Учимся писать письма. "Мы вспоминаем всякий раз тех, кто страну родную спас"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


«Мы вспоминаем всякий раз, тех, кто страну родную спас»

Цели:

  • Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; расширить исторические знания детей.
  • Познакомить с правилами и вежливыми формами переписки.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям разных профессий; чувства патриотизма, памяти к прошлому своего народа, чувства сострадания и доброты.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедиапроектором;
  • конверты с марками, карточки с письмом, карточки «Проверь себя»;
  • мультфильмы «Ну, погоди!», «Простоквашино».
  • видеоролик о войне;
  • аудиозапись «День Победы»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Значит, начался урок.
Прекратим шуметь мы в срок,
Сели все за парты дружно –
Нам теперь работать нужно.

2. Вводная беседа

Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и фермеры! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы – и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую одежду. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться. Есть профессии умственного и физического труда. Вот профессии:

секретарь
врач
рабочий
дворник

img1.gif (1971 bytes)

– Назовите профессии умственного и физического труда.

– У меня есть предметы. По ним угадайте профессию:

а) расческа, ножницы, зеркало, фен (дети: «Парикмахер»);
б) лекарство, шприц, фонендоскоп (дети: «Врач»).

– Мы хотим вам напомнить еще об одной профессии.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он…

(С. Маршак. «Почта»).

– Кто, ребята?

Дети: Почтальон.

(Входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте, дети!

Я лиманский почтальон,
Детям я давно знаком.
Много писем и газет,
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы
Доставляю всех их вам я.

(М. Лаписова)

(Вручает письмо учителю)

Почтальон: До свидания, ребята. Я спешу. У меня еще много писем. А кто-нибудь из вас писал письма? (Дети поднимают руки)

Учитель: У нас одна ученица написала письмо Деду Морозу и получилаответ. Без разрешения чужие письма читать неприлично.

(Учитель спрашивает разрешения ребенка и читает.)

Почтальон: В нашей стране утверждена Неделя письма в 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза проводится в октябре каждого года. А в этом году – в 35-й раз. Если вы научитесь писать письма, то предлагаю принять участие в этом конкурсе. До свидания, ребята.

(Почтальон уходит)

Учитель: Ребята, а как почтальон узнал, кому письмо предназначено? Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Дети: «Тот, кому его прислали».

3. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы научимся писать письма, поговорим о частях, из которых состоит письмо. Откроем тетради, запишем число, «классная работа».

4. Минутка чистописания

Дд

Доброму – добрая слава.

5. Словарная работа

Учитель: Письмо приходит к нам по адресу. Как называется человек, которому пришлют письмо, то есть получатель письма?

(Дети записывают слова, ставят ударения, выделяют место, в котором могут быть допущены ошибки).

Дети: Адресат.

Учитель: Запишите это слово. Как называется человек, который отправил письмо?

Дети: Отправитель.

Учитель: Как называется наше государство, куда должно придти письмо?

Дети: Россия.

Учитель: На почте все письма сортируются по цифрам на конверте. Они называются индекс. Запишем. А кому можно послать письма?

Дети: Маме, бабушке, другу, учителю.

Учитель: Президенту (запишем слово). А что можно написать в письме?

Дети: Поздравить кого-либо, узнать что-либо, рассказать что-либо, поделиться мыслями и чувствами.

Учитель: С чего вы начнете свое письмо? С приветствия. 21 ноября (в календаре) объявлен как Всемирный день приветствий. Они могут быть разными. Мужчины могут подать друг другу руки, снимают шляпы. Еврей скажет: «Мир вам», перс: «Будь весел», монгол: «Здоров ли ваш скот?», папуас: «Дай я тебя обнюхаю»; тибетцы снимали головной убор правой рукой, левую они закладывали за ухо и высовывали язык. Даже животные приветствуют друг друга. Собаки лают и виляют хвостом, а аисты трещат клювами. Поэтому любое общение надо начать с приветствия. В письме это «здравствуйте» и «привет». Давайте запишем эти слова в тетради: адресат, отправитель, Россия, индекс, здравствуйте, привет. К кому можно обратиться со словом «здравствуйте»?

Дети: К взрослым.

Учитель: А «привет»?

Дети: К одноклассникам и т.д.

Учитель: А как бы вы обратились к президенту? (Дети поднимают руки).

6. Знакомство с эпистолярным жанром

Учитель: Раз мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что оно относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма. (Эти слова – на доске)

7. Возникновение письма

Презентация о том, как возникло желание оставить сообщение кому-то. Знакомство с иероглифами, клинописью, греческим и славянским алфавитами.

8. Физкультминутка

9. Правила переписки:

Учитель: Давайте повторим правила переписки.

1. Письмо откроет только ___________________ (адресат).

Учитель: Может ли открыть кто-либо другой?

Дети: Нет.

Учитель: А надо ли ответить на полученное письмо?

2. Невежливо не ответить на полученное письмо.

Учитель: Каким почерком должно быть написано письмо? Это обязательно и почему?

Дети: Аккуратно. Иначе письмо не уйдет.

3. Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений.

Учитель: А помните эти правила?

10. Знакомство со структурой письма

Учитель: Я бы хотела прочитать вам выдержки из письма известного педагога Василия Александровича Сухомлинского сыну:

«Добрый день, дорогой сын! Женщина-мать – первый творец жизни. Не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, вложила в твое сердце первые понятия о добре и зле. Того, кто забывает мать, нельзя называть человеком. Она ежеминутно помнит о ребенке, постоянно переживает. Материнство делает женщину красивой и мудрой. Труд матери намного сложнее, чем твой. Оберегай ее здоровье, красоту, жизнь. Девушку нельзя оскорбить, причинить ей зло. Оскорбляя девушку, ты оскорбляешь свою мать и всех матерей. Твое отношение к женщине – это зеркало твоей души.
Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Крепко обнимаю и целую тебя. Твой отец».

Учитель: О чем это письмо? С чего начал свое письмо Василий Александрович Сухомлинский?

Дети: Со слов: «Добрый день, дорогой сын!».

Учитель: С обращения. Слово, которым называют того, к кому обратились, – обращение, оно всегда выделяется запятыми: «Здравствуй, сын!», «Привет, Люда!» Это начало письма.
Затем идет содержание того, о чем сообщают, спрашивают и т.д., как в сочинении и изложении «Основная часть». В третьей части – вопросы адресату, или благодарность, или просьба. А в четвертой части – прощание (подпись, дата и место написания).

На экране – письмо девочки из летнего лагеря:

«Дорогие папа и мама!

Получила ваше письмо.
Мне нравится очень в этом лагере. Здесь добрые воспитатели, хорошие мероприятия, питание великолепное.
А как вы живете? Как ваше здоровье?

До свидания. Ваша дочь Лена.

15 августа 2009 года, г. Сочи»

Письмо должно быть написано красиво и грамотно. На столе у вас лежит письмо одного школьника. Исправьте его ошибки.

(На экране)

Для второго класса –

«Привет, друк! У меня идут_ дила харашо.
Пишы, не забывай! Твой друк Раман» – 8 ошибок;

Для третьего класса –

«Здраствуй, дет! Как твае здаровье?
Я сегодня лижал на бирегу рики и загорал. Пишы мне! Твой внук Аликсей – 9 ошибок

11. Мультфильм «Простоквашино»

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как писали письмо герои мультфильма.

(Просмотр отрывка «Как Дядя Федор письмо писал»)

12. Бутылочное письмо

Учитель: Существовали очень древние способы отправления письма: голубиная почта и бутылочная почта. Как понять – бутылочное письмо? (В книге Т. Рик «Здравствуй, имя существительное» описаны бутылочные письма).

(Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»)

13. Отправка письма

Учитель: Давайте поговорим о том, как надо отправлять письма. Любые написанные письма надо сложить в конверт и обязательно написать адрес. В рассказе Антона Павловича Чехова девятилетний мальчик был отдан сапожнику. Ему было там очень плохо, и Ванька Жуков попросил забрать его домой. На конверте написал: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Дети: Надо на конверте написать адрес.

Учитель: Возьмем в руки конверт. Письма – это маленькие путешественники. Они едут на машине, в поезде, плывут на пароходе, летят в самолете. И, как каждому пассажиру, нужны «билеты» – каждый, кто посылает письмо, должен купить почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет назад. Давайте наклеим марку на конверт и заполним его для отправки письма. (Дети заполняют графы «от кого» и «кому»)

Учитель: 416410 Астраханская область, п. Лиман, ул.___________, д. ___ Молодцы! Давайте решим, кому отправим письмо. В 2010 году наша страна отмечает 65-летие Великой победы. Что вы знаете об этом празднике?

(Дети рассказывают о том, что знают о войне)

Учитель: Давайте посмотрим видеоролик о войне

(Демонстрация ролика)

Сейчас ветеранов ВОВ осталось очень мало. И только письма могли сохраниться и рассказать о том, что происходило на фронте, о чем думали наши солдаты. Они выглядели вот такими треугольниками, без конвертов. Эти весточки были желанными. Послушайте такое письмо.

(Учитель открывает и читает письмо военных лет)

От кого –
– Петрова Юрия
Военная часть:
85317 Сталинградская область
г. Астрахань, ул. Победы, Петровой Маше

Дорогая моя доченька Машенька!
Посылаю тебе василек … Представь себе – идет бой, кругом воронки, и здесь же растет цветок … И вдруг очередной взрыв. Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу. Но его бы затоптали.

Дорогая моя доченька Машенька! Я твой папа, буду биться с фашистами до последней капли крови, до последнего воздуха, чтобы фашисты не посту пили с тобой, так, как с этим цветком!

До свидания, моя любимая доченька! Целую тебя.

Твой папа.

Учитель: О тех, кто еще жив, наше государство заботится, предоставляет жилье, личный транспорт. Об этом вы слышали по телевизору. Ребята, мы позабыли про письмо почтальона. Интересно, от кого оно?

(Учитель читает)

Оно от общественной организации ветеранов «Совета ветеранов», которая заботится об участниках войны, тружениках тыла,

Дорогие ребята!

Мы, участники Великой Отечественной войны, хотим выразить вам благодарность за то, что вы, несмотря на юный возраст, в меру своих сил пытаетесь оказать нам посильную помощь – убрать мусор на придомовой территории, сказать «здравствуйте» и справиться о нашем здоровье, спросить, не нуждаемся ли мы, в чем-нибудь. На первый взгляд другим покажется это мелочью, но поверьте, нам очень дорого ваше внимание и что вы помните о нас ветеранах Великой Отечественной войны. Мы хотим, чтобы вы не знали войны, порабощения гитлеровскими фашистами и жили в свободной стране, а когда вырастите, то так же как и мы в своё время всегда будете готовы встать на защиту нашей любимой Родины. Будьте всегда такими чуткими и внимательными к старшему поколению.

Любите свою Родину и никому никогда не давайте её в обиду. Мы верим вам, и эта уверенность помогает нам спокойно жить и чувствовать вашу о нас заботу.

С уважением участники ВОВ:
Красовский Илья Иосифович ул. Советская, 90 «Б»;
Камардин Алексей Иванович ул. Героев, 192;
Кондратьев Михаил Яковлевич ул. Кочубея, 40

Учитель: Какие вы молодцы, что помогли ветеранам! По правилам письма невежливо не ответить. Я предлагаю написать туда письмо с просьбой дать адреса ветеранов для того, чтобы пообщаться в письме, поздравлять с праздниками. Им будет приятно, что о их подвигах знают даже такие маленькие россияне, как вы. Предлагаю подумать над текстом письма дома.

Учитель: Может у вас есть знакомые или родственники ветераны войны? (Ответы детей)

Учитель: О войне написано много рассказов и стихов. Послушайте стихотворение.

(Ученик читает стих)

Чтец:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!

(Роберт Рождественский)

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!

(Звучат удары метронома, затем песня «День Победы»)

Учитель: Давайте почтим память всех погибших вставанием.

«Мы вспомним в этот час,
тех, кто страну родную спас»

14. Итог урока

Учитель: С каким видом эпистолярного жанра мы познакомились? (С письмом). Какие правила составления письма вы узнали на уроке? Возьмите карточки «Проверь себя»:

(Чтение пословиц «Чистота письма – чистота души», «Красота письма – язык руки и изящество мысли»)

15. Рефлексия

Учитель: Понравилось ли вам наше занятие? Если да, то чем? (Ответы детей).

16. Вывод

Учитель: Запомните, дети: письма в жизни играют важную роль. Многим они помогли стать писателями.

17. Домашнее задание

Учитель: Напишите письма другу, президенту, ветерану Великой Отечественной войны. 2010 год в России объявлен Годом учителя. Предлагаю написать письмо и учителю. Представьте, что он заболел или уехал далеко. А как обратимся к взрослому человеку в письме? (Официально, «Здравствуйте») Выберите темы, которые вам по душе.

Приложение 1

Приложение 2