Научная организация учащихся "Мир моих профессий, мир моих увлечений"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


1 слайд. Приложение. Научное общество учащихся начальных классов, вокруг изображения совы.

- Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции.

2 слайд. Приложение. Тема конференции: "Мир профессий, мир моих мечтаний".

- На конференции присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Среди гостей вы видите наших первоклассников, которые продолжат работу научного общества, начатую выпускниками начальной школы.

Наверняка каждый из вас мечтает о том, какую профессию он выберет для себя в будущем. На нашем занятии мы примерим на себя часть из существующих сфер деятельности. Мы будем говорить не о распространённых профессиях, которые вы знаете, а тех сложных профессиях и о тех людях, которые выбрали этот тернистый путь.

Ведь, "чтобы пройти путь в десять тысяч лье - надо сделать первый шаг" - гласит китайская мудрость. Ребята, давайте найдём в словаре научных терминов значение этого слова.

3 слайд. Приложение. "Лье - это старинная французская мера длины, равная приблизительно 4, 5 км".

Вот этот шаг мы с вами и сделаем. Мы будем говорить о профессиях, которые прославили нашу прекрасную Родину на весь мир. И говоря об этих профессиях, мы не можем ни вспомнить людей, которые столько сделали для процветания России. Это российские Нобелевские лауреаты.

4 слайд. Приложение. Девиз нашей конференции: "Самое главное научить человека мыслить", как сказал Б.Брехт.

Мы с вами много говорили на занятиях о Нобеле и Нобелевских премиях. Что же вы запомнили из того, о чём мы с вами говорили?

5 слайд. Приложение. Нобель и его премия (медали и диплом).

(Выступления членов научного общества начальных классов.)

(3 ученика рассказывают о Нобеле и Нобелевских премиях.)

- Спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы столько помните о Нобеле. Я надеюсь, первоклассники запомнили, кто же такой Нобель и смогут нам рассказать.

А теперь давайте посмотрим на список российских Нобелевских лауреатов, получивших премии за открытия и изобретения, за выдающиеся произведения в области литературы, за укрепление мира на нашей хрупкой планете.

6 слайд. Приложение. Список Российских Нобелевских лауреатов.

-Я уверена, когда вы вырастите, то совершите новые открытия и изобретения в области химии, физики, медицины, литературы и других сфер деятельности.

- А кто же такие учёные? Давайте найдём определение в толковом словаре С.И.Ожегова. Прошу вас, кто нам прочитает? А первоклассники послушают своих старших товарищей.

7 слайд. Приложение. (Учёный - много знающий, образованный специалист в какой-нибудь области науки.)

- Ребята, так как мы собрались на конференцию, я предлагаю вам провести её в форме дискуссии, а что такое дискуссия мы найдём с вами в списке научных терминов.

8 слайд. Приложение. (Дискуссия - это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании).

Мы разделимся на три группы. Чтобы узнать в качестве кого вы присутствуете на конференции, вам нужно взять со стола конверты и из букв, которые лежат в них, собрать слова. Специальный конверт есть для наших первоклассников, возьмите его и выставите на доске это слово и прочитайте.

- Пожалуйста, прошу по одному представителю от группы. Возьмите конверты и соберите слова. (Собирают слова на время - песочные часы.)

- Итак, какие слова вы собрали?

  • Первая группа: (соискатели)
  • Вторая группа :(оппоненты)
  • Третья группа : (слушатели)

9 слайд. Приложение. Соискатели, оппоненты и слушатели. Сейчас будет ваше первое маленькое открытие. Найдите в словаре обозначения этих слов и прочитайте нам. (Каждая группа ищет своё слово.) Для первоклассников я сама нашла в словаре значение слова, вам нужно будет только его прочитать. Пожалуйста, мы вас слушаем. ( Слушатель - тот, кто слушает кого-нибудь или что-нибудь.)

- А теперь мы послушаем наших соискателей. Оппоненты будьте готовы задавать вопросы нашим соискателям.

- Кто первый готов из соискателей выступить перед аудиторией? - Слово предоставляется физику.

Каждый школьник знаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь. За последние 400 лет люди освоили географию и недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, позволившие ему летать и передвигаться по земле с огромной скоростью, общаться с жителями других континентов, не выходя из собственной квартиры. Он освоил источники энергии. Эти достижения - плоды научного подхода к познанию природы. Научный дух зародился в Древней Греции.

10 слайд. Приложение. Изображение Древней Греции.

Именно "древнегреческому чуду" люди обязаны зарождением физики - науки, преобразовавшей жизнь человека. Учёный изучает природу не потому, что это полезно: он изучает её потому, что она прекрасна, она доставляет ему удовольствие.

