Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Разделы: История и обществознание, Информатика, Внеклассная работа


Игра является активной формой обучения и воспитания. Она не только помогает приобретать, обобщать и углублять знания, но и придаёт им личностную, эмоциональную окраску, формирует коммуникативные навыки.

Игра «Наши соседи» относится к неролевой познавательной игре. Она проводится как внеклассное мероприятие и имеет форму соревнования нескольких команд. Задания основываются на краеведческом материале.

Мероприятие подготовлено с участием заведующей краеведческим отделом городской библиотеки Полевой В.

План и ход мероприятия

Цели: Расширить знания студентов об истории и культуре хакасов, способствовать формированию чувства уважения к народам, живущим в России.

Форма проведения: конкурс.

Оформление и оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, использованы программы Microsoft Rower Point, Microsoft Excel

  1. Визитная карточка Хакасии.
  2. Историческая страница.
  3. Проведение конкурсов:
    Первая таможня - «Историческая»
    Вторая таможня - «Этнографическая»
    Третья таможня - «Природные ресурсы»
    Четвёртая таможня - «Водоёмы Хакасии»
    Пятая таможня - «Растительный и животный мир Хакасии»
  4. Подведение итогов игры.

Визитная карточка

1. Ведущий: Вы хотите бросить к ногам любимой – цветной ковер лугов и полей? А может, вы хотите поднять ее до заоблачных вершин гор? Или хотите, чтобы ее ноги ласкала кристально чистая вода горного ручья? Не надо искать по белу свету места, где можно это встретить по отдельности! Именно все эти дары сразу можно найти в одном благодатном краю - сказочной Хакасии (слайд 1).

2. Ведущий: Хакасия находится в центральной части Азиатского континента, в левобережной части бассейна Енисея. На сравнительно небольшой территории - 61,9 тыс. кв. км. - представлены уникальные природно-ландшафтные комплексы (слайд 2).

Никого не оставляют равнодушными бескрайние степи. Порой можно услышать, что степь - скучна. Это не так. Степь – дышащая, пахнущая, цветущая. Легкий ветерок прикасается к цветам, чистый воздух наполнен ароматом трав (слайд 3).

1. Ведущий: Две трети территории Хакасии занято горами. В западной части республики пролегает Кузнецкий Алатау. Южную часть обрамляет Западный Саян (слайд 4).

В хакасской степи разбросано довольно много соленых озер. Они имеют лечебное значение. На их берегах расположены курорты и зоны отдыха (слайды 5,6).

Главная река республики – Абакан. Она берет свое начало в горах Кузнецкого Алатау и имеет протяженность 514 километров (слайд 7).

2. Ведущий: По названию реки получил свое имя главный город солнечной Хакасии – Абакан. Это политико-административный и культурный центр, важнейший транспортный узел республики. Всегда уютно зеленый летом, аккуратно прибранный зимой, он привлекает оригинальными зданиями (слайд 8,9).

На территории Хакассии действует крупнейший в России Саяно-Шушенский энергетический комплекс. Сейчас на ГЭС идут восстановительные работы, связанные с устранением крупнейшей аварии летом 2009 года (слайд 10).

1. Ведущий: Богат животный и растительный мир Хакасии. Отмечено 76 видов млекопитающих и 1526 видов растений (слайд 11). Особенно выделяется яркий, манящий огонек. Это жарок – цветок неброской красоты, один из символов Хакасии (слайд 12).

Территория Хакасии по праву считается археологической Меккой. Здесь насчитывается около 30 тыс. памятников истории от эпохи древнего камня до эпохи Средневековья (слайд 13, 14).

Хакасский народ бережет свои национальные традиции и развивает современную культуру и образование (слайды 15, 16).

Историческая страница

3. Ведущий: К середине 17 века русские казаки закрепились на Среднем Енисее. Были основаны остроги: Красноярский (1628), Караульный (1643), но присоединение к Русскому государству территорий, лежащих выше по течению Енисея, затянулось до начала 18 века.

В первой половине 18 века хакасы фактически входили в состав державы монгольских алтын-ханов. Зависимость хакасов сводилась к уплате рядовым населением дани: с них собирали скот, пушнину. Во второй половине 18 века хакасы попадают в зависимость от еще более могущественной феодальной монгольской державы – Джунгарии. Таким образом, хакасы платили дань сразу двум государствам. Особенно тяжело сказывались на жизни хакасов периодические нашествия монгольских и джунгарских феодалов.

