Уровневая дифференциация - путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству

Разделы: Русский язык


В последние годы школа обратилась к разным технологиям в обучении. Это вызвано тем, что изменилось время, ученик. Приглашая учащихся в новую систему отношение, в которой адаптируем его к школьной деятельности, базирующейся на таких ценностях, как эмоциональное благополучие, умение учиться и сотрудничать в учебной деятельности с одноклассниками и педагогами, учитель должен доверять ученику и уважать его как личность.

Я работаю по технологии уровневая дифференциация на уроках русского языка. Ставлю цели: во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки; во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению по предмету; в-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя.

Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса.

На уроки русского языка приходят дети с разными видами одаренности. Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении. К сожалению, в школьных учебниках по русскому языку крайне мало упражнений с дифференцированной по степени трудности системой заданий. Есть задания репродуктивного уровня (в основном однотипные), заданий вариативного уровня очень мало. При подготовке уроков по данной технологии важную роль играет временной фактор, т.к. учитель не только продумывает каждый этап урока, но и подбирает материал. Поэтому на подготовку одного урока уходит много времени.

По русскому языку за курс 8 класса мною разработаны уроки по уровневой дифференциации. Постараюсь подробно рассказать, как проходил урок по теме “Определение”.

Цели урока:

1) совершенствовать умение находить в тексте, предложениях, словосочетаниях согласованные и несогласованные определения;

2) развивать умения употреблять определения в устной и письменной речи;

3) развивать навык исследования, работы с использованием разных форм контроля и оценки.

Начинаю урок по данной технологии с заданий минимального уровня, которые ориентированы на достижение обязательного уровня подготовки по русскому языку. На этом этапе урока работаем с текстом. Часто обращаюсь к сборнику стихотворений И.С. Никитина.

Тема: Определение

Цели:

  1. Совершенствовать умение находить в тексте, предложениях, словосочетаниях согласованные и несогласованные определения.
  2. Развивать умение употреблять определения в устной и письменной речи.
  3. Развивать навык исследования, работы с использованием различных форм контроля и оценки.

I уровень

1. Прочитайте текст стихотворения, запишите его. Выпишите слова с подчеркнутыми орфограммами и графически их объясните, сгруппируйте орфограммы по следующему порядку: 1) чередованием гласных в корне; 2) приставки на з-с; 3) безударная гласная в корне проверяемая ударением; 4) безударная гласная в окончании прилагательного.

I гр. Над светлым озером пурпуровой зари
Вечерний пламень потухает.

II гр. На берегу огни разводят косари,
И беззаботно собирает
Рыбак близ камыша сеть мокрую в челнок.

III гр. Уснули в сумраке равнины,
И только изредка прохладный ветерок
Пошевелит листы осины.

а) Объясните значения слов в данном тексте: пурпуровой, косари, челнок.

Обратитесь к словарным статьям.

  1. Пурпурный, -ая, -ое, и пурпуровой, -ая, -ое.
    Цвета пурпура, ярко-красный.
  2. Косарь, -я, -м. Тот, кто косит траву, злаки
  3. Челнок, -а, -м. То же, что челн. Челн, челна, мн. Челны, -ов, -м.

Выдолбленная из дерева лодка.

б) Подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы (работа по группам). Дайте краткую характеристику предложениям.

в) Выпишите словосочетания прилаг. +сущ., подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

- Как вы подчеркнули зависимые слова в словосочетаниях?

- Какие эти определения по способу выражения (согласованные или несогласованные)?

2. Вспомните изученное правило об определении

Работа по группам (учебник § 175)

III гр. Какой второстепенный член предложения называется определением? Приведите примеры.

II гр. Используя данную схему, расскажите о согласованных определениях.

Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом и выражаются:

- прилагательными

- числительными

- местоимениями

- причастиями

Согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже.

I гр. Используя данную схему, расскажите о несогласованных определениях.

Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова и выражаются:

- существительными с предлогами и без предлога

- сравнительной степенью прилагательного

- инфинитивом

- наречием.

II уровень

1. Подберите к словосочетаниям синонимичные и произведите их разбор по образцу. Укажите сначала согласованные определения, затем – несогласованные.

Проект города – городской проект

Силуэт мужчины, девушка из села, площадь у вокзала, чувство дружбы, брюки в полоску, день радости.

2. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, согласованные и несогласованные определения. Укажите, какими частями речи выражены определения.

    I гр. Дети наблюдали за летящим самолетом. Желание успеть преодолевало усталость.

    I I гр. Бери вторую лампу. Мужчины постарше собирались на охоту.

    I I I гр. Мы стояли на крутом берегу. Ребята катались в лодке с парусом.

3. Произведите разбор по членам предложения. Объясните пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, начертите схему предложения. Укажите способы выражения определений.