11 слайд. Приложение. Посмотрите на список российских учёных получивших Нобелевские премии, это наша гордость. Я хочу, чтобы и мной тоже гордились, поэтому мне бы хотелось посвятить свою жизнь изучению физики и всему, что с ней связано. Я приготовил для вас небольшое открытие, которое заинтересовало меня, и думаю, заинтересует вас.

Наша жизнь невозможна без электричества. Мы не можем сейчас обойтись без холодильника, телевизора, микроволновой печи, компьютера. Электрический ток получают на современных электростанциях. Это гигантские предприятия. А я могу получить ток сейчас в нашей аудитории с помощью приборов. Чтобы объяснить, почему загорается лампочка, нам нужно изучать физику - науку о природе. И через несколько лет я смогу вам объяснить, почему появляется электрический ток в проводниках.

(Показывает опыт.)

- Оппоненты, у вас есть вопросы к первому соискателю?

Оппонент: - У нас нет к нему вопросов, потому что он очень интересно рассказал об этой профессии и показал замечательный опыт. Ты нас очень заинтересовал, возможно, и мы изберём эту профессию.

Первоклассник: - Мне тоже было интересно посмотреть опыт об электричестве. Я обязательно почитаю сам в энциклопедии об этом.

- Спасибо. Кто следующий из докладчиков хотел бы нам рассказать о своей профессии?

(Выходит медик.)

12 слайд. Приложение. Изображение медиков.

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Мы редко радуемся встрече с врачом, ведь чаще всего нас приводят к нему болезни. А приходило ли вам когда-нибудь в голову, что много тысяч лет назад не было привычного доктора в белом халате? Не было термометров и горчичников, не было вкусных витаминов и "болючих" уколов, и, конечно, никто ещё не придумал жевательную резинку "Орбит", чтобы спасать наши зубы от кариеса. Но именно тогда, в те далёкие времена начала зарождаться медицина. Ведь человек был не только слаб, но и умён, и наблюдателен. Кто знает, сколько прошло времени, пока человек понял, что занозы нужно удалять, а раны промывать, что к простуженной спине полезно приложить нагретый камень, а ушибленную ногу лучше опустить в холодный ручей. Всё это были маленькие и робкие победы в борьбе за здоровье.

Когда я вырасту, я хочу стать врачом. Ведь это так замечательно - помогать людям. Наши учёные много сделали для того, чтобы люди дольше жили, меньше болели. Разве 50 лет тому назад можно было поверить, что люди могут жить с искусственным сердцем, почками? Конечно, нет! А я, когда вырасту, то хочу участвовать в создании лекарств от всех болезней. И я думаю, что это осуществимо. Ведь мы живём в ХХI веке и всё в наших руках. Главное для меня это учиться и верить в свою мечту!

- Спасибо, уважаемый соискатель. Оппоненты, какие у вас есть вопросы?

Оппонент: - Мне бы хотелось узнать о наших учёных медиках Нобелевских лауреатах.

- Разрешите мне дополнить моего коллегу. (Выступление оппонента от медиков.)

13 слайд. Приложение. Это Павлов Иван Петрович - физиолог и Мечников Илья Ильич - биолог, они в разное время были удостоены Нобелевской премии.

Уважаемые оппоненты нам хотелось бы с вами провести практическую работу, чтобы показать значимость учёных в области медицины. На столе у вас лежат карточки с вопросами, на которые вы должны ответить. Организм человека - сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, вы узнаете, когда соберёте пазлы. Ваша задача - выбрать фрагмент с правильным ответом. У оппонентов конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне цифры от 1 до 6, карточка с вопросами. К доске выходит один представитель группы с "частью мозга", на которой стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и правильный ответ, прикладывая деталь пазла на место, отмеченное цифрой на схеме.

А с нашими малышами-первоклассниками мы хотим поиграть в игру-кричалку "Полезно-вредно".

Я начинаю говорить, а вы продолжаете, если правильно, говорите слово полезно, если неправильно - вредно. Договорились.

- Читать лёжа: (вредно)

- Смотреть на яркий свет: (вредно)

- Промывать глаза по утрам: (полезно)

- Смотреть близко телевизор: (вредно)

- Оберегать глаза от удара: (полезно)

- Употреблять в пищу морковь, петрушку: (полезно)

- Тереть глаза грязными руками: (вредно)

- Заниматься физкультурой (полезно)

- Молодцы, ребята!

Вопросы к нашим уважаемым учёным-медикам?

