Урок-игра "Меткие, озаряющие слова"

Разделы: Русский язык


Цель: выделение знатоков темы “Имя прилагательное”

Задачи:

  • обобщить знания по теме “Имя прилагательное”;
  • выяснить роль прилагательных в нашей речи.

Ход урока

1. Слово учителя с элементами беседы

Учитель: Мы отправляемся в удивительное путешествие. Нас ждет страна русского языка (Языкознание). Велико количество слов, которые населяют эту страну – сотни тысяч.
Как разобраться и управиться с такой армией слов?
К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ. Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становись!” И вмиг все слова построились в четкие колонны.
– Кем командует (что изучает) морфология?
А теперь мы должны попасть в город, где живут удивительные слова. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю поляну.
– Что будет радовать глаз? Почему?

(На поляне растения разных форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, длинные, круглые и т.д.)

– Все это разнообразие передается с помощью какой части речи? (С помощью имени прилагательного.)
– Еще их называют меткие, озаряющие слова. Почему? Как вы думаете?
– Именно имена прилагательные делают нашу речь живописной.

2. Чтение стихотворения

– Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.

Он уже пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый
Старый и добрый

– Оставьте на доске нужную часть речи, которая поможет вам угадать этот предмет. (Весенний снег.)

3. Игра “Когда это бывает?”

а) Голубые, синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна.)
б) Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето.)
в) Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога. (Зима.)
г) Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень.)

4. Имена прилагательные могут создавать зрительно ощущаемые картины природы.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
            (И.Б унин. “Листопад”)

5. Игра “Четвертвый лишний”

  1. Зеленый, белый, круглый, синий
  2. Желтый, золотой, голубой, лимонный

6. Чтение стихотворения В.Фирсова

Все было серое:
Шинели
И грозовые облака,
И серые ветра шумели
Над серым отблеском штыка
Холстами серыми проселок
За серым лесом пропадал,
И серый дым
Кружил по селам,
И серый пепел оседал.

– Найдите прилагательное, обозначающее цвет. Какое настроение передает автор повторением этого прилагательного? (Грусть, печаль, тоска.)

7. Игра “Кто быстрее?”

Подобрать к каждой букве имя прилагательное, обозначающее цвет.

С
Р
О
К
Б
Л
О
К

8. Игра “Кто больше?”

Записано два слова, кто больше подберет имен прилагательных к каждому слову.

Снег Дождь
(Белый, мягкий, пушистый, рыхлый и т. д.) (Мелкий, грибной, слепой, косой и т.д.)

Вывод: Все наши имена прилагательные согласуются (дружат) с какой частью речи? (Именем существительным.)

– Прилагательные не только тесно связаны с менем существительным, но и зависит от него (согласуется в роде, числе и падеже).
– Эти два слова называются словосочетанием (главное – имя существительное; зависимое – имя прилагательное.

9. Отгадай загадки (ответ давать словосочетанием)

а) Я черный, красный, желтый, синий
С начинкой твердой в середине,
Я с острый ножичком дружу
И, что хочу, изображу. (Цветной карандаш.)
б) Он пушистый, серебристый,
Белый, белый, чистый, чистый,
Ватой наземь лег. (Зимний снег.)

10. Рядом со всеми частями речи живет строгий наблюдатель – ОРФОГРАФИЯ.

Она следит, правильно ли пишутся слова. Помощник – ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

Игра “Кто быстрее и без ошибок?”

с…реневый
з…леный
з…лотой
л…монный
л…ловый
с…ребряный
ж…лтый
г…лубой

Вывод: Если у вас бывают ошибки, вспомните Карлсона, который живет на крыше. Он сказал быв: “Ошибки – дело житейское”. Значит надо тренироваться. Страна русского языка ждет вас. И с удовольствием вам поможет.

11.

– Давайте составим букет из весенних цветов. Какие цветы вы знаете? (Ландыш, одуванчик, подснежник, колокольчик…)
Букет необычный. Букет стихов о цветах.
Слушаем стихи:

  1. Паводком бурным,
    Распутицей вешней
    Мчится апрель по набухшей земле.
    Он разбудил под сугробом подснежник –
    Синюю песню на тонком стебле.
  1. Колокольчики мои,
                        цветики степные!
    Что глядите на меня
                        темно-голубые?
    И о чем звените вы
    В день весенний мая,
    Средь некошеной травы
    Головой кивая.
  1. Одуванчик стал седым,
    Голова его как дым.
    Старый – старый одуванчик
    Был когда-то молодым.
    Был на солнышко похож,
    Был и ветел, и пригож.
    И репей к нему цеплялся:
    Быстро вырос одуванчик –
    Он давно уже не мальчик.
    Ветер по лесу разнёс
    Седину его волос.
    Над репьем летят сединки,
    Волосинки-паутинки,
    Паутинки-зернышки –
    Завтрашние солнышки.

И главная роль принадлежит именам прилагательным. Имена прилагательные чаще всего выступают в художественном произведении в роли ЭПИТЕТОВ:

Определяю я предмет,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность, подчеркивает индивидуальный признак предмета, явления.