В глухих озерах в зар сших руч(?)ях уныло отражают(?)ся ств лы коряывх березок.

4. Дополнительное задание.

Произведите разбор по членам предложения.

Множество радостей дает нам природа: радость искать, радость открывать, радость любоват (?)ся пр красным.

Солнце еще (не) вошедшее в силу греет бережно и ласково.

III уровень

1. Опишите предмет (игрушку, сувенир, книгу и др.). Озаглавьте сочинение-миниатюру. Используйте в сочинении согласованные и несогласованные определения.

Эталон

  1. Чередование гласных в корне:
  2. Зари, собирают.

  3. Приставки на з-с:
  4. Беззаботно, разводят.

  5. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением:
  6. Косари – косит

  7. Безударная гласная в окончании прилагательного:

Сеть мокрую.

Тема: Второстепенные члены предложения.
Определение

Цели:

  1. Рассмотреть грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении.
  2. Дать понятие о согласованных и несогласованных определениях.
  3. Совершенствовать умение находить в тексте согласованные и несогласованнее определения в устной и письменной речи.
  4. Развивать навык исследования, работы с использованием различных форм контроля и оценки.

I уровень

1. Запишите словарные слова, проговаривая вслух, поставьте ударения и подчеркните безударные гласные.

Метро, автобус, трамвай, троллейбус, такси, метрополитен, памятник (кому?), кабала, каламбур (шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов), калорийный, канонада (сильная частая стрельба их многих орудий), карабкаться, катастрофа, когорта(1. Отряд войска, десятая часть легиона в Древнем Риме; 2. Перен. крепко сплоченная чем-нибудь группа людей).

2. Запишите текст. Подчеркните грамматические основы. Какие типы сказуемых использованы в тексте? Укажите.

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца, казалось, вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.., тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жили прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.

а) объясните графически подчеркнутые орфограммы. Сгруппируйте их.

б) начертите схему 1-го предложения.

II уровень

Объяснение нового материала.

1. Запишите предложения и определите виды второстепенных членов предложения по алгоритму. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом.

В лесу огонь пожара бураном размело.

2. Какие слова являются однозначными и многозначными?

Второстепенные члены предложения могут быть однозначными и многозначными.

а) Определите сколько значений имеют определения в предложениях:

Московский (какой?) пришел без опоздания.

Поезд (какой? Куда?) на Москву прибыл без опоздания.

б) определите сколько значений имеет второстепенный член предложения:

Русалка на ветвях сидит.

3. Одним из второстепенных членов предложения является определение.

Как бы вы сформулировали правило об этом члене предложения?

По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.

Рассмотрите схемы и расскажите и согласованных и несогласованных определениях.

Согласованные Несогласованные

Определения обычно стоят перед определяемым словом и выражаются:

- прилагательным

- числительным

- местоимением

- причастием

Согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже.

Определения стоят обычно после определяемого слова и выражаются:

- наречием

- инфинитивом

- сравнительно степенью прилагательного

- существительными с предлогом и без предлога.

а) Запишите предложения, подчеркните грамматические основы и определите по способу выражения определения (согласованные и несогласованные).

Барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр. Бери вторую лампу. Я не видел реки великолепнее Енисея. Бесконечна возможность познавать себя. Встреча с друзьями состоится в субботу.

4. Прочитайте словосочетания. Как вы подчеркнете зависимые слова в словосочетаниях (как определение, обстоятельство, дополнение)?

I гр. Старинный дом, дом из кирпича, дом для жилья, деревянный дом.

II гр. Бегло читать, читать в библиотеке, читать не торопясь, читать с интересом.

III гр. Вышивать салфетку, вышивать на полотне, вышивать для матери, вышивать шелком.

Укажите словосочетания, в которых падежный и смысловой вопросы к зависимому слову не совпадают.

5. Попытайтесь объяснить, что обозначает двойное подчеркивание зависимых слов в словосочетаниях:

Борьба за грамотность, ходьба по лесу, внимание к детям.

6. Подберите к словосочетаниям синонимичные и произведите их разбор по образцу:

Петербургские проспекты проспекты Петербурга

Скульптура из бронзы, надпись на память, дежурство по ночам, здание для библиотеки

Укажите сначала согласованные определения, затем несогласованные.

7. Произведите разбор по членам предложения. Объясните орфограммы.

Пес (?)ня о чудес (?)ных вечерах Подмосковья полюбилась всем.

III уровень

1. Измените описание девочки, не меняя его содержания: устраните однообразное повторение коротких однотипных предложений.

У окна стояла девочка. Эта девочка незнакомая. Ее глаза темно-карие. Они похожи на каштаны. Ресницы длинные. Брови похожи на крылья летящей птицы. Волосы заплетены в одну косу. В косе большой бант.

