Россия – родина моя. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: продолжить изучение нашей родины; отработка умений, навыков работы с картой; воспитание любви, уважения и гордости за нашу страну.

Оборудование: физическая карта России, физические карты России без названий географических объектов, индивидуальные доски с маркером, фотографии  интересных  мест России, этимологические словари, фоновые экраны, материалы  из книги  Т. А Кудрявцевой «Я живу в России».

ХОД УРОКА

I. Работа над пройденным материалом

1. Составить из разрозненных букв слово на фоновых экранах.

Дети составляют слово РОССИЯ.

У. Сегодня мы с вами продолжим интересное путешествие по нашей необъятной  родине. Россия – страна большая, добрая  сильная  и очень красивая. Ведь страна – это не просто поле и лес, города и сёла, где живут люди. Это государство .

2. Работа с этимологическим словарём.

У. Найдите в этимологическом словаре это слово. Каково его происхождение, что обозначает?
Дети отвечают на вопросы.
У. Какие символы государства вы знаете?
Д. Флаг, гимн, герб.
У. Что означает белый цвет флага?
Д. Благородство.
У. Синий?
Д. Честность.
У. Красный?
Д. Смелость и великодушие.
У. Российский флаг – это символ доблести и чести народа. Когда поднимают государственный флаг, люди встают.
У. Кто изображён на гербе Российского государства?
Д. Русский святой Георгий  Победоносец, который побеждает врагов  Российского государства.
Работа с картой.
У. Россия самая большая страна на свете. Это морская держава. Через моря можно отправиться в другие страны.
Какие моря омывают территорию России?
Дети показывают моря у доски.
У. Никакая, даже самая сильная птица не смогла бы быстро облететь  морские границы. Это заняло бы по времени 4 месяца.
Вдоль сухопутной границы пришлось бы лететь 2 месяца. Покажите границы  Российской Федерации,  и с какими  странами  граничит наша страна.
У. Какие полуострова вы сможете показать, которые располагаются на территории России?
Дети работают с картами учебника,  потом показывают на физической карте у доски.
У. Покажите острова.
Дети показывают на физической карте.

II. Блиц-опрос. Фронтальная работа на досках с маркерами

У. Россия – это речной и озёрный край. Недаром на карте России так много  голубого цвета – цвета воды. На языке нивхов эту реку называют «Велика», с монгольского языка название переводится как «Чёрная река».Что это за река и почему её так называют?
Д. Амур. В непогоду  Амур  чёрный, волны  бьются о берега. 
У. Какая речная сеть является  самой длинной?   
Д. Обь и Иртыш. Слово Обь на языке коми означает «бабушка».
У. Какая река самая длинная?
Д. Лена.
У. Какое озеро самое глубокое в мире?
Д. Байкал.
У. Почему Байкал называют гордостью  России?
Д. Вода в море чистая и прозрачная.
У. Знаете, как  говорят сибиряки? «Кто Байкала не видал, тот  в  Сибири не бывал!» Какая река вытекает  из Байкала?
Д. Ангара.
У. Вот какая существует легенда. Полюбила красавица Ангара богатыря Енисея и побежала от отца вслед за богатырём. В ярости отец  Байкал бросил вслед непокорной дочери огромный камень, но  всё равно не смог её остановить. Скала- огромный  Шаманский  камень- навсегда  осталась в воде, и, Ангара, пенясь, вздыбливаясь,  огибает её со всех  сторон.
У. Какое озеро называют озеро-море?
Д. Каспийское.
У. Почему это море получило такое название?
Д. Здесь в глубокой древности жил народ  каспии.
У. Какое озеро называют матушкой, батюшкой?
Д. Ладога и Онега.
У. Про какую реку говорят, что у неё неукротимый  нрав и почему?
Д. Про Енисей,   она пробила горы Саяны.
У. Какую реку  называли «Светлая», «Священная», «Щедрая»?
Д. Волгу.
У. Где берёт своё начало Волга?
Д. На Валдае.
У. Куда впадает?
Д. В Каспийское море.
У. Давайте с вами вместе перенесёмся на берега  этой великой реки, послушаем песню  в  исполнении русской певицы Л. Зыкиной «Течёт  река Волга». Авторы М. Фрадкин, Л. Ошанин.

III. Просмотр видеозаписи  пейзажей  реки  Волги

У. Какие горы называют каменным поясом?
Д. Уральские. Они делят территориально  Россию на две части Западную и Восточную.
У. Какие горы самые высокие?
Д. Кавказкие.
У. Самая высокая точка.
Д.Эльбрус.

IV. Физкультминутка

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

V. Игра «Найди лишний географический объект»

Например: Ангара, Амур, Волга, Серебрянка, Ростов.
Ладога, Байкал, Чудское озеро ,Каспийское море, Белое море.
Ямал, Таймыр, Чукотка, Сахалин, Гыданский и т. п.

VI. Работа с новым материалом

Рассматриваются фотографии на проецированной доске.

У. Как вы думаете , что это такое? Это озеро Светлояр. Оно лежит в заволжских лесах. Старые люди говорят, что в определённое время  года можно слышать со дна озера колокольный звон  церкви древнего города Китежа. Самое интересное , что вода из озера Светлояр в чистом сосуде не портятся несколько месяцев.
Она не мутнеет, остаётся светлой и чистой.

У. Это фотографии Кунгурской ледяной пещеры в Уральских горах.
Вспомните, какие поделочные, драгоценные камни вы знаете добывают в горах?
Д. Малахит, изумруд.
– Посмотрите на эту фотографию. Это – диабаз. Диабазом вымощена главная площадь нашей  страны – Красная площадь.
У. Как вы думаете, что это, на каком полуострове находится? (На Камчатке)
– Ключевая сопка – одна из самых активных вулканов в мире. Он очень часто сердиться, извергает огонь, лаву и песок.

VII. Работа с картой

У детей карты без названий рек, морей, островов.

У. Найдите: Белое море, Курильские острова,  реку Амур, остров Сахалин, Кольский полуостров, Таймыр, реку Обь, Волгу.

VIII. Итоговая часть

У. Россияне – люди разных национальностей. У них разные обычаи, разные национальные костюмы, разные песни, и живут они дружно, как в дружной семье. И в нашем классе вместе живут ребята разных национальностей. Давайте попробуем поздороваться на разных языках.
Дети здороваются на украинском, белорусском, армянском, татарском языках.
– А теперь все вместе поздороваемся на русском языке.

IX. Письменная работа

На листках бумаги дети должны кратко ответить на вопросы:

1. Какая наша страна?
2. Что  я смогу сделать для своей Родины?
3. Свои стихи (если есть).

Дети выходят к доске и зачитывают свои мысли на фоне фотографий природы России (река Волга, река Енисей, озеро Байкал, деревянные  купола Кижей, долина гейзеров, Капова пещера  в Уральских горах, лотос на дальневосточном озере Ханка).

Стихи детей:

Россия – обширная наша страна,
Россия – великая наша страна.
Россия богата реками, морями
Ничего не жалеет для нас она.

Полина Ушерович.

Россией мы должны гордиться,
Россию мы должны хранить.
С Россией мы должны делиться,
Чтоб нам её всю сохранить.

Кириллова  Виктория.

Обширная  Россия
Великая страна.
Россия – Родина моя,
Её не покину я.

Сетдекова  Эльмира.

– Урок закончен.