Оппоненты: - Нам бы хотелось услышать вывод из вашего выступления и практической работы?

Соискатель: - Вывод у нас один. Именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма. Мы хотим пожелать всем присутствующим здоровья!

14 слайд. Приложение. Слова: "В здоровом теле - здоровый дух".

- А теперь, ребята, я предлагаю окунуться в область химии. Пожалуйста, кто готов выступить.

15 слайд. Приложение. Рисунок химиков. (Выступление химика).

Самое интересное в окружающем мире - это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох - и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох - и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые явления мы можем наблюдать непосредственно, например образование льда, реакцию сгорания автомобильного топлива.

Вам интересно об этом узнать? И мне тоже. Поэтому для себя я избрал профессию химика. Я хочу участвовать в создании новых искусственных веществ, из которых будут получать новые химические продукты, без которых сегодня немыслим быт человека (мебель, одежда, парфюмерия, бытовая техника).

- Спасибо. Уважаемые оппоненты оцените выступление нашего соискателя.

Вопрос: Выступление было интересное. Но у меня есть вопрос. Ты сейчас говорил о том, что современная жизнь немыслима без химии. Но твоя деятельность будет связана с загрязнением окружающей среды. Что ты предлагаешь по улучшению окружающей среды?

Ответ: Я хочу ответить на ваш вопрос так: без применения химических и природоохранных технологий невозможно обеспечить очистку воздуха, воды, почвы от вредных для человека примесей.

16 слайд. Приложение. И ещё хочу рассказать, что в 1956 г. Н.Н.Семёнов получил Нобелевскую премию за исследования в области механизма химических реакций. Я хотел бы показать вам опыт, чтобы вы убедились в необходимости этой науки. (Показывает опыт получения газированной воды и молока.)

Учитель: - Я думаю, мы согласимся с нашим соискателем относительно химии. Если бы не было учёных-химиков, не было бы элементарных гигиенических средств: мыла и зубной пасты.

Такой же слайд 16. Приложение.

Сегодня на конференции звучат очень интересные выступления. Чем же могут нас удивить экономисты.

(Выступление экономиста.)

17 слайд. Изображение экономистов. Приложение.

- Экономическая наука изучает экономику. Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: дом и закон. Значит - это наука о ведении хозяйства в семье и обществе целом.

18 слайд. Приложение. В 1975 году Нобелевской премии удостоен Л.В.Канторович за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов (запасов чего-нибудь).

Мне хочется привести пример успешного распределения ресурсов - это рестораны "Макдоналдс", они специализируются на изготовлении немногих блюд, но при этом каждый работник отвечает за изготовление одного блюда. В результате этого обед в "Макдоналдсе" может быть приготовлен за 50 секунд. В нашей аудитории, я думаю, нет ни одного человека, кто бы не воспользовался услугами "Макдоналдса".

- Какие вопросы есть у оппонентов?

Оппонент: - Назовите "трёх китов" экономики.

Соискатель: - Выражение "три кита" означает фундамент чего-то, основу. В экономике есть свои "три кита":

  • Природные богатства.
  • Капитал.
  • Труд.

- Слово для доклада предоставляется литераторам.

19 слайд. Приложение. Изображение ребёнка и слова: Гении приходят в мир незаметно.

Человек рождается любопытным, стремящимся к развитию, жаждущим познать мир. На уроках литературного чтения мы знакомимся с писателями и поэтами, которые в разное время создавали произведения. За описанием событий мы видим живого человека, чувствуем, как он радовался, сомневался, уставал, творил, и текст для нас сразу перестаёт быть просто текстом. Опыт этого писателя или поэта становится нашим, мы учимся, растём, изменяемся. Гении приходят в мир незаметно.

20 слайд. Приложение. Никто не мог заранее предположить, что Иван Алексеевич Бунин, Борис Леонидович Пастернак, Михаил Александрович Шолохов, Александр Исаевич Солженицын, Иосиф Александрович Бродский - все эти замечательные люди станут лауреатами Нобелевской премии.

Может кто-нибудь из нас в будущем станет поэтом или писателем и мы будем гордиться нашими одноклассниками. А сейчас мне бы хотелось предложить вам на минуточку стать поэтами. На столах у вас лежат задания: используя опорные слова, составить рифму.

Первоклассники тоже будут составлять рифму, но только к словам: чтение - умение, учение; парта - карта, стол - пол.

21 слайд. Приложение.

Детство

поутру
в бору
ароматом
палатам
свет
десять лет
корявой
величавый
вся прогрета
красна
света
не сосна
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шёлк: Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся согрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

И.А.Бунин

Учитель: - Какие вопросы будут к литераторам?

