Сценарий литературно-музыкального вечера "Всего и надо, что вглядеться…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Играет музыка (Perry Wood «Heart»)

Учитель. Сегодня мы с вами снова собрались в нашей гостиной. Этот день прошел у всех по-разному. Предполагаю, что у многих он был очень насыщенным, хлопотным. Вы ворвались сюда, отягощенные нерешенными проблемами, обрадованные встречей с теми, кого давно не видели. Кто-то сегодня здесь первый раз и поражен тем, как преобразился кабинет.
Я вас прошу сейчас мысленно оставить эту бурю смешанных чувств, уравновеситься и погрузиться в себя. Сегодняшний вечер необычный и очень для меня волнителен. Мы сегодня будем не отдыхать и наслаждаться. Я надеюсь, что этот вечер заставит многих задуматься, и эти мысли не будут легкими и радостными, но если сегодняшняя встреча царапнет ваше сердце, – эта царапина во благо.

Играет музыка (Enya «A Day Without Rain»)

1 чтец. (Юрий Левитанский «Всего и надо, что вглядеться…»

Всего и надо, что вглядеться, – боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться,–
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.

Всего и надо, что вчитаться,– боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

Мне жаль не узнанной до времени строки.
И все ж строка – она со временем прочтется,
И перечтется много раз и ей зачтется,
И все, что было с ней, останется при ней.

Но вот глаза – они уходят навсегда,
Как некий мир, который так и не открыли,
Как некий Рим, который так и не отрыли,
И не отрыть уже, и в этом вся беда.

Но мне и вас немного жаль, мне жаль и вас,
За то, что суетно так жили, так спешили,
Что и не знаете, чего себя лишили,
И не узнаете, и в этом вся печаль.

А впрочем, я вам не судья. Я жил как все.
Вначале слово безраздельно мной владело.
А дело было после, после было дело,
И в этом дело все, и в этом вся печаль.

Мне тем и горек мой сегодняшний удел –
Покуда мнил себя судьей, в пророки метил,
Каких сокровищ под ногами не заметил,
Каких созвездий в небесах не разглядел!

Играет музыка (Enya  «Watermark»)

Учитель.Сегодняшняя наша встреча навеяна этим стихотворением Юрия Левитанского.
Кто мы, люди XXI века? А еще важнее, какие мы? Загруженные делами, вечно куда-то спешащие и чего-то не успевающие… Куда и чего? О чем мы думаем? К чему стремимся?
Времена не выбирают, и так случилось, что мы с вами живем в мире, который не развивает, а разрушает нас. На нас льется мощный поток литературного, музыкального, информационного попкорна, который ничего не дает ни уму, ни сердцу. Находя в этом потоке что-то более-менее стоящее, мы уже искренне считаем, что это настоящее искусство, не осознавая, что выбрали по пословице: «На безрыбье и рак – рыба».
Наши точки отсчета жизненных ценностей снижаются навязываемым гламурным образом жизни. «Не дай себе засохнуть!», «Оторвись!», «Все в восторге от тебя!» (почему? потому что у тебя здорово накрашены ресницы?!), «Ведь ты этого достойна!» (чего? губной помады?!). На нас кричат экраны телевизора, рекламные щиты, слоганы на общественном транспорте – да где только мы этого не видим и не слышим! И постепенно в нас формируется некий образ «состоявшегося» человека, стержнем которого становится кошелек, позволяющий приобретать квартиру, машину, отдыхать несколько раз в год за границей, модно одеваться, пользоваться фирменной косметикой, парфюмерией и так далее… О внутреннем наполнении ни слова, скорее наоборот. Жизнь людей, стремящихся соответствовать этому образу жизни, превращается в постоянную гонку, суету.
Душа, говорят, черствеет. Боюсь, что она отмирает, как незадействованный орган тела. Самое страшное, что этот процесс идет незаметно: мы вроде бы разговариваем друг с другом, дарим подарки на праздники, произносим слова сочувствия в несчастье, но при этом душа наша остается спокойной – мы равнодушны. Мы перестаем чувствовать даже себя.
Вспомните, кто читал роман Рэя Брэдбери «451? по Фаренгейту», главного героя – Монтэга. Жизнь его вполне благополучна и упорядочена. Но вот в нее врывается соседская девушка. Она живет не как все: читает книги, много размышляет, ей интересны окружающие ее люди, она задает Монтэгу такие вопросы, которые ему никто не задавал, – вопросы, которые заставляют его думать, слушать себя. На странный для него вопрос девушки, счастлив ли он, не размышляя, он отвечает «да», но, придя домой, вдруг остро чувствует: он не счастлив. Не то чтобы у него произошла какая-то беда – нет, просто жизнь его пуста, в ней нет ни счастья, ни несчастья; ни любви, ни разочарования – в ней вообще нет чувств! В мире, где живет Монтэг, они не востребованы.
В начале 80-х годов вышел в свет необычный фильм Годфри Реджио «Коянискацци». В фильме нет актеров, сюжета, сценария. Идея передается образами и звуком. Это взгляд на два различных мира: технологический и природный, взгляд на нашу жизнь. Человечество пришло в уравновешенный красивый земной мир, внеся в него сумятицу и разрушив гармонию. Нет гармонии и в душах людей. Они находятся в постоянном хаотичном движении за чем-то внешним; они осваивают земли, покоряют космос, но, будучи не в силах остановиться и задуматься, не осознают, что идут к гибели. На языке индейцев «коянискацци» значит «жизнь в ситуации нравственного беспорядка, несбалансированная жизнь».
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент этого фильма. Во время просмотра постарайтесь отвлечься от всего внешнего, погрузитесь в мир фильма, просто смотрите – смотрите так, как будто смотрите со стороны: из космоса на жизнь людей другой планеты. Какова эта планета и жизнь на ней? Вознеситесь немного над этим миром.

Фрагмент фильма «Коянискацци»

Учитель. Этот фильм на самом деле идет 1,5 часа, и, когда смотришь его целиком, к концу остается страшное ощущение непоправимой ошибки человечества в целом и острой жалости к отдельным людям, не осознавшим эту ошибку. Хочется что-то исправить, пусть не глобально, не в масштабах планеты, но ведь и одна человеческая душа – это тоже немало.

Играет музыка (И.С. Бах Соната №3)

2 чтец (Новелла Матвеева «Мне кажется…»)

Мне кажется порой, что умерли стихии –
Такие, как Земля, Огонь, Вода и Воздух.
А заменили их... какие-то другие –
Из приготовленных на беззаконных звёздах;

Что до сих пор трава, наш друг многовековый,
Напрасной зеленью сияла перед нами;
Что кто-то изобрёл закон природы новый,
Повелевающий расти ей – вверх корнями!

Что в джунгли отпустил шарманщик обезьянку,
Но джунглей больше нет; их царственное платье
Сорвали, вывернули, с криком, наизнанку!
Мне кажется, о них – век буду горевать я,

И плакать буду я – счастливцам на потеху
По истинным слезам и подлинному смеху.

1 ведущий.«Созданное людьми поработило и обезличило их», – писал Максим Горький. Изо дня в день живя в суете, мы не замечаем, как душу нашу засыпает пыль ничтожных повседневных мелочей и как сама душа начинает мельчать, и сквозь ее грубую оболочку не прорваться другой душе.

Играет музыка (Perry Wood «Heart»)

3 чтец. (Булат Окуджава «Песенка о моей душе»)

Что такое душа? Человечек задумчивый, 
всем наукам печальным и горьким обученный 
(видно, что-то не так в его долгой судьбе). 
Но – он сам по себе, а я – сам по себе. 

Он томится, он хочет со мной поделиться, 
очень важное слово готово пролиться – 
как пушинка, дрожит на печальной губе... 
Но – он сам по себе, а я сам по себе. 

Я своей доброты никогда не разбрасываю, 
я его никогда ни о чем не расспрашиваю. 
Каждый волен играть, что горазд, на трубе... 
Каждый сам по себе: я – себе, он – себе.

2 ведущий. «Скучная у меня жизнь, – говорил Лис Маленькому принцу. – Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом – смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… Пожалуйста… приручи меня!»

1 ведущий. «Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи».

2 ведущий. «Узнать можно только те вещи, которые ты приручишь, – сказал Лис. – У людей не хватает времени что-либо узнать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»

1 ведущий. «А что для этого надо делать?» – спросил Маленький принц.

2 ведущий

Всего и надо, что вглядеться, …
Всего и дела, что внимательно вглядеться,–
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.

4 чтец. (Марина Цветаева «Одна половинка окна растворилась»)

Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем – и ту половинку,
И ту половинку окна!

5 чтец. (Александр Кушнер «То, что мы зовем душой…»)

То, что мы зовем душой,
Что, как облако, воздушно
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно,
Или вдруг, как самолет,
Тоньше колющей булавки,
Корректирует с высот
Нашу жизнь, внося поправки;

То, что с птицей наравне
В синем воздухе мелькает,
Не сгорает на огне,
Под дождем не размокает,
Без чего нельзя вздохнуть,
Ни глупца простить в обиде;
То, что мы должны вернуть,
Умирая, в лучшем виде,–

Это, верно, то и есть,
Для чего не жаль стараться,
Что и делает нам честь,
Если честно разобраться.
В самом деле хороша,
Бесконечно старомодна,
Тучка, ласточка, душа!
Я привязан, ты – свободна.

Демонстрация подготовленного учащимися видеоклипа в сопровождении песни Татьяны и Сергея Никитиных на слова Ю. Мориц «Путеводная звезда»

1 ведущий. «Бывает так, что на горизонте мелькнут журавли, слабый ветер донесет их жалобный крик, а через минуту, с какой жадностью ни вглядывайся в синюю даль, не увидишь ни точки, не услышишь ни звука, – так точно люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом…» (Антон Павлович Чехов)

2 ведущий. А ведь всего и надо было, что вглядеться, вслушаться, вчувствоваться…

Учащиеся исполняют песню группы «Мельница» «А если бы он…»

1 ведущий.«В мире слишком много людей, которым никто не помог пробудиться», – писал Антун де Сент-Экзюпери.

6 чтец. (Булат Окуджава «Музыкант играл на скрипке»)

Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
как способны эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь...
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?

Счастлив дом, где звуки скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежды... Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.

2 ведущий. Эта разбуженная душа разбудит своей любовью кого-то еще. Любовью скромной, тихой, непоказной.

В сопровождении сонета У. Шекспира «Люблю» на музыку М. Таривердиева идет демонстрация подготовленного учащимися видеоряда (Приложение 1)

7 чтец. (Максимилиан Волошин «В эту ночь я буду лампадой…»)

В эту ночь я буду лампадой
В нежных твоих руках...
Не разбей, не дыши, не падай
На каменных ступенях.

Неси меня осторожней
Сквозь мрак твоего дворца,–
Станут биться тревожней,
Глуше наши сердца...

В пещере твоих ладоней –
Маленький огонек –
Я буду пылать иконней...
Не ты ли меня зажег?

Выключить презентацию.
Звучит песня С. Никитина «За невлюбленными людьми» на слова Ю.Мориц

1 ведущий. Природа никогда не создает шума и суеты. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Блаженно покоятся царственные горы.

Играет музыка (Enya «Watermark»)

8 чтец. (Юрий Левитанский «Я люблю эти дни…»)

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,–
как в "Прощальной симфонии" – ближе к финалу – ты помнишь, у Гайдна –
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит – в лесу все просторней теперь – музыканты уходят –
партитура листвы обгорает строка за строкой –
гаснут свечи в оркестре одна за другой – музыканты уходят –
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой –
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества,–
все просторней, все глуше в осеннем лесу – музыканты уходят –
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача –
и последняя флейта замрет в тишине – музыканты уходят –
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

1 ведущий. Главное – не спешить. Суметь остановиться, всмотреться в окружающий мир, прислушаться к голосу своего сердца, заглянуть  в глаза близкого человека, почувствовать, что у него на душе, сказать ему доброе, нежное слово.

9 чтец. (Эдуард Асадов «Нежные слова»)

То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему дается!
Как ты ни толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси...
Это все, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!

И не очень это справедливо –
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать.
Может быть и все наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждет?

Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек – на то и человек!

И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!

Играет музыка (Enya «A Day Without Rain»)

Учитель. Человек на то и человек, чтобы уметь вырваться из рутины, остановиться, вдуматься, всмотреться, вслушаться в себя, в других, чтобы не обесценилось самое главное в нашей жизни.
Для этого «всего и надо, что вглядеться», вовремя сделать паузу. Об этом песня Андрея Макаревича, которой мы закончим сегодняшнюю встречу.

Звучит песня А. Макаревича «Давайте делать паузы в словах…» в исполнении всех присутствующих

На литературно-музыкальном вечере звучали стихи Э. Асадова, М. Волошина, А. Кушнера, Ю. Левитанского, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, С. Никитина, Б. Окуджавы, М. Цветаевой, У. Шекспира, музыка Perry Wood, Enya, И.С. Баха, А. Макаревича, группы «Мельница», С. Никитина, М. Таривердиева, отрывок из сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», демонстрировался фрагмент из фильма «Коянискацци».