сила вызывала страх, во-вторых, его немота отпугивала людей, в-третьих, Герасим был «нрава строгого и серьёзного») Какие слова в описании отношения к нему окружающих вызывают улыбку? Прочитайте («даже петухи при нём не смели драться, а то беда!») Почему Герасим из всей домашней птицы особенно уважал гусей? (как пишет Тургенев, Герасим сам был похож на «степенного гусака», поэтому кормил их, ходил за ними)
    • Каким же предстаёт Герасим? Опишите его.
    • Работа по иллюстрациям.  Рассмотрите предложенные иллюстрации. На них изображён Герасим. Таким его увидели художники. Вы видите, что портреты героя созданы в разной манере письма, с помощью разных изобразительных средств. Скажите, какой, по-вашему, портрет лучше всего передаёт образ героя? Объясните свою точку зрения. А с каким изображением героя вы вовсе не согласны. Прокомментируйте.
    • Что такое портрет, знает каждый из нас. Это изображение человека. Оно может быть нарисовано акварелью, тушью, масляными красками, сделано из какого-либо материала, это может быть и фотография. Существуют и скульптурные портреты. Но все они, так или иначе, созданы чем-то вещественным. Есть портреты, созданные словом. Мы их с вами создаем чуть ли не каждодневно, рассказывая о друзьях ли, описывая их, о знакомых ли, да просто о разных людях, которых нам надо описать. Мы всегда представляем себе, как выглядят те люди, о которых читаем в произведении, потому что писатель нарисовал их словесно, и мы представляем себе их облик: внешность, походку…  Но портрет в литературе- это и мимика, жесты героя,
      Запись в тетради: портрет- описание внешности персонажа в литературном произведении. Обычно портрет иллюстрирует те стороны личности, которые важны автору.
    • Как вы понимаете слово «каморка»? Объясните значение слова? Почему не в дом, не  в комнату, не  на чердак, не  в помещение.. поселил Тургенев Герасима? Какие ассоциации рождаются у вас при этом слове? (вспоминаем каморку папы Карло, давшему жизнь Буратино) Как обустроил Герасим свою каморку? Читаем. Докажите, что по обстановке  мы с вами уже можем многое рассказать о человеке, который тут проживает. О чём говорит кровать Герасима, «истинно богатырская кровать»? (его огромная физическая сила, сам сделал её- умелец, на все руки мастер), «столик прочный и приземистый»? Как понимаете это слово «приземистый»? «Дюжий сундук»- объясните значение прилагательного. Найдите гиперболу в описании каморки Герасима («сто пудов можно было положить на неё /кровать/- не погнулась бы») На какие качества Герасима указывают предметы в каморке? (любовь к прочности, основательности, порядку)
    • Каким же мы увидели Герасима на первых страницах рассказа? Подытожьте.
  3. Домашняя работа: читать стр. 45-56, устный рассказ о Татьяне. Обратить внимание на главное- взаимоотношения Герасима и Татьяны, отношение барыни к герою. Заполнить первые 3 пункта таблицы (вторая колонка заполняется цитатами из рассказа) :

Характеристика Герасима.

1. Портрет  
2. Отношение к работе  
3. Герасим и дворовые:
А) отношение к нему,
Б) отношение Герасима к ним.
 
4. Отношение барыни к Герасиму.  
5. Герасим и Татьяна.  
6. Герасим и Муму.