Оппоненты: - Нам понравилось выступление докладчика. Конечно, мы согласимся с тем, что нам нужно много читать, изучать, чтобы стать образованными людьми.

22 слайд. Приложение. Учитель: - Мы ещё не сказали о людях, которые стали Нобелевскими лауреатами в области укрепления мира - это Михаил Сергеевич Горбачёв, президент СССР в 1990-1991 году. В 1990 году ему была присвоена Нобелевская премия за ведущую роль в мирном процессе и Сахаров Андрей Дмитриевич - учёный-физик. В 1975 году ему присуждена Нобелевская премия мира за гуманитарную деятельность в области прав человека.

Учитель: - А кто из соискателей хотел бы заняться именно таким делом. Сохранять и укреплять мир во всём мире?

(Выступление от представителей по укреплению мира.)

ХХ - ХХI века - это эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно, эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний. Достижения науки и техники используются по- разному. Кто-то с их помощью улучшает жизнь людей, делает её счастливее, богаче, радостнее. А кто-то ради денег, власти и славы готов превратить эти достижения в смертоносное оружие. Но большинство людей на планете понимают, что все мы - это одна большая семья, что важнее всего на свете - это жизнь, права и свобода каждого человека, каждой страны, всего человечества в целом. Я ещё маленький, многое в моей жизни может измениться, но сейчас я учусь в школе для того, чтобы, став взрослым, быть нужным своей стране. Возможно, меня изберут президентом, и я смогу многое изменить в своей любимой стране.

- Какие вопросы есть к докладчику?

Оппонент: Многие дети в нашей стране нуждаются в любви и тепле. Какую программу ты можешь предложить по улучшению жизни маленьких граждан государства?

Соискатель: Сначала я бы собрал всех родителей на большое родительское собрание и посоветовался бы с ними, что нужно каждому ребёнку, чтобы учиться, заниматься в различных кружках и секциях, интересно отдыхать и иметь всё для радостного и счастливого детства. Чтобы каждый ребёнок чувствовал, что он нужен. А потом постарался выполнить свою программу. Ведь не зря говорят: "Дети - наше будущее". Какими их воспитают, такая будет и старость. И это верно. Спасибо за внимание.

23 слайд. Приложение. Профессии - изображение и слова: "Мир профессий, мир моих увлечений".

Учитель: - Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли поговорить о некоторых важных профессиях. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Хочется, чтобы через несколько лет вы сделали правильный выбор, и мы учителя гордились вами. Надеюсь, что знания об этих профессиях принесут вам пользу.

На конференции у нас присутствовали первоклассники. Они будут продолжать дело, начатое четвероклассниками. Ну, как, ребята? Что вы на это скажете? Вы бы хотели? Читать энциклопедии, решать сложные задачи, ставить интересные опыты? Наши первоклассники тоже хотят высказать своё мнение об услышанном.

Первоклассник 1.

Попасть в отличников ряды
Не так-то просто, но
На свете есть один рецепт,
Проверенный давно.

Первоклассник 2.

Чтоб не попасть, впросак,
Ты умно поступай!
Сто разных задач ты прорешай!
Исправь ошибки в сочиненье,
Проверь по словарю!
И ты получишь наслажденье!
Я точно говорю!

Первоклассник 3.

Когда так посидишь полгодика -
К тебе успех придёт.
В олимпиадах, в конкурсах
Тебя удача ждёт.

Первоклассник 4.

Пусть, ребята, знают!
Им смена подрастает,
Талантливых и умных, воспитанных ребят.
Которые читают, решают и считают.
Они отлично знают, чего они хотят!

Учитель. Вот вам и малыши! Пройдёт немного времени и, может быть, в их честь назовут звёзды на небосклоне. Как здорово, если учение помогает творчеству и наоборот. Жизнь становится насыщенной, яркой. Ты - популярный, тебя знают, ты становишься лицом школы.

5-классники. Ольга Александровна, мы , хотим, передать первоклассникам символический ключ к знаниям и наш наказ:

Первоклассник, в добрый путь!
Что обещал ты - не забудь!
Шагай уверенно вперёд.
Учитель рядом, он с тобой идёт.
Стремленье к знаниям и труд
Тебя к успеху приведут.
Ни пуха всем вам, ни пера
Во всём,
Всегда,
Везде!

Учитель. Я уверена, что творчество продолжается, у вас впереди - новые победы, новые открытия и свершения. (Вручение дипломов и медалей членам научного общества за исследовательскую и проектную деятельность, подарков первоклассникам.)