В начале 17 века часть хакасских племен признала русское подданство. Но по вопросу добровольного присоединения к России среди хакасов не было единодушия. Одни высказывались за, другие – против. Так князья из правящего рода кыргызов устраивали набеги на русские остроги: Томский, Енисейский, Кузнецкий, Красноярский. В 18 веке царская власть еще не располагала в Сибири достаточными военными силами для пресечения этих набегов. Только в 1706 году Петр I подписал указ о сооружении острога на «кыргызской земле» (слайд 17).

4. Ведущий: 4 августа 1707 года 975 казаков начали закладку, на месте старого села Краснотуранск, острога, который по указу царя Петра должен был построен в устье реки Абакан. Поэтому острог назвали, как намечалось Абаканским. Строительство продолжалось 15 дней. Старший по строительству сын боярский Илья Цуцурин так описывает вид острога: « А тому острогу длина 50 сажень, ширина 33 сажени, вышина 2 сажени печатных. По углам сделаны 4 башни. Пятая башня проезжая большая в степь с верхними и нижними боями, да к реке Енисею ворота створчатые. Все крыто тесом.

А в нем часовня, государев двор 2 избы, изба ссудная с сенями, 3 амбара: хлебный да соболиной казны и зеленый (пороховой). Под ним погреб трех сажень, 20 войсковых изб …

Около того острогу ров … За рвом сделаны круг острога двойные надолбы» (слайды 18,19).

На каждой из угловых башен была установлена пушка. На личном вооружении казаки имели пищали, сабли, бердыши и т.д. (слайд 20).

Во время строительства И. Цицурин пригласил хакасов для переговоров о вхождении их в состав России. Прибыло 20 князей и старейшин. Они дали клятву о принятии русского подданства.

Строительством Абаканского острога завершился длительный процесс присоединения Южной Сибири к России.

Государственными символами современной республики Хакасия являются герб и флаг. На гербе изображен снежный барс и солярный знак. Флаг представляет собой триколор с вертикальной полосой зеленого цвета с изображением солярного знака (слайд 21).

Проведение конкурсов

Преподаватель: Я предлагаю отправиться в гости к нашим соседям. Садимся в автобус - маршрут 120 и едем. На пути нам будут встречаться несколько таможенных служб, условия прохождения таможни будут объявлены. Вам предлагается разделиться на группы.

Итак, 1-я таможня называется «Историческая» (слайд 22). Перейдите на Задание1. Перед Вами десять вопросов и набор ответов к ним. За пять минут Вы должны подобрать к вопросам соответствующие ответы. В таблице проставить соответствующие номера ответа к данному вопросу (номера ответов набирают без знаков препинания). Максимальная сумма баллов – 10.

1.   В каком году произошло присоединение Хакасии к России?

1707 году

2.  В каком году Хакасская автономная область была преобразована в республику?

1992 году

3.  Какова общая численность населения республики?

Более 500 тысяч человек

4.  Назовите административные районы республики Хакасия.

Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский.

5.   Какие города республики Вы знаете?

Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск

6. Назовите крупные промышленные комплексы Хакасии.

Саяно-Шушенская ГЭС, Саяногорский алюминиевый завод, «Саянмрамор», «Молибден», «Абаканвагонмаш», «Хакасуглепром».

7.  Назовите известных Вам деятелей науки и искусства, представителей Хакасии.

Народный сказитель - С. Кадышев, доктора исторических наук -Л.Р. Кызласов и Я.И. Сунчугашев, писатели - Н. Доможаков, М.Кильчичаков, композитор - Г. Челбораков, художник - В, В.Бутанаев.

8.  Какие театры существуют в Хакасии?

Республиканский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Хакасский национальный театр драмы им. А. Топанова, Республиканский театр кукол «Сказка», Усть-Абаканский народный театр.

9.  Назовите высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Хакасии.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Хакасский технический институт.

10. Назовите автора книги «Солёное озеро», в которой ярко описан образ «чоновца» Аркадия Голикова (Гайдара). События этой книги происходили вХакасии в период гражданской войны.

Солоухин В.А.

Первую таможню Вы прошли. На пути 2-я таможня - «Этнографическая».

Самобытна и богата культура хакасского народа. Много легенд и преданий, песен создал этот народ. Вы видите набор слов (слайд 23). Я читаю текст, во время чтения делаю паузу и Вы по смыслу должны догадаться, какое слово или слова нужно вставить в текст и сказать их. Оценивается скорость и правильность ответа. За каждый ответ присуждается 1 балл.

ТЕКСТ

«Хакасские селения назывались аилами. Аилы располагались на значительном расстоянии друг от друга. Посреди каждого двора стояла ЮРТА - летнее жилище. Рядом с ней окнами в южную сторону ставился дом - зимнее жилище. Вокруг юрты с западной стороны строились тёплые скотные дворы, рядом с ними АМБАРЫ и САРАИ, и другие постройки, а по восточной стороне открытые загоны.