В получившемся описание подчеркните грамматические основы и определения, определите способ выражения определения (согласованные и несогласованные).

Ответ к задаче

Зависимые слова в словосочетаниях I группы являются определениями, потому что отвечают на смысловой вопрос – какой? Во I I группе зависимые слова – обстоятельства, так как отвечают на вопросы этого члена предложения. В I I I группе – дополнения, так как отвечают на вопросы косвенных падежей.

Эталон

1. Безударные гласные в окончании прилагательных:

Погожие летние денечки
Барабанно-звонкие голос
Крупными ягодами

2. Безударная гласная в окончании существительного:

На солнце (2 скл., П.П.)

3. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением:

Свистящей – свист

4. Непроизносимая согласная:

Грустность - грустить

Тема: Приложение

Цели:

1. Дать понятие о приложении.

2. Рассмотреть примеры, в которых приложения имеют разные значения.

3. Развивать умение находить приложения в предложениях, тексте, употреблять их в устной и письменной речи.

I уровень

1. Спишите текст стихотворения, объясните графически выделенные орфограммы.

Ни тучки, ни ветра, и поле молчит.
Горячее солнце и жжет и палит,
И, пылью покрытая, будто мертва,
Стоит неподвижно под зноем трава,
И слышится только в молчании дня
Веселых кузнечиков звон-трескотня.
Средь чистого поля конь-пахарь лежит;
На трупе коня ворон черный сидит,
Кровавый свой клюв поднимает порой
И каркает, будто вещун роковой.7

а) Начертите схему указанного предложения, подчеркните грамматические основы.

б) Разберите по членам предложения часть последнего предложения. Укажите способ выражения определения.

II уровень

1. Особым видом определения является приложение, выраженное существительным. Оно ставится в том же падеже, числе, что и определяемое слово.

  Значение приложения Примеры
1 Различные качества Чижа захлопнула злодейка – западня.
2 Национальность Кирилл Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя.
3 Возраст Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.
4 Профессия Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.
5 Названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений, организаций и т.д. – являются несогласованными. В журнале “Наука и жизнь” всегда найдешь интересные сведения. Я прочитал повесть “Капитанская дочка”.
6 Определяемое слово и приложение нередко сливаются в одно слово. Диван-кровать, кресло-качалка, вагон-ресторан, плащ-палатка, выставка-продажа.
7 Определяемое слово и приложение сливаются в один член предложения. Дефис не ставится. Господин писатель, капитан Иванов, товарищ капитан, красавец мужчина (красивый мужчина), старик отец (старый отец), гигант завод (гигантский завод), крошка сиротка (крошечная сиротка).

Но: завод-гигант, мужчина-красавец, отец-старик, сиротка-крошка.

а) Запишите предложения, найдите и подчеркните приложения.

По воздушной тонкой лесенке опустился и повис над окном – ненастья вестником – паучок-парашютист. В ущелье гор, пробив утес, текла речка – каменотес. Лето-припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме. Перепорхнет меж стволами деревьев неутомимый труженик – дятел.

Сущ. нариц. – сущ. нариц. (стоят в одной и том же падеже)

- от какой части речи зависит приложение? Чем оно выражено? В чем согласуется по форме с определяемым словом?

- В тексте стихотворения найдите приложения и подчеркните.

б) Сопоставьте примеры и сделайте вывод: в каком случае пишется дефис, если приложение или определяемое слово является именем собственным.

Река Ока

Красавица Нева

Тракторист Ваня

Город Астрахань

Царевич Иван

Ока-река

Нева-красавица

Ваня-тракторист

Астрахань-город

Иван-царевич

НО: матушка - Русь

матушка – Волга

матушка-Земля

Носят характер устойчивых сочетаний

2. Запишите предложения, вставляя недостающие буквы и знаки препинания. Определите, какое имя существительное – нарицательное или собственное – являются приложением.

Врач Петрова пришил… . Озеро Байкал сам… глубок… в мире. Экскурс… вод Бирюкова рассказал… об истории… создания картины В. Серова Девочка с персиками.

- В чем согласуются подлежащие и сказуемое?

3. Выделите и запишите словосочетания, в которых названия газет, книг и др. являются приложениями.

Читать “Литературную газету”, выписать журнал “Вокруг света”, рецензия на фильм “Бег”, отзыв о спектакле “Мудрец”, герои “Севастопольских рассказов”, персонажи пьесы “Ревизор”, изделие фабрики “Богатырь”, рабочие объединения “Радуга”.

- В каком падеже употребляются приложения?

III уровень

1. Использую данные пары слов, составьте предложения, в которых одно и то же слово бы в одном случае сказуемым, в другом – приложением.

Дети. Музыканты; спортсмен, школьник; студенты, геологи.

2. Расскажите о любимой книге, радио или телепередаче, используя приложения.