Одежда хакасов была самобытной. Шили её сами из шкур домашних ЖИВОТНЫХ' и из материала фабричного производства. Зимой верхней одеждой была меховая ШУБА. Летнюю верхнюю одежду шили из СУКНА. Покрой детской одежды, не отличался от одежды взрослых. Головным убором у женщин была круглая ШАПКА с околышем и платок. Зимой вместе с шапкой надевали ШАЛЬ или другой платок. Замужние женщины носили две КОСЫ, а девушки КОСИЧКИ. Женскими украшениями были СЕРЬГИ, БРАСЛЕТЫ, ПЕРСТНИ, КОЛЬЦА. Девушки подвешивали к косичкам украшения из бисера, монет, кости, носили БУСЫ.

Пища хакасов состояла главным образом из молочных ПРОДУКТОВ, печёного ХЛЕБА и мяса. Повседневным напитком для всех был АЙРАН - кислое молоко.

Массовым увлечением мужчин был народный СПОРТ. Наиболее распространёнными его видами являлись БОРЬБА, СКАЧКИ, СТРЕЛЬБА из ЛУКА.

Особое внимание привлекают вещи расшитые цветными нитками. Женщины украшали вышивкой РУКАВИЦЫ, табачные КИСЕТЫ, рубашки и платья.

Богат хакасский ФОЛЬКЛОР: героические сказания, сказки, легенды и предания, пословицы и поговорки.

Вот мы миновали вторую таможню, нас ждёт 3-я - «Природные ресурсы Хакасии».

На территории Хакасии находятся месторождения различных руд, золота, каменного угля и других полезных ископаемых. Послушайте условия прохождения третьей таможни.

Вы видите карту Хакасии (слайд 24). На ней отмечены месторождения полезных ископаемых. В течение 1 минуты Вы изучаете и запоминаете расположение знаков, а потом переходите на Задание 3 и за 3-5 минут перемешаете нажатой левой кнопкой мышки обозначения месторождений на свои карты. За правильный ответ -10 баллов.

Четвёртая таможня - «Водоёмы Хакасии».

Самая крупная река Енисей, которая является как бы границей между Хакасией и Минусинским районом. Второй по величине является река Абакан. Богата Хакасия и целебными озерами (слайд 25)..Перейдите на Задание 5. Перед вами набор букв, из которых Вы должны составить названия наиболее известных озер. Названия озер запишите в таблицу (Шира, Беле, Ханкуль). Оценивается скорость и точность ответа.

Мы приближаемся к последней таможне. Она называется «Растительный и животный мир Хакасии» (слайд 26).

Каждой команде будут заданы вопросы, в течение 10 секунд Вы должны дать ответ на вопрос.

1.   Какие растения можно узнать в полной темноте? По каким признакам?

/Крапива, шиповник, малина - по колючкам; мята, смородина -по запаху; берёза - гладкий ствол./

2.  Зимой и летом - одним цветом, не только ель, но и немалое число других растений.

Назовите такие растения.

/Комнатные растения, в лесу брусника, мхи, в реке водоросли./

3.  Живое существо, водится в наших лесах. Размером не велико, но опаснее медведя. Кто это?

/Клещ/

4.  Какое дерево производит кислород зимой?

/Ель/

5.  Ягоды обычно собирают летом, а эти можно собирать ранней весной,когда снег сойдёт.

/Клюква, брусника/

6.  Назовите птиц, которые в основном только летают?

/Стрижи, ласточка/

7.  Какие звери могут летать?

/Белка-летяга, летучая мышь/

8.  Кто из птиц хорошо прыгает, а ходить не умеет?

/Воробей, синица, сорока/

Вот мы и побывали в гостях у наших соседей. Теперь надо пригласить их в гости к нам. За 3 минуты сочините приглашение в наш город.

Заканчивается мероприятие подведением и сообщением итогов.

Заключение

Проведение игры «Наши соседи» способствует знакомству студентов, проживающих в разных районах юга Красноярского края, с историей и культурой хакасского народа. Это важно для формирования чувства уважения к людям другой национальности. А это, в свою очередь, способствует установлению талейрантных отношений среди студентов.

Приложение 1

Литература

  1. Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярская общественная организация «Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998.
  2. Кышпанаков В.А., Кустов Ю.И. Экономическая и социальная география Хакасии. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1994.
  3. Бутанаев В.А. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан, 1996.
  4. Солоухин В.А. Солёное озеро. - Москва